Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Метод проектов как средство обучения в рамках реализации новых ФГОС»
« МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ФГОС»
Чему учат в школе? Многим интересным, важным и увлекательным наукам. И ведь действительно, всестороннее развитие личности предполагает широкий кругозор, овладение основными знаниями, умениями и навыками по многим предметам. И я, как практически каждый педагог, считаю свои предметы важнейшими, интересными и востребованными. Что может быть важнее и значимее, чем ЖИЗНЬ? А ведь биология и есть наука о жизни, во всех ее самых прекрасных проявлениях. И химия является прекрасным дополнением, показывая, что в основе важнейших физиологических процессов живых организмов лежат различные химические явления и реакции, превращая любой живой организм в «химическую лабораторию».
Но как вызвать интерес у учащихся к изучению своих предметов, именно интерес, а не просто желание получить хорошую отметку за урок? Конечно, необходимо показать каждому ученику значимость знаний, возможность использовать их в реальной жизни. Каждый урок, каждая изученная тема, каждая новая информация должны быть донесены до ученика, поняты им. И я в течение своей педагогической деятельности не раз задавалась вопросом: как сделать для ребят свои предметы интересными и доступными для изучения. Многие приемы и методы были использованы мною для решения этой задачи. На помощь приходили современные педагогические технологии, внося в мою деятельность что-то новое и очень эффективное. И конечно, я не могла не заинтересоваться технологией проектного обучения. Это педагогическая технология, в которой проявляется очень ярко самостоятельная, познавательная и творческая работа учащихся. Целью активного использования мною данной технологии я вижу в воодушевлении ребят на самостоятельное приобретение знаний из различных источников и донесении ее до всех членов классного коллектива. Учащиеся становятся намного активнее, улучшается успеваемость по предметам. Они учатся пользоваться приобретенными знаниями, испытывают гордость за то, что они могут рассказать своим сверстникам что-то новое и интересное, выходящее очень часто за рамки школьной программы. Ребята учатся выступать перед аудиторией, хотя многие ранее испытывали стеснение при устных ответах с места и тем более у доски. Учащиеся в работе так же приобретают и коммуникативные навыки, так как проектная деятельность носит не только индивидуальный, но и групповой характер.
С каждым новым учебным годом метод проектов все больше внедряется в мою профессиональную деятельность и обучение моих учеников. Данный метод используется в разных формах: индивидуальные задания для более подробного освещения некоторых вопросов; выступления на обобщающих уроках, уроках-семинарах. Очень часто я использую данную работу на конкурсной основе при проведении предметных недель по биологии и химии. Это еще больше повышает интерес к выбранной теме и соответственно к учебному предмету. В настоящее время я больше всего отдаю предпочтение следующим типам проектов:
- Исследовательский тип проекта: учащиеся приводят доказательства или опровержения какой-либо гипотезы. Ребята очень серьезно доказывают свою точку зрения, находят иногда очень интересные и неожиданные доказательства.
- Информационный тип проекта: ребята собирают информацию о каком-либо объекте или явлении. С большим интересом знакомят аудиторию с обобщенными данными, взятыми из разных источников, дополняя их своими собственными наблюдениями и статистическими данными.
Приведу примеры самых ярких конкурсов проектных работ для учащихся 7-11 классов, которые вызывают наибольший интерес и желание работать.
Конкурс проектов по химии для учащихся 8-10 классов «Эта волшебная наука ХИМИЯ»
Конкурс проектов по биологии для учащихся 7-11 классов «Книга рекордов природы»
Конкурс проектов по «Общей биологии» для учащихся 9-х классов «Родословная моей семьи: таланты и способности»
Конкурс проектов по химии для учащихся 9-х классов «Уникальные свойства воды»
Конкурс проектов в рамках проведения пресс-конференции для учащихся 8-х классов «Пищевые добавки: за и против»
Конкурсы проектов по «Общей биологии» для учащихся 9-х и 10-х классов « Биоритмы вокруг нас», «Экологические проблемы»
Конкурс проектов для учащихся 8-х классов «Заболевания человека. Факторы риска и их профилактика»
Конкурс проектов для учащихся 11-х классов: «Происхождение жизни на Земле»
И в заключение хочу сказать: метод проектов уникален и прогрессивен, с помощью него можно добиться прекрасных результатов в обучении в рамках реализации новых ФГОС. Это видно и по повышению успеваемости и по большому количеству выбора экзаменов в 9 и 11 классов, а также по участию в научно - практических конференциях школьного и муниципального уровня.
-