Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок информатики и ИКТ по ФГОС»
Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок информатики и ИКТ по ФГОС»
УМК: Информатика: Учебник для 7 класса. / Л.Л Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Класс: 7
Тема урока: Системное программное обеспечение.
Цели урока:
Образовательные: сформировать представление обучающихся о системном программном обеспечении, его типов и назначении, важность антивирусной защиты, как одного из средств информационной безопасности.
Развивающие: дальнейшее развитие информационного кругозора учащихся, логического и критического мышления, инициативности учащихся, навыков групповой работы.
Воспитательные: дальнейшее воспитание самостоятельности и ответственности при получении новых знаний, культуры поведения на уроке, коммуникационной культуры, повышении уровня познавательной активности, настойчивости в стремления повышать уровень своих знания и достижений, соблюдения правил работы с компьютером.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: понятия системного ПО, его типов и назначении.
Метапредметные: понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера;
Личностные: понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.
Решаемые учебные задачи:
1) обобщение представлений учащихся о программном обеспечении персонального компьютера;
2) систематизация представлений о различных категориях системного программного обеспечения;
3) рассмотрение операционных систем и их функций;
4) рассмотрение вопросов антивирусной защиты.
Оборудование урока: средства ИКТ: компьютер учителя, мультимедийные проектор и доска.
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||
Организационный момент | Организация учащихся на уроке | Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на нашем уроке. Староста, скажите, кто сегодня отсутствует?/data/files/i1573641553.pptx (Презентация к уроку) | Приветствуют учителя | Готовятся к уроку | |||||||||||
Актуализация знаний | Повторение раннее изученного материала | Чтобы приступить к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы проходили на предыдущих занятиях. Я сейчас вам раздам карточки, вам нужно соотнести оборудование компьютера (аппаратное обеспечение) с его назначением. Затем обменяйтесь карточками и проверьте друг друга и поставьте оценку своему соседу в соответствии с критериями. После выставления оценок, сдайте мне карточки и я выставлю оценки в журнал. Критерии:
Приложение 1. Молодцы, ребята. Теперь решим следующую задачу. Допустим, у вас есть важная информация, которую необходимо внести в компьютер и сохранить, и есть перечисленный набор основных устройств компьютера, подключенных в единый комплекс. Сможем ли мы выполнить поставленную задачу? Что еще необходимо для работы компьютера? Будет ли и этого достаточно? Согласны ли вы с утверждением, что компьютер не сможет работать без программного обеспечения? А вам известно, что это такое? Значит, что же мы будем изучать сегодня на уроке? | Вспоминают понятия, изученных на прошлых уроках (принтер, монитор, наушники, сканер, микрофон). | Отвечают на вопросы, которые задает учитель. Нет Программы Да Да Нет Программное обеспечение. | Выполняют задание на карточках. Оценивают друг друга. | ||||||||||
Усвоение новых знаний | Ознакомить учащихся с основными понятиями темы. | Запишите в тетрадь тему урока «Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение» Как вы думаете, что такое программа? Программа- это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательность действий, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи. Программное обеспечение (ПО)- это совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере. Без программного обеспечения работа компьютера невозможна, поэтому компьютер рассматривают как систему – единое целое, состоящее из взаимосвязанных частей: аппаратного обеспечения и программного обеспечения. Все многообразие компьютерных программ можно разделить на три группы: системное ПО, прикладное ПО, системы программирования. Сегодня мы с вами познакомимся с системным ПО. Что такое система? Термин «система» обозначает как реальные, так и абстрактные объекты и широко используется для образования других понятий. Компьютер не мог бы работать без операционной системы в принципе, а мы пользователи, не смогли бы получить доступ к файлам, находящимся на компьютере. Как вы считаете, что входит в системное ПО? Главной частью системного программного обеспечения является операционная система. У операционной системы очень много работы, и она все время находится в рабочем состоянии. Запишите со слайда определение «системное ПО» и «операционная система» Какие вы знаете современные операционные системы? Кроме операционной системы, к системному программному обеспечению следует отнести программы сжатия файлов – архиваторы. Программы для борьбы с компьютерными вирусами – антивирусные средства. А также множество программ обслуживающего и сервисного характера. Теперь, зная какие программы входят в состав системного программного обеспечения, давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем сформулировать, зачем же нужно системное программное обеспечение? Системное программное обеспечение необходимо для функционирования компьютера, работы с файлами, а также защиты программ и данных. Его компоненты взаимосвязаны и выступают в единстве. | Знакомятся понятиями: Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, операционная система. | Ведут диалог с учителем, отвечают на поставленные учителем вопросы: Программа – это то, при помощи чего работает компьютер. Множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Операционная система Windows, Linux | Записывают в тетрадь тему урока и основные определения, которые диктует учитель и записаны в презентации. | ||||||||||
Закрепление изученного материала | Проверка усвоения изученного материала. | Для закрепления изученного материала вы выполните тест, на тест отводится 5 минут. Учебниками пользоваться можно. Критерии оценивания:
Приложение 2 | Закрепляют изученных знания | Отвечают на вопросы теста. Самоконтроль. | |||||||||||
Рефлексия. Итоги урока | Рефлексия способности организовывать свою деятельность. | Организуют совместное обсуждение урока. -сегодня я узнал… - я понял, что … -у меня получилось … | Устно отвечают на вопросы. | Анализируют свою работу на уроке | |||||||||||
Домашнее задание | Развитие потребности в саморазвитии и самообразовании. | Запишите домашнее задание: в учебнике стр 70-74 (изучить), ответить письменно на вопросы 5,8 на стр 79. | Записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.
Приложение 2
Тест:
Операционная система:
система программ, которая обеспечивает совместную работу всех устройств компьютера по обработке информации
система математических операций для решения отдельных задач
система планового ремонта и технического обслуживания компьютерной техники
Программное обеспечение (ПО) – это:
совокупность программ, позволяющих организовать решение задач на компьютере
возможность обновления программ за счет бюджетных средств
список имеющихся в кабинете программ, заверен администрацией школы
Загрузка операционной системы – это:
запуск специальной программы, содержащей математические операции над числами
загрузка комплекса программ, которые управляют работой компьютера и организуют диалог пользователя с компьютером
вложение дискеты в дисковод
Системное программное обеспечение:
программы для организации совместной работы устройств компьютера как единой системы
программы для организации удобной системы размещения программ на диске
набор программ для работы устройства системного блока компьютера
Операционная системам выполняет…
а) обеспечение организации и хранения файлов
б) подключение устройств ввода/вывода
в) организацию обмена данными между компьютером и различными периферийными устройствами
г) организацию диалога с пользователем, управление аппаратурой и ресурсами компьютера
6. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав…
а) прикладного программного обеспечения
б) системного программного обеспечения
в) системы управления базами данных
г) систем программирования
7. Интерфейс – это…
а) совокупность средств и правил взаимодействия устройств ПК, программ и пользователя
б) комплекс аппаратных средств
в) элемент программного продукта
г) часть сетевого оборудования
8. Антивирусные программы можно отнести к…
а) прикладному программному обеспечению
б) системному программному обеспечению
в) системам управления базами данных
г) системам программирования
Презентация:
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8