Методическая разработка по обучению грамоте малышей на тему «Необычная Азбука для детей и их родителей»

8
4
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

НЕОБЫЧНАЯ АЗБУКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ Учебно-методическое пособие. Авторы учителя-логопеды ДОУ №120 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга: Логинова Л.А., Дятлова Ж.В.

Методическое сопровождение по работе с Азбукой «Образ-буква» 1.Начинаем работу с упражнения: «Рифмы сочиняем, слова запоминаем» . Благодаря этому упражнению мы активизируем словарный запас, воспитываем правильный ритм и темп речи, а также развиваем такие стороны психики как: логику, память, внимание. 2.Выполняя второе упражнение, мы развиваем фонетическую сторону речи, т.е. мы работаем со звуками. Уточняем произношение звука. Определяем, есть ли преграда воздушной струе при произношении данного звука или нет. Если нет преграды - это гласный звук, есть преграда-согласный звук. Согласные бывают звонкими и глухими, это определяем по работе голосовых связок. Есть согласные звуки всегда мягкие - Й, Ч, Щ, а есть всегда твердые-Ш, Ж, Ц. 3.Затем мы работаем с Образом-буквой. Здесь мы обращаем внимание детей на рисунок. Дети определяют, какой предмет изображен на рисунке. Далее мы учим детей, как нужно провести пальцем по картинке, чтобы получилась печатная буква и знакомим их с этой буквой. 4. К рисункам Образа-буквы есть стихи, которые помогут перевести образ предмета в букву, так мы развиваем ассоциативное мышление. 5. В игре «Болтунишка» дети должны запомнить скороговорку или небольшой стишок, или просто фразу. В этом упражнении мы учим детей приемам мнемотехники, т.е. запоминанию с опорой на картинки, увеличиваем объём речевой памяти. Также в этом упражнении мы развиваем фонематические представления у детей. Просим детей назвать слова с изучаемым звуком, учим детей находить звук в слове: в начале, середине или в конце слов. 7. Поиграйте в «Художника», нарисуйте сами образы предметов, в которых спрятались буквы.

Методическое сопровождение по работе с Азбукой «Образ-буква» 6. Мы рекомендуем проводить работу по развитию зрительно-моторной координации, в этом вам поможет упражнение «Секретарь». Заведите тетрадочку и в начале строчки нарисуйте «Букву-образ», а в конце строчки напечатайте большую букву, к этой букве нужно «дойти», напечатав буквы самостоятельно. 7. Поиграйте в «Доктора» и «полечите букву», т.е. ребенку предлагается недописанная буква, а он должен дописать ее до целой, развиваем оптическое восприятие целостности буквы. ____________________________________________________________________А ____________________________________________________________________а

А Доскажи словечко: Чтоб улыбки появлялись, Людям деток несёт….(аист) На какой звук начинается слово АИСТ? Во рту нет преграды воздушной струе при произношении этого звука! Запомни, это гласный звук!  Рассмотри картинку и проведи по ней пальчиком. Это буква А! Запомни, повтори: А-Аист по болоту ходит а- Пальцем веди так: И лягушек там находит. По кожуре апельсина круг, Ноги широко расставит, А потом зигзаг. Букву «А» напоминает. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Аист на автобусе вёз для Арины Ананас, арбузы и апельсины

Б Доскажи словечко: Стучит палочками баран в пустой огромный …(барабан) На какой звук начинается слово БАРАБАН? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Б. Запомни, повтори: Б-На пол барабан упал, б- Лежат бусы на столе Громко он загрохотал. В форме строчной буквы «б». Покатились палочки, Зазвенев отважно. Выступает буква «Б» Очень-очень важно! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Бегемот Боря белке Белле бусы и ботинки подарил и на бал пригласил.

В Доскажи словечко:  Хочется сидеть на троне В блестящей короне Вороватой каркуше…(вороне) На какой звук начинается слово ВОРОНА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква В. Запомни, повтори: В-Шагала по двору ворона, На солнце глаз её сверкал, В крыле свет солнца отражался И букву «В» я в ней узнал. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Ворона с воробьём вишню носили в вёдрах, пока волк воз вишни волок.  

Г Доскажи словечко: Очень я его боюсь, За ноги больно щиплет…(гусь)  На какой звук начинается слово ГУСИ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Г. Запомни, повтори: Г -Ой,- смеюсь я,- не могу! Буквы «Г» плывут в пруду! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Гном Гоша громко гром ругал И гусеницу Гулю грибами угощал.

Д Доскажи словечко: Нахожусь с семьёй я в нём, Мой родной, любимый…(дом) На какой звук начинается слово ДОМ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Д. Запомни, повтори: Д-Этот дом высотный- наш. Под домом есть большой гараж, Когда к дому ты идёшь, Дом на букву «Д» похож. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Дима на дудке под дубом играл, О скорой дороге к дому мечтал.

Е Доскажи словечко: В лесу раздаётся соловьиная трель Растёт в том лесу колючая…(ель)  На какую букву начинается слово ЕЛЬ? Во рту нет преграды воздушной струе при произношении этого звука. Запомни, это буква гласная. Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Е. Е-Ель растёт в густом лесу, е- «Едем вправо, друг, Прячет там свою красу. Потом сделаем полукруг! Три большие ветки справа Ещё немножечко проедем Тянутся на юг упрямо. И до дома мы доедем!» Эти ветви, надо же, Выглядят как буква Е. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Ехали единорог и енот к Вике, Везли две ветки ежевики.

Ё Доскажи словечко:  На колобка он похож, Но в иголках. Кто он?...(ЁЖ) На какую букву начинается слово ЁЖ? Во рту нет преграды воздушной струе! Это гласный звук. Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ё. Ё-Ёжик столбиком сидит, ё- Обведи ёжику шапочку колючую: Вправо хитро он глядит, Вправо, вверх, а потом до носика, На ёжика смотри! А по яблочкам поставь два колёсика. Букву «Ё» увидишь ты! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Ёжик ёжится под ёлкой, ёрш смеётся вместе с пчёлкой.

Ж Доскажи словечко: На цветке сидит, но вдруг, Зажужжит и полетит Над полянкой…(жук) На какой звук начинается слово ЖУК? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ж. Запомни, повтори: Ж-Полетал жучок и сел, Лапки он расставил. И пыльцой на листке Букву «Ж» оставил. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Журавль Жора и Жаба Жанна к жирафу Жене Идут на день рождения.

З Доскажи словечко: Ты ловить меня не смей-ка, Я ужалю, я ведь…(змейка) На какой звук начинается слово ЗМЕЯ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква З.  Запомни, повтори: З-Змейка ползёт, словно танцует, Извиваясь по пыльной дорожке. Телом своим букву «З» нам рисует, Хотя у неё нет ни ручки, ни ножки. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Купил зайка змейке Зине Замок и зонтик в магазине.

И Доскажи словечко: Долго без дела не лежат на полке, Шьют одежду стальные…(иголки) На какой звук начинается слово ИГЛЫ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква И. Запомни, повтори: И-Три иголки положили Букву «И» из них сложили. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Ира ела ириски под ивой И вышивала избушку красиво.

Й Доскажи словечко: Угостите лучше мёдом, А не мажьте ранки…( йодом) На какой звук начинается слово ЙОД? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Й. Запомни, повтори: Й-По картине этой «Йод», Кто хочет, пальцем проведёт. Вот пальцем в крышечку попал И букву «Й» нарисовал. Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Мудрый йог, не зевай! Вкусный йогурт ты съедай.

К Доскажи словечко: Отвечай скорее, кто он? Рассмешит всех в цирке…(клоун) На какой звук начинается слово КЛОУН? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква К.  Запомни, повтори: К-Клоун поднял руку вверх и отставил ногу: -Я стою как буква «К»! Дайте мне дорогу! Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Клоун Коля колокольчиками кактус украсил, А корзинку красной краской покрасил

Л Доскажи словечко: И поём мы песенки, Вверх идём по …(лесенке) На какой звук начинается слово ЛЕСТНИЦА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный! Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Л! Запомни, повтори: Л- Как-то на лестницу я посмотрел, Увидел и ахнул: «Да это же «Л»!» Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Лис лопату положил, Лапкой лампу он включил.

М Доскажи словечко:  Кусочек сыра и коврижки Хранятся в норке серой…(мышки) На какой звук начинается слово МЫШЬ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква М. Запомни, повтори: М-У мышей большие ушки, Чтоб держать их на макушке. Приходится признать нам всем, Что ушки мышки – буква М! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Мы машину мыли, мы метлой мели, Маски мы купили и играть пошли.

Н Доскажи словечко:  По тропинке, по дорожке Вы шагайте, мои…(ножки)  На какой звук начинается слово НОГИ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Н. Запомни, повтори: Н-Что за чудо - ноги идут по дороге? Ну, внимательней смотри! Букву «Н» заметишь ты.  Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Носки, нитки, вилки Мы клали на носилки.

О Доскажи словечко: Оказался ты силён и могуч. Долго на руке крутишь…(обруч) На какой звук начинается слово ОБРУЧ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква О. Запомни, повтори: О-Обруч крутим на руке, Ну и вертим на ноге, Да и верно ведь одно: «Обруч, точно, буква «О». Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Над островом облако плыло и в озере и окнах отражалось.

П Доскажи словечко: По лесу гулял весь день, Я устал и сел на…(пень) На какой звук начинается слово ПЕНЬ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква П. Запомни, повтори: П- Загадал загадку ёж: -Вот так пень! На что похож? -Успокойся, братец ёж, Пень на букву «П» похож! Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Петушок испёк в печке плюшки И поплыл на пароходе к курочке-подружке.

Р Доскажи словечко: Жми на кнопки, увидишь ты, Всё за тебя сделают…(роботы) На какой звук начинается слово РОБОТ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Р. Запомни, повтори: Р- Ты на робота смотри, Букву «Р» ты в нём найди. Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Робот Роберт изучал рыбок и букашек, Ну, а ручкой рисовал букетики ромашек.

С Доскажи словечко: Вкусность эта вся из дыр. Называется он … (сыр) На какой звук начинается слово СЫР? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква С. Запомни, повтори: С-Пусть мышонку сладко спится Буква «С» как сыр приснится. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Света в солнечный день с сумкой ходила И сачком стрекоз ловила.

Т Доскажи словечко: Не наколешь ты дрова Без острого…(топора) На какой звук начинается слово ТОПОР? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква «Т» Запомни, повтори: Т-Я взял топор, пошёл во двор, А мне кричат: -Давай на спор, На букву «Т» похож топор! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Тигр Тигран тапки надел, На табурет сел, Телевизор посмотрел.

У Доскажи словечко: Не быстро и не прытко Ползёт рогатая…(улитка) На какой звук начинается слово УЛИТКА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква У. Запомни, повтори: У-Ползёт улитка по дорожке, Везёт домик, тянет рожки. На неё скорей смотри, Букву «У» увидишь ты. Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Улитка обменяла удочку у ужа на уточку.

Ф Доскажи словечко:  Светят ночью до зари Уличные …(фонари)  На какой звук начинается слово ФОНАРЬ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ф. Запомни, повтори: Ф-Вот фонарь, как буква «Ф», Он будет город освещать. Любимый город по ночам Мы сможем тоже изучать. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Филин Филя и факир Федя у фонтана фрукты ели.  

Х Доскажи словечко: Ребятки, закрывайте ушки! Стреляют новогодние…(хлопушки)  На какой звук начинается слово ХЛОПУШКА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Х.  Запомни, повтори: Х-Две хлопушки крестом сложи, Букву «Х» нам покажи. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Хомяк в халате на ходули встал, Из хлопушек он стрелял.  

Ц Доскажи словечко:  Этот пес убежит в степь! Хозяин, посади его на…(цепь).  На какой звук начинается слово ЦЕПЬ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ц.  Запомни, повтори: Ц-Мы из звеньев цепь сложили, Букву «Ц» мы получили. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Цапля цыплят привела в цветник, нюхать цветы, А потом повела в парник, есть цукини и огурцы.

Ч Доскажи словечко: «На столе я начальник. Пейте чай!»- сказал всем…(чайник) На какой звук начинается слово ЧАЙНИК? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ч. Запомни, повтори: Ч-Чайник в центре на столе С носиком, как буква «Ч». Ну- ка, дети, не ленитесь! Букву «Ч» писать учитесь! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. У черепахи есть чайник, чашка и часы необычной красоты!

Ш Доскажи словечко: Стоит высок и величав С одеждой деревянный…( шкаф) На какой звук начинается слово ШКАФ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  3.Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ш. Запомни, повтори: Ш- У шкафа три дверцы, Длинный ящичек внизу. Я смотрю и восхищаюсь: Букву «Ш» я нахожу. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Шапку, шубу, шорты, шарф уберу в широкий шкаф.

Щ Доскажи словечко:  Смеёмся от щекотки, Костюм мы чистим…(щёткой) На какой звук начинается слово ЩЁТКА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни: это звук согласный!  3.Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Щ. Запомни, повтори: Щ-Щётку выщипал щенок, По- другому он не мог. Теперь не вычистишь плаща, Нет щётки, но зато есть буква «Щ». Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Щенок щупает щучку, Щучка щекочет щенку щёчки.

Ь Мягкий знак. Он всех ласкает. Согласные буквы он смягчает. Лень, плетень, коньки, свинья – Мягкий знак-не звук, а буква. Это знаешь ты и я. Запомни, повтори: «Ь»-знак это буква! Ь-Вот две мягкие подушки, Как две ласковых подружки. Посмотрите, это так, Они похожи на мягкий знак. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Конь ощутил боль, а свинья – лень, оба легли в тень.

Ъ С твёрдым знаком не шути! Не свернёшь его с пути! Своё дело твёрдо знает: В словах он буквы разделяет. Запомни, повтори: «Ъ»-знак это буква! Ъ- Железно встанет на пути, Не объехать, не пройти. Руку выставит налево, А живот направо: -Слиться буквам я не дам, Это моё право! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Твёрдый знак подъехал к подъезду И разъярился: «Подъём очень крут!»

Ы Доскажи словечко: Коты, мосты, хвосты В конце слов услышим…(ы) На какой звук заканчивается слово ТЫ? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ы. Запомни, повтори: Ы- Старичок идёт, Впереди палочку несёт. У них в роду у всех животы, Так как это буква «Ы»! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Мы клоуны, коты, а в словах есть буква «Ы»!

Э Доскажи словечко: Траншею роет у ворот, У него огромный рот. Отправь его на экватор И там ров выроет…(экскаватор) На какой звук начинается слово ЭКСКАВАТОР? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Э. Запомни, повтори: Э-У экскаватора есть ковш, Очень он на «Э» похож, В центре язычок, А зубцами «чок» да «чок». Игра «Болтунишка» Задание детям; послушай, повтори. Эдик-электрик ест эклеры, эскимо и играет в домино.

Ю Доскажи словечко: Как балерина кружится, Легка и весела! Это детская игрушка, Музыкальная…(юла) На какой звук начинается слово ЮЛА? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Ю. Запомни, повтори: Ю-Юла так сильно закружилась, Что на бок она свалилась. На неё я смотрю: -Да ведь это буква «Ю»! Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Надоело юнге Юре ютиться в юрте, Он уехал на юг к Юле.

Я Доскажи словечко: Я- круглое, на веточке, Очень нравлюсь деточкам. И воробьи и зяблики Тоже любят…(яблоки) На какой звук начинается слово ЯБЛОКО? Есть ли во рту преграда воздушной струе при произношении этого звука? Запомни, это звук гласный.  Рассмотри картинку, проведи по ней пальчиком. Запомни: это буква Я. Запомни, повтори: Я-Яблоко красное на ветке висит, Под яблоком зелёный листочек торчит. Как яблоко на «Я» похоже! Вы узнали? И я тоже. Игра «Болтунишка» Задание детям: послушай, повтори. Ярослав на яхту сел, якорь поднял, Яблоки, ягоды, яйца там ел, По морю смело яхту гонял.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересная задумка!

14 July 2017

Спасибо, Ирина Анатольевна!

23 July 2017

Спасибо,Екатерина Витальевна!

23 July 2017

Похожие публикации