Методическая разработка на тему «Необычная жизнь обычных предметов»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую методическую разработку «Педагогический мастер-класс» (III)
Тема: «Необычная жизнь обычных предметов»
Сидюк Ирина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ д/с 26
муниципального образования
Тимашевский район
ст. Медведовская
План-конспект мастер-класса «Необычная жизнь обычных предметов».
Тема: (Изготовление макета «Экосистема водоёма»)
Ведущая мастер-класса: Воспитатель МБДОУ д/с 26 муниципального образования Тимашевский район, ст. Медведовская Сидюк Ирина Алексеевна
Цель: поддержка творческой инициативы педагогов при взаимодействии с родителями воспитанников ДОО. Содействие личностному и профессиональному росту, самореализации педагогических работников.
Задачи: расширять знания, умения педагогов создавать изделия из подручных средств путём освоения несложных техник. Развивать предметно – пространственную среду дошкольной образовательной организации дидактическим материалом, созданным из вторичного сырья руками детей и взрослых. Формировать познавательную активность, умственные способности, эстетический вкус, конструктивное мышление детей. Воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду, эстетические и патриотические чувства.
Форма проведения: мастер-класс с показом презентации для педагогов и родителей с демонстрацией приёмов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Место проведения: музыкальный зал или групповая комната. Оборудование: столы и стулья по количеству участников, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, мультимедийная презентация.
Раздаточные материалы: бросовый материал, ножницы, пластиковый контейнер, яичная упаковка. Зелёная и голубая ткань или куски коврика, куски медной проволоки, губка, пенопласт, клей пистолет, клей карандаш. Краски, кисти. Разноцветные фломастеры.
Ход проведения мастер-класса:
Воспитатель Добрый день, друзья! Разрешите, именно так вас называть?
Давайте знакомиться? Я, Сидюк Ирина Алексеевна, воспитатель сельского детского сада. Ответы педагогов.
Воспитатель. В моей работе присутствуют моменты срочности и необходимости проявления творческой фантазии. Например: принять с ребятами участие, в конкурсе или выставке создавая, что то необычное и интересное.
Одним их эффективных приёмов считаю, направление ART DUMP - организация игр из бросового материала, которые дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предметах окружающего мира.
Л.В. Венгер отмечал, в познавательно - практической деятельности, идёт своеобразное отображение действительности ребёнком, дети не просто «символизируют» или обозначают предметы и ситуации, но и создают их наглядные модели, устанавливая отношения, адекватные замещаемым объектом. Изучив методику работы с бросовым материалом, пришла к выводу, что для детей среднего и старшего дошкольного возраста, деятельность должна быть значимой, захватывающей, радостной.
Актуальность.
Серьёзную проблему в нашем современном мире вызывает приобщение детей к гаджетам. Игра «уходит» из жизни современного ребёнка. Следовательно, основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребёнок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, ставлю перед собой задачу не просто дать детям знания, а научить добывать эти знания самому, мыслить самостоятельно и творчески.
Теоретическая часть.
Педагог берет в руки «волшебную коробочку».
Воспитатель. Друзья, ваши предположения, что здесь может храниться?
Ответы педагогов и родителей.
Воспитатель. В этой коробочке хранится мусор. Мамы этот мусор выбрасывают, а дети очень обижаются, что взрослые их не понимают.
Каждый раз, приходя в детский сад или возвращаясь с прогулки, ребята несут в карманах всякую всячину, которую я как сокровища храню в специально отведённом уголке группы. Все ненужные вещи использую на занятиях с детьми, для развития конструктивной деятельности, воображения и творческой активности. Я превращаю бросовый материал в поделки разного назначения: спортивный инвентарь, пособия для развивающих игр, разнообразные макеты, украшаю интерьер помещений и участков. Помогаю ребятам увидеть необычные превращения обычных вещей.
Бросовый материал - это все то, что можно выкинуть не жалея, а можно использовать, дав волю безграничной фантазии.
|
|
На первый взгляд это всего лишь поделки, сделанные мною и родителями, но в работе они незаменимые помощники. С помощью различных инструментов дети учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов; узнают их свойства; цвет, форму, размер, вес, что содействует развитию их воображения, технических навыков. Изготовление таких пособий не требует больших затрат и они безопасны.
|
|
Использование бытового мусора приучает ребёнка к бережливости. Дети никогда не ломают игрушки, сделанные своими руками, к изготовлению которой приложили усилия и старания, а в дальнейшем станут уважать и труд других людей.
Педагог обращает внимание участников мастер класса на слайд презентации.
Воспитатель. В своей работе по экологическому воспитанию, использую разнообразные макеты для «погружения» детей в удивительный мир природы, что способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе, и с природой. Позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Педагог ставит коробку в центре стола.
Воспитатель. Предлагаю вам вместе, проявить фантазию и создать из обычного бытового мусора оригинальную поделку. Используя те самые предметы «Волшебной коробочки». Камешки, палочки, веточки, крышечки, кусочки ткани, сломанные игрушки.
Практическая часть.
Воспитатель. Для работы нам понадобится: активные участники: дети, родители, педагоги. Так же один идейный воспитатель – поделится опытом работы по данной теме.
Раздаточные материалы:
Пластиковый контейнер Яичная упаковка Зелёная и голубая ткань или куски коврика Куски медной проволоки Губка Пенопласт Клей пистолет, клей карандаш Ножницы Краски, кисти Бросовый материал «мусор»: камешки, палочки, веточки, крышечки, катушки, пластиковые тарелки, трубочки для коктейлей, сломанные игрушки. | |
Этапы работы:
Воспитатель. Основой нашего макета станет коробка – контейнер для торта.
Обклеиваем берега будущего водоёма зелёной бумагой.
При оформлении дна водоёма используем, краски, натуральные мелкие камешки, водоросли.
Рельеф дна формируем, используя яичную упаковку.
К внутренней части крышки крепим рыб на леску или капроновую нить.
|
|
|
|
Этап макетирования водорослей.
У нас имеется медная проволока, из которой мы будем делать водоросли. В несколько слоёв наматываем проволоку, разрезаем с одной стороны. Распускаем её на отдельные отростки, промазываем клеем (клей- пистолет).
Для зелени будем использовать обычную губку. Окрашиваем её в нужные нам цвета и после высыхания разминаем руками или в блендере.
|
|
|
Этап оформления макета.
Дополняем игрушечными рыбами, лягушками, насекомыми.
Наш макет готов.
В процессе использования возможно дополнение макета новыми обитателями, декоративными растениями.
Назначение: учебное пособие для ознакомления дошкольников с многообразием родной природы. декор группы для природного уголка |
|
Рефлексия по результатам совместной деятельности.
На магнитной доске лист ватмана с незаконченными предложениями, цветные фломастеры для участников.
Воспитатель. Друзья! Перед вами «Экран рефлексии». Можете по желанию выбрать себе фразу и закончить её самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Мне захотелось…
Расскажу дома, что …
Воспитатель. Я благодарю вас за продуктивную работу и усидчивость.
Всем желаю творческих успехов!
Приложение № 1
Мероприятия практического использования макета.
1. Беседы с детьми:
«Растения и животные пресных водоёмов»
«Кто живёт возле реки?»
2. Изготовление запрещающих знаков поведения в природе.
3. Детское экспериментирование.
Опыт №2. Какая вода в пруду?
Опыт №1 «Зачем нужны растения водоёму?»
4. Малоподвижные игры:
«Знаем, знаем!»
«Плавает - не плавает».
5. Дидактические игры:
«Что сначала, что потом» (о росте и развитии живых организмов),
«Летает, бегает, прыгает», «Кто, где живёт» (о приспособлении животных и птиц к среде обитания).
«Пищевые цепи»
6. Сюжетно – ролевая игра:
«Рыбаки и рыбки»
«Путешествие на лодке».
По инициативе детей.
7. «Художественная деятельность:
Дополнение макета «Экосистема водоёма».