Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую авторскую программу по организации отдыха в детском лагере
Согласовано на педагогическом совете школы Протокол №___ от______________ | Утверждена ______________ Ю.В.Ригерт от ______________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 им. Ф.М. Школьного
п. Октябрьский Курганинский район
Программа профильного лагеря
с дневным пребыванием детей «Радуга»
Орлята Курганинского района
Возраст детей: 7-11 лет и 12-17 лет
Срок реализации: с 13.06. по 03.07.2023г.
Программу составила:
Учитель начальных классов Макушева Ю.Н.
Содержание программы:
Пояснительная записка смены пришкольного лагеря……………3
Введение…………………………………………………………….3
Режим дня ………………………………………………………….4
Игровая модель смены……………………………………………..5
Система мотивации и стимулирования детей…………………….6
Система самоуправления ………………………………………….6
Содержание программы смены по периодам……………………..7
Условия реализации программы …………………………………18
Ожидаемый результат от выполнения программы и их оценка ..21
Факторы риска и меры их профилактики ……..…………………22
Список литературы ……….………………………………………25
Приложение........…………………………………………………..26
Пояснительная записка смены пришкольного лагеря
Программа смены предполагает подготовку и реализацию коллективного творческого дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П. Иванову): совместное создание взрослыми и детьми большого общего Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее придуманных и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Введение
Смена в пришкольном лагере для каждого класса, участвующего в семи
треках программы «Орлята России», становится своеобразным итогом учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены может быть реализовано как в одном конкретно взятом классе-отряде, так и во всех отрядах, находящихся в пришкольном лагере. Поскольку ребята являются участниками программы «Орлята России», предполагается, что они стремятся жить по законам и традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели «Знакомство с Орлятами Курганинского района». Данная игровая модель обусловлена возрастной категорией детей-участников смены — 7-15 лет — и временными рамками (дети находятся в лагере не полный день). Для каждого дня придумывается целостный игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела — одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени, в программу можно добавлять экскурсии, посещение творческих студий, кванториумов, технопарков, музеев, библиотек, городских парков, кинотеатров, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и тематикой дня.
Ключевыми памятными датами, взятыми за основу смен в 2023 году, станут: 200 -летие со дня рождения К.Д.Ушинского, 65-летия со дня запуска СССР первого искусственного спутника Земли, 135 лет со дня рождения поэта С.Я. Маршака, Дню общественных организаций России, День семьи, любви и верности и др.. При реализации программ летних смен рекомендовано учитывать те памятные даты, государственные и национальные праздники Российской Федерации, которые выпадают в период реализации летних смен.
Режим дня:
08.30-09.00 – Сбор детей, зарядка | Выполнение традиционного комплекса |
09.00-09.15 – Утренняя линейка | Перекличка отрядов, информация о предстоящих событиях дня, поднятие государственного флага РФ с исполнением гимна РФ, разучивание орлятских песен |
09.15-10.00 – Завтрак | Начинается с творческой презентации меню, которая включает информацию о пользе продуктов. |
10.00-12.00 – Работа по | Рекомендуется разделить работу на два |
12.00-13.00 – Оздоровительные процедуры | Рекомендуются подвижные игры и прогулки на свежем воздухе, принятие солнечных ванн |
13.00-14.00 – Обед | Знакомство отрядов с меню, представленным на обед |
14.00-14.30 – Свободное время | В это время дети могут поиграть в спокойные настольные игры, почитать книги, порисовать. Кроме того, педагог может использовать это время для подведения с детьми итогов дня, проведения анализа |
14.30 – Уход домой | |
Игровая модель смены
Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят по сельским поселениям Курганинского района, с целью познакомиться с Орлятами Курганинского района, узнать особенности и уникальность места их проживания. Путешествовать по неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям нашего отряда требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти все испытания, составить карту Курганинского района и таким образом познакомиться с их единомышленниками, узнать главные сокровища нашего района.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Курганинского района. Путешествовать по Курганинскому району и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде элементов карты Курганинского района, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Курганинского района, в котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако, «волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда «Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны, знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами Курганинского района, узнают о величии природного и национального богатств этого уголка нашей страны, происходит знакомство с Орлятами отдельных населенных пунктов.
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли ли ребята помочь Орлятам нашего района, получилось ли собрать карту Курганинского района, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята отвечают вместе со своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня смены. Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А невидимые жители, которые оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и жители Курганинского района. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник. Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты, которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах, соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций: ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями за конкретные достижения. Но если педагог считает, что необходимо ввести систему стимулирования внутри своего отряда, то она должна дополнять игровую модель, а не идти вразрез с ней.
Система самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход, при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту деятельность совместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
- добровольность;
- включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
- приоритет развивающего начала для ребёнка;
- повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
- доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
- открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
- ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести систему чередования творческих поручений (далее – ЧТП), основанную на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5 человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений представлены в сценариях ключевых дел смены.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель. Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря, распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
- знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене).
Ключевые дела и события | Описание ключевых дел |
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов | |
День безопасности «Здравствуй лагерь» Игровой час «Играю я – играют друзья» (уровень отряда) Приложение 1 | Включает в себя проведение игр или игровых программ на взаимодействие командообразование, сплочение, выявление лидера, создание благоприятного эмоционального фона в коллективе; при необходимости игры на знакомство или закрепление имён. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg |
Общий сбор участников «Здравствуй, лагерь!» (уровень лагеря) Приложение 2 | Официальный старт смены – открытие с поднятием государственного флага РФ и исполнением гимна РФ, творческим номером, приветственной речью начальника лагеря. Знакомство участников смены с территорией лагеря, основными правилами и распорядком дня, ключевыми людьми, к которым можно обращаться в течение смены |
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены. | |
Творческая встреча орлят «Знакомьтесь, это – мы!» (уровень лагеря) Приложение 3 | Знакомство отрядов друг с другом, творческая презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского» отряда – коллективом учителей, педагогов, наставников-старшеклассников. Ссылка на материалы дела https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg |
Тематический час (уровень отряда) Приложение 4 | Презентация волшебной книги, открыв которую ребята видят послание от жителей неизвестной страны. «Жители» знакомят детей с правилами, которые приняты в неизвестной стране. На основе этих правил отряд продумывает группы ЧТП. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q |
Время отрядного творчества «Мы орлята Курганинского района» (уровень отряда) Приложение 5 | Подготовка отряда к творческой встрече, оформление отрядного уголка, придумывание названия, эмблемы отряда и других его атрибутов. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/EAdNJa6ljk4YxQ |
Творческая встреча орлят «Давайте познакомимся!» (уровень лагеря) Приложение 6 | Знакомство отрядов друг с другом, презентация визиток, названий и девизов; знакомство с творческой визиткой «вожатского отряда» - коллективом учителей, педагогов, которые принимают участие в реализации смены. Ссылка на материалы дела https://disk.yandex.ru/i/kxsByhNBMlxANg |
Основной период (3-13 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по Курганинскому району, открывать который им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
- знакомство с культурными традициями и национальными
ценностями жителей Курганинского района, изучение богатств Куранинского района;
- поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
- создание условий для проявления каждым ребёнком индивидуальности, его творческого и нравственного потенциала, активности и инициативы;
- приобщение детей к здоровому образу жизни;
- формирование норм взаимоотношений внутри коллектива.
| Ключевые события и дела | Описание ключевых дел | |||||||||||||||
3-й день смены. Тематический день «Игры и забавы жителей Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Время отрядного творчества «Мы – Орлята Курганинского района» (уровень отряда) | Направлено на знакомство детей с национальными играми и забавами Курганинского района Краснодарского края Российской Федерации. В рамках дела ребята рассматривают спектр национальных игр и забав и более подробно знакомятся с одной конкретной игрой, заранее определённой жребием. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Игровая программа «Мы – одна команда!» (уровень лагеря) Приложение 6 | Задания и игры на сплочение и командообразование и проведение для других ребят своей игры, с которой они познакомились во время отрядного творчества «Мы – Орлята!» Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
4-й день смены. Тематический день «Устное народное творчество Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Конкурс знатоков «Ларец народной мудрости» (уровень отряда) Приложение 7 | Конкурс направлен на знакомство детей с устным народным творчеством поэтов и писателей Курганинского района. Это могут быть сказы и сказки, рассказы, былины, повести, песни, пословицы и поговорки. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Театральный час (уровень лагеря) Приложение 8 | Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку, которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас готовят костюмы из подручных средств, придумывают простые реплики, репетируют, после чего начинаются представления отрядов. Далее участников ждёт сюрприз – экспромт на сцене от вожатых. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
5-й день смены. Тематический день «Национальные и народные танцы» | |||||||||||||||||
| Танцевальный час «В ритмах детства» (уровень отряда) Приложение 9 | Дело направлено на разучивание с отрядом танцевального флешмоба, который будут танцевать все «Орлята России» по стране в определённый день. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Танцевальная программа «Танцуем вместе!» (уровень лагеря) Приложение 10 | Направлена на знакомство детей с национальными танцами Краснодарского края, где они и пробуют разучить и исполнить разные танцы. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
6-й день смены. Тематический день «Знакомство хутором Урмия Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Научно- познавательная встреча «Мир Урмия» (уровень отряда) | Знакомство детей с географическом положением хутора Урмия Курганинского района. Знакомство с Орлятами образовательной организации. Изучение особенностей коренного населения этого уголка Курганинского района. | |||||||||||||||
| Конкурсная программа «Эврика!» (уровень лагеря) Приложение 12 | Соревнование команд по решению интересных кейсов, основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс, команда дружно восклицает «Эврика!» Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
7-й день смены. Тематический день «Природное богатство и полезные ископаемые Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Экскурсия в дендропарк «Кладовая природы» (уровень отряда) Приложение 13 | Знакомство детей с природным богатством и полезными ископаемыми Курганинского района Экскурсия строится по принципу поисковой исследовательской деятельности. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Экологический час «Создание экологического постера и его защита» (уровень лагеря) Приложение 14 | Во время экскурсии ребята набираются знаний и впечатлений. После этого отряду предлагают создать экологический постер, внеся туда все, что они почувствовали и запомнили. Время на создание постера ограничено. Итогом станет презентация всеми отрядами своих постеров на экологическую тематику. Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw | |||||||||||||||
8-й день смены. Тематический день «Изучение малой Родины Орлят – поселка Октябрьский Курганинского района » | |||||||||||||||||
| Научно- познавательная встреча «Мир п. Октябрьский» (уровень отряда) | Знакомство детей с географическом положением п.Октябрьский на карте Курганинского района. Занятие направлено на знакомство детей с Гербом Октябрьского сельского поселения, почетными жителями, достопримечательностями и предприятиями, расположенными на данной территории. | |||||||||||||||
| Кейс-турнир «ЭКОЛОГиЯ» (уровень лагеря) Приложение 20 | Ребята делятся на небольшие команды для решения экологических кейсов и представления своих результатов для других команд. Задача участников найти наиболее экологичное решение той или иной ситуации, рассмотрев её с разных сторон. | |||||||||||||||
9-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народные ремёсла Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Мастер-классы «Подарки Орлятам Курганинского района» (уровень отряда) Приложение 15 | Посещение детьми дома творчества или кружков/студий прикладного характера, где они смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести и т.д. Изготовление поделок для дальнейшей передачи сообществам Орлят России в Курганинские образовательные организации. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Игра по станциям «Твори! Выдумывай! Пробуй!» (уровень лагеря) Приложение 16 | Направлена на знакомство детей с прикладным творчеством и народными ремёслами Курганинского района и даёт возможность детям узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать что-то своё. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
10-й день смены. Тематический день «Национальная кухня Курганинского района» | |||||||||||||||||
| Настольная игра «Экспедиция вкусов» (уровень отряда) Приложение 17 | В рамках игры дети знакомятся с периодом правления первого российского императора – Петра I, а именно с теми продуктами, которые он завёз в Россию, и с разнообразием современных рецептов из этих продуктов. Ребята сопоставляют продукты с продуктами, которые выращивают жители Курганинского района Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Костюмированное кулинарное шоу «Шкатулка рецептов» (уровень лагеря) Приложение 18 | Предполагает знакомство детей с национальной кухней народов Краснодарского края Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
11-й день смены. Тематический день «Открытые тайны великой страны» | |||||||||||||||||
| Тематический час «Открываем сельские поселения Курганинского района» (уровень отряда) Приложение 19 | Подведение итогов путешествия по Курганинскому району. Для этого ребята собирают все элементы карты района, вспоминают, о чём узнали за 9 дней, и отгадывают название района, по которому они путешествовали (Курганинский). Педагог рассказывает о Государственных символах нашей страны, демонстрирует символы Краснодарского края и отдельных сельских поселений Курганинского района. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Телемост «Содружество орлят Курганинского района» (уровень лагеря) Приложение 20 | Онлайн-встреча с участниками смены «Содружество орлят России» в Курганинском районе Краснодарского края. Орлята делятся впечатлениями, общаются, танцуют общий флешмоб. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Праздничная танцевальная программа «В кругу друзей» (уровень лагеря) Приложение 21 | Направлена на эмоциональный подъём ребят в конце путешествия. Во время танцевальной программы ребята исполняют выученный ими ранее флешмоб и другие танцы. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
12-й день смены. Тематический день «Я и моя семьЯ» | |||||||||||||||||
| Творческая астерская «Подарок своей семье» (уровень отряда) Приложение 22 | Создание небольшого подарка своими руками для родных и близких. Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
| Гостиная династий «Ими гордится Россия» (уровень Приложение 23 | Творческая встреча ребят с представителями семейных династий (это могут быть учителя, врачи, лесники, и др.). Ссылка на материалы дела: | |||||||||||||||
13-й день смены. Тематический день «Я и мои друзьЯ» | |||||||||||||||||
Большая командная игра «Физкульт-УРА!» (уровень лагеря) Приложение 24 | Прохождение коллективом отряда-класса спортивных испытаний, где они могут показать себя как настоящая команда, которая уважает и поддерживает каждого. Ссылка на материалы дела: | ||||||||||||||||
Время отрядного творчества и общий сбор участников «От идеи – к делу!» (уровень отряда и лагеря) Приложение 25 | Основная деятельность времени отрядного творчества заключается в том, чтобы увлечь участников перспективой создания интересного и полезного дела и выработать совместно с ними идеи праздника. В завершение выбираются представители от отряда, которые на общем сборе представляют отрядные идеи, выработанные во время отрядного творчества. Совместным решением определяется общая идея праздника и составляется план по её реализации. Каждый отряд получает поручение по подготовке праздника. Ссылка на материалы дела: |
Итоговый период (14-15 дни смены) – орлята возвращаются из путешествия по неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
- реализация ключевого события – большого совместного праздника,
закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела;
- поднятие самооценки каждого участника и значимости для него
жизни в коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
- награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря, вручение благодарственных писем родителям и педагогам детей;
- подготовка детей к завершению смены, усиление контроля
за жизнью и здоровьем детей.
| Ключевые события и дела | Описание ключевых дел | ||
14-й день смены. Тематический день «Я и мой Курганинский район» | ||||
| Подготовка к празднику «Создаём праздник вместе» (уровень отряда) Приложение 26 | Деление отряда на микрогруппы для выполнения поручения; работа групп по проработке своей части общего поручения отряда. При необходимости ребята репетируют или специально подготавливают элементы дела (например, творческий номер или сценарий). Ссылка на материалы дела: | ||
| Праздничный калейдоскоп «По страницам нашей книги» (уровень лагеря) Приложение 27 | Проведение праздника по итогам путешествия по неизвестной стране. Ребята выступают одновременно в роли участников и организаторов данного события. Ссылка на материалы дела: | ||
15-й день смены. Итоговый период смены. Выход из игрового сюжета. | ||||
| Итоговый сбор участников «Нас ждут новые открытия!» (уровень отряда) Приложение 28 | Анализ реализованного коллективно-творческого дела и подведение итогов путешествия по неизвестной стране. Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что произошло с ними в смене (в этом поможет книга) и создать афишу-коллаж о своём путешествии. Это позволит педагогу получить многогранную обратную связь. Кроме того, афиша-коллаж поможет ребятам проанализировать, что они узнали за смену, чему научились, как изменились. В качестве работы на последействие педагог может предложить ребятам продолжать и дальше открывать свою страну, свою малую родину и делиться этими знаниями друг с другом | ||
| Ссылка на материалы дела: | |||
Линейка закрытия смены «Орлята Курганинского района» (уровень лагеря) Приложение 29 | Официальное завершение смены и награждение её участников. Содержание линейки может содержать творческие номера, ответное слово детей и напутствия педагогов. Ссылка на материалы дела: |
Нормативно-правовые условия
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Устав ОУ
Положение о лагере с дневным пребыванием
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий
Должностные инструкции работников
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра
Заявления от родителей
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии
Акт приемки лагеря
Планы работы
Механизм реализации комплексной программы
Для подготовки педагогического персонала к участию в проекте проведен методический проблемно-целевой семинар. Итогами семинара стали:
Разработка вводного инструктажа для детей;
Разработка и утверждение программы;
Согласование со всем педагогическим составом расписания и графика работы всей смены.
Формы работы
Беседы, диспуты, викторины;
Проектная деятельность;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Соревнования;
Экскурсии;
Трудовые дела, акции;
Тренинги.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно- Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, социальный педагог;
воспитатели;
тренер;
библиотекарь;
технический специалист.
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы).
Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
самоуправление в отряде и в лагере
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, па также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря;
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
повар;
технический персонал;
медицинский работник;
технический специалист;
тренер.
Педагогические условия:
соответствие направления и формирования работы целям и
задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми;
Организация различных видов деятельности;
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря;
Создание ситуации успеха;
Систематическое информирование о результатах прожитого дня;
Организация различных видов стимулирования.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
коллективные творческие дела
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
самоуправление в отряде и в лагере
проведение ежедневных планёрок.
Финансовое обеспечение
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Успешность педагогической деятельности коллектива
реализуется при следующих условиях
защита прав и интересов ребенка;
доброжелательность;
соблюдение конфиденциальности;
сотрудничество и содействие.
Ожидаемый результат от выполнения программы и их оценка
Благодаря созданию оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать развитию творческих, интеллектуальных и других способностей детей, участники Программы будут погружены в разнообразную деятельность через включение в сюжетно-ролевую игру; будет укреплено их здоровье через включение в спортивно-оздоровительную деятельность; созданы условия для формирования у участников Программы активной жизненной позиции через участие в событиях смены.
Исходя из того, что большинство участников Программы – учащиеся МБОУ СОШ №7, предполагается, что, получив новые знания и умения, ребята смогут реализовать их в течение учебного года как в учебных, так и внеучебных мероприятиях.
1. Улучшение физического и психического здоровья детей и подростков, их максимальное оздоровление; воспитание у детей навыков здорового образа жизни.
2. Повышение социальной активности путём вовлечения в творческие и познавательные дела, развитие лидерских и организаторских способностей через КТД.
3. Развитие навыков межличностного и межгруппового общения в отрядах.
4. Наполнение жизни детей интересными социокультурными событиями, развивающими чувство патриотизма, уважительного бережного отношения к окружающему миру, людям и событиям, которые внесли свой вклад в жизнь Российской Федерации.
5.Самореализация, саморазвитие и самосовершенствование детей и подростков в процессе участия в жизни лагеря и приобщение к культурному и историческому наследию.
Факторы риска и меры их профилактики:
№ | Факторы риска | Меры профилактики |
1 | Плохая погода, не позволяющая активно отдыхать | Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении. |
2 | Пассивность | Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы: стимулирование мотивации. |
3 | Усталость педагогического коллектива | Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях. |
4 | Утомляемость детей | Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и др. |
5 | Эмоциональное сгорание | Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности. |
6 | Травматизм | Инструктаж по технике безопасности. Исключение травмоопасных ситуаций, бдительность и ответственность за здоровье и жизнь детей. |
7 | Недостаточность спортивного и игрового инвентаря | Своевременное и достаточное обеспечение. |
8 | Подвижные игры на улице | Чередование игр на улице и в помещении. |
Список литературы:
1. Программа смен «Содружество Орлят России» для проведения
в детских лагерях Российской Федерации / методическое пособие для
организаторов детского отдыха / А.В. Джеус, Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева. – Краснодар: Новация, 2022. – 283с.
Приложение
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мониторинг эффективности реализации программы летнего отдыха отслеживается через анкетирование детей и родителей: входная, промежуточная и итоговая диагностика, листы замечаний и пожеланий.
Психологическое обеспечение работы в лагере
Психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в условиях лагеря выполняет следующие функции:
-воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребёнку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;
-компенсаторная – формирование стремления компенсировать имеющиеся недостатки приложением сил в том виде деятельности, который он любит, и в котором он может добиться успехов, реализовать свои возможности;
-стимулирующая – направлена на активацию положительной деятельности ребёнка;
-корректирующая.
Организация анализа и рефлексии:
1. На личностном уровне – анкеты, индивидуальные беседы и т.д.
2. На групповом уровне – творческие, инициативные группы.
3. На уровне отряда – отрядные свечки.
4. На уровне лагеря – деятельность информационного центра, создание книги личных достижений.
5. На уровне педагогического коллектива – ежедневные планёрки, текущие и итоговые педсоветы.
ДИАГНОСТИКА
п/п | Мероприятие | Срок проведения | |
1 | Входное анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. | 1 день смены | Воспитатели |
2 | Методика «Выбор» (выявление степени удовлетворенности детей работой лагеря) | 15 день смены | Воспитатели |
4 | Рефлексия мероприятий | Ежедневно | Воспитатели |
5 | Итоговое анкетирование детей, позволяющее выявить оправдание ожиданий. | Последний день смены | Воспитатели |
21