12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малышева Анна Николаевна31
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
2

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения»

Современные технологии обучения: проблемы, подходы, решения

«Педагогическая образовательная технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя определение «педагогическая технология», можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

- отбор и структура содержания (что);

- оптимальная организация учебного процесса (как);

- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

- учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

- объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Г.К. Селевко определяет педагогические технологии следующим образом:

По ведущему фактору психического  развития: биогенные, социогенные, психогенные, идеалистические.

По ориентации на личностные структуры: информационные, операционные, эмоционально-художественные, эмоционально-нравственные, саморазвития, эвристические, прикладные.

По характеру содержания и структуры: обучающие, воспитывающие, светские, религиозные, общеобразовательные, профессионально-ориентированные, гуманитарные, технократические.

Педагогическая технология – это направление педагогической науки, проектирующие педагогические процессы, которые гарантируют наиболее эффективные достижения учащимися запланированных результатов обучения (Герман Константинович Селевко)

Классификация педагогических технологий:

По ориентации на личностные структуры: общепедагогические, частно предметные, локальные и узко методические.

По типу управления познавательной деятельностью: информационные, операционные, саморазвитие.

По организационным формам: классно-урочные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения.

По подходу к ребёнку: авторитарные, личностно-ориентированные, технологии сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающие, игровые, проблемно-поисковые, творческие.

По категории обучающихся: компенсирующие, технологии работы с трудными детьми, с одарёнными детьми.

Педагогическая наука объединяет образовательные технологии  и таким образом:

Технологии поддерживающего обучения (традиционного обучения):

Объяснительно-иллюстративное обучение,

Технология разноуровневого обучения,

Технология модульного обучения.

В их основу положены дидактические принципы Я.А. Коменского, уровневая дифференциация, системно-деятельностный подход, индивидуализация обучения.

Технологии развивающего обучения:

Технология проблемного обучения А. Осборн;

Технология проблемно-модульного обучения М.А. Чошанов;

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских П. Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения Дж. и Э. Дьюи, У. Х. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Технология развития критического мышления учащихся Д. Халперн, Ч. Темпл, 
Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры Д.Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении (А.А. Вербицкий)

Личностно ориентированные технологии обучения: (авторские системы) А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

В современной школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

- личностно-ориентированные технологии

- информационно-коммуникационные технологии

- технологии развития критического мышления

- проектные технологии

- технологии развивающего обучения

- здоровьесберегающие технологии

- технологии проблемного обучения

- игровые технологии

- технологии обучения в сотрудничестве

- технологии уровневой дифференциации

- кейс-технологии и ряд других.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям.

Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными но результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить образовательный процесс. Воспитание - это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить образовательный процесс в сторону «восхождения» ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания.

Таким образом:

1) развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром;

2) характер этой активности определяется субъективно свободным отношением личности;

3) педагогическое влияние должно ориентировать воспитанника на определѐнное отношение к социальным ценностям;

4) взаимодействие педагога и весь процесс взаимодействия с ребенком должен производиться на уровне современной культуры и в соответствии с целью воспитания.

Следовательно, чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:

1) какие элементы составляют педагогическую технологию;

2) каково их необходимое и достаточное присутствие;

3) в какой взаимосвязи они находятся;

4) какие общие и специфические функции каждого элемента.



Библиографические источники

Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии : учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по педагогическим направлениям и специальностям / Автор-составитель: О.И. Мезенцева; под. ред. Е.В. Кузнецовой; Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2018. – 140 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.