Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
Применение проектной технологии в обучении грамматике английского языка
Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
(Ж.Ж. Руссо)
Тема, над которой я работаю, называется «Применение проектной технологии в обучении грамматике английского языка»
Я выбрала эту тему, потому что главной проблемой для меня является то, как помочь носителям русского языка преодолеть трудности в изучении грамматики английского языка.
Я считаю, что эта тема актуальна потому, что английский - аналитический язык. В нем слово передает лексическое значение, а грамматическое значение выражается вне слова при помощи порядка слов в предложении, служебных слов, и, даже, интонации.
Грамматика английского языка – основа языка, систематизирующая знания учащихся. Без грамматики английский язык не выучить, и как бы ни хотелось современным учащимся ее избежать, все равно им придется её учить.
Целью обучения является овладение основами грамматики английского языка с применением проектной технологии.
Я поставила следующие задачи:
Дать правильный подход к изучению языка.
Объяснить принципы построения языковых конструкций.
Разобрать грамматическую основу языка и ее сложности.
Научить эффективным способам самообучения и запоминания.
Стимулировать у учащихся творческий подход к усвоению языка.
Основываясь на основную образовательную программу нашей школы. Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта. Целью, которой является реализация образовательной программы и обеспечение планируемых результатов обучения, становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости.
Я разработала рабочую программу для 5 класса, в которой выделила уроки грамматики и построила их с применением проектной технологии.
Я считаю, что проектная технология является неотъемлемой частью современного урока, а также является стимулом для изучения иностранного языка.
Я работаю с учебно-методическим комплектом О.В. Афанасьева, И. В. Михеева английский язык "Радуга". В процессе работы у меня возникла проблема, к учебнику 5 класса не изданы разработки с элементами проектной технологии, как в начальной школе, поэтому для таких уроков я разработала методическое пособие для учителя и учеников «My grammar project.
Целью моей разработки является помощь учителю в проведении уроков английского языка в соответствии с новыми требованиями.
Данное пособие имеет следующий учебно-методический комплект:
Технологическая карта к уроку.
Презентация + диск с музыкальными физкультминутками
Пакет документов для выполнения проекта, который включает в себя:
а) План работы для группы учащихся.
б) Раздаточный материал к уроку на основе учебного материала по теме.
в) Рефлексивный экран.
г) Таблица самооценки.
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни.
Урок с применением проектной технологии необходимо уметь планировать, а для этого надо знать, что он состоит из следующих этапов:
Проблемная ситуация.
К каждому уроку грамматики я разработала проблемные ситуации, на основе изученного и нового материала: «Например, для изучения Настоящего совершенного времени для проблемной ситуации я применила фотографию учащихся из их школьной жизни. (На фотографии изображена ученица, которая забыла учебник дома, а учитель задаёт ей вопрос: Have you left your textbook at home? I am afraid, I have.)». Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли выяснить, что они уже знают и что ещё не знают по теме. Проблемные ситуации из школьной жизни заинтересовывают учащихся и настраивают на урок.
Проблема.
На основе того, что учащиеся не знают по теме, перед ними возникает проблема, которую они должны решить в ходе урока.
Цели и задачи.
В результате возникшей проблемы учащиеся ставят для себя цели и задачи урока.
Тема урока.
Исходя из поставленных целей и задач, учащиеся уже могут самостоятельно назвать тему урока.
Объяснение грамматического материала.
а) Для того, чтобы процесс изучения грамматики не был для учащегося «Я всё учусь, учусь, а толку нет» я разработала ряд «двуязычных грамматических сказок», которые сопровождаются презентациями. Грамматические двуязычные сказки помогают мне сделать процесс обучения интересным, привлекательным и понятным для учащихся. Такие сказки способствуют сохранению положительной мотивации к изучению языка и создания положительных эмоций на уроке, а также психологически оправдывают и делают эмоционально привлекательными и коммуникативно-значимыми грамматические правила.
(Например: В одном Королевстве «Present Continuous» жил-был король Now -сейчас.
У короля были сыновья-глаголы с окончанием –ing:
taking, playing
У глаголов были слуги вспомогательные глаголы: am, is, are
Жители королевства любят рассказывать, что они любят делать сейчас:
I am playing now.)
Также я предлагаю учащимся, для закрепления грамматического материала проходить в домашних условиях онлайн олимпиады (международная олимпиада по английскому языку skyeng super cup,Skyeng Super Cup Autumn 2017: 5-8 классы), которые рекомендованы КОПКРО. Данная олимпиада очень понравилась учащимся, так как, выполняя ее на время, учащиеся анализировали свои недоработанные моменты в изучении иностранного языка. Я, как учитель, прошла такую олимпиаду Skyeng SuperTeacher,s Cup , поэтому могла анализировать вместе с ребятами наши успехи и недостатки. Многим ребятам было недостаточно времени для выполнения заданий в форме ОГЭ. Многие задумались, как важна грамматика, потому что не справились с некоторыми грамматическими упражнениями, кто-то выделил для себя аудирование.б) Для обучения грамматике я применяю таблицы формата А3, а также в электронном виде для доски Smart Board, которые разработала специально для каждой темы по грамматике к УМК О.В. Афанасьева 5 класс.
Это пособие я назвала «Grammar Focus», в соответствии с грамматическими правилами из учебника. На основе таблиц я распечатываю правила и вклеиваю учащимся в тетради, таким образом, каждый ученик имеет свой грамматический справочник. Такой метод работы способствует зрительному запоминанию правил. Наглядный материал мотивирует учащихся к изучению языка.
Перед выполнением проекта я провожу музыкальные физкультминутки, которые помогают учащимся снять психологическое напряжение.
Выполнение проекта.
На данном этапе работы учащимся предоставляется пакет документов, который я составляю на основе заданий из учебника в соответствии с темой. Для того чтобы процесс выполнения проекта был увлекательным я использую фотографии с реальными образами и картинки.
Защита проекта.
Защита проекта происходит всеми участниками группы, которые представляют свой продукт перед всем классом (публичное выступление помогает учащимся преодолеть страх трудностей, возникающих при изучении грамматики).
Рефлексивный экран.
Рефлексивный экран я разработала на основе раскрашивания различных геометрических фигур, цветов, ладошек руки и т.д. Я выбрала четыре основных цвета:
желтый – обозначает, что учащийся плохо работал;
синий – ученик старался, но у него, были ошибки в ходе выполнения заданий;
красный – ученик старался, и у него всё получилось без ошибок;
оранжевый – ученик понял, как нужно работать ещё лучше;
В ходе работы, когда учащиеся привыкли к цветам в рефлексивном экране, я перевела его на английский язык. Раскрашивание помогает расслабиться и успокоиться после выполненных заданий.
Таблица самооценки
Как итог урока я разработала таблицу результатов самооценки, в которой учащиеся самостоятельно оценивают свои умения.
Таблица включает в себя умения деятельности учащихся во время урока.
Если умения учащихся соответствуют требованиям, то они ставят знак «+»
Если в ходе выполнения были ошибки, знак «?»
Если неправильно выполнили задания, знак «-»
Чтобы увидеть эффективность усвоения грамматических правил на основе данных разработок, я провела анализ итоговых контрольных работ, в-пятых, классах за последние три учебных года.
Качество знания по грамматике английского языка, в-пятых, классах.
№ | Учебный год | Количество учеников | Количество «5» | Количество «4» | Качество знания |
1 | 2020-2021 | 45 | 15 | 14 | 65% |
2 | 2021-2022 | 44 | 16 | 15 | 71% |
3 | 2022-2023 | 52 | 27 | 16 | 83% |
Степень обученности по грамматике английского языка.
№ | Учебный год | Количество учеников | Количество «5» | Количество «4» | Количество «3» | СОУ |
1 | 2020-2021 | 45 | 15 | 14 | 16 | 66% |
2 | 2021-2022 | 44 | 16 | 15 | 13 | 69% |
3 | 2022-2023 | 52 | 27 | 16 | 9 | 78% |
В результате исследования я пришла к выводу, что применение проектной технологии в обучении грамматике положительно влияет как на качество знаний учащихся, так и на степень обученности.
А также я провела исследование познавательного интереса среди учащихся пятых классов 2022-2023 учебного года и пришла к выводу, что 83% учащихся с огромным удовольствием выполняют задание с применением проектной технологии на уроках английского языка.
Полученные знания ученики применяют на практике, участвуя в конкурсах разного уровня, таких как Британский Бульдог, международная олимпиада по английскому языку skyeng super cup,Skyeng Super Cup Autumn: 5-8 класс, интеллект будущего- Let’s do it!, конкурс «Junior Jack» Джуниор Джек, Бигфут, Старт, проект и исследование: « Шаги в науку 1тур (осенний)», а так же в научно-практических конференциях.
После исследования я пришла к выводу, что с каждым годом увеличивается число учащихся, которые с удовольствием занимаются изучением английского языка. Многие ребята занимают призовые места. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Я продолжу свою работу над усовершенствованием своих разработок, чтобы учащиеся и в дальнейшем с удовольствием изучали грамматику на уроках английского языка, а также и сам язык в целом, с применением проектной технологии.
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов - М.: АРКТИ, 2003 —112 с.;
2. Гавриченков А.Н., Методические разработки учителей-предметников. Москва 2011
Психолого-педагогические и методические основы преподавания иностранных языков. Калуга-2007;
3.Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В., Суволокина И.В., Пухова Л.В., Касатова С.В., Учебно-методический комплект «Проектная деятельность. 4 класс» — М.: ИЦ «Маска», 2010;
3.Пахомова Н.Ю., Дмитриева Н.В., Денисова И.В., Суволокина И.В., Пухова Л.В., Касатова С.В., Методическое пособие и CD-диск с базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и под. – г. Дзержинский: ДМУП "Информационный центр", Учебное проектирование: 2012. — 52 с.
7
Шишкина Людмила Николаевна
Нечепуренко Ольга Васильевна
Селиванова Галина Геннадьевна
Нечепуренко Ольга Васильевна