12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна33

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Юный информатик» в рамках внеурочной деятельности по предмету  «Информатика и ИКТ»  разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ» с учётом программ, включённых в её структуру, и соответствует учебному плану, плану внеурочной деятельности, календарному учебному графику и расписанию занятий внеурочной деятельности учреждения на 2020- 2021 учебный год.

Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике «Юный информатик» для 5 класса разработана  на основе:

  1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
  3. Приказа Минобрнауки от 31.12.2015г. №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».
  4. Авторской программы  Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы»,  изданной в сборнике «Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 год, которая адаптирована к условиям внеурочной деятельности и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
  5. Учебно – методического комплекта:
  • Учебника: Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Рабочей тетради для 5 класса/Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно-звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет - ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Тубольская ООШ».

Согласно базисному учебному плану,  ФГОС изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагается в 7 – 9 классах, но за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения его изучение рекомендуется как в начальной школе, так и в 5  классах в рамках курса по выбору. Поэтому, данная рабочая программа внеурочной деятельности «Юный информатик» предназначена для учащихся V классов. Программа состоит из 3-х разделов.

  • Как устроен компьютер
  • Знакомство и работа в графическом редакторе Paint
  • Знакомство и работа с текстовым процессором WORD


Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5-6 классах  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов,  способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Программа рассчитана на 17 часов из расчёта 0,5 часа в неделю.

Программа «Юный информатик» предназначена для организации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению развития личности.

Внеурочная деятельность в 5 классе по курсу  «Юный информатик»  нацелена на:

  •   развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
  •  воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  •  формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • включить  обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность;
  • выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • развивать  деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоения курса внеурочной деятельности «Юный информатик» в 5 классе

Личностные образовательные результаты:

  1. широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  2. готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  3. интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  4. основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
  5. способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  6. готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  7. способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  8. развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  9. способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  2. владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
  3. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  4. владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  5. широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
  6. владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  7. владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные образовательные результаты

в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информатики;
  2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
  3. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
  4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  5. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  2. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  3. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  1. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  2. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
  3. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  1. рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
  2. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  3. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  4. создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  5. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  1. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
  2. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  1. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  2. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

По окончании курса «Юный информатик» учащийся 5 класса сможет:

  1. углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  2. работать в графическом редакторе: создавать и редактировать графические изображения, создавать открытки, коллажи и т.п.
  3. работать в текстовом редакторе: вводить, редактировать, форматировать и сохранять текстовый документ, оформлять текст в виде колонок, списков, устанавливать колонтитулы, создавать и редактировать таблицы.




















              












Содержание курса «Юный информатик» в 5 классе


I. Как устроен компьютер (4 часа)


Информация. Информатика. Компьютер. Как устроен компьютер. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Программы и файлы


Практическая работа №1 «Знакомство с клавиатурным тренажером в режиме ввода букв, слогов, слов»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие информация, информатика;
  • устройство компьютера;
  • основные группы клавиш на клавиатуре.

Уметь:

  • работать с клавиатурным тренажеров в режиме ввода букв, слогов, слов;

II. Знакомство и работа в графическом редакторе Paint (6 часов).

Роль компьютерной графики в жизни современного человека. Растровая графика. Форматы графических файлов. Интерфейс и основные возможности растрового графического редактора Paint. Создание, редактирование и сохранение растровых изображений.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Интерфейс графического редактора Paint. Форматы графических файлов».
  • Практическая работа № 2 «Инструменты графического редактора Paint».
  • Практическая работа № 3 «Сборка рисунка из деталей».
  • Практическая работа № 4 «Создание рисунка "Открытка на праздник"».
  • Практическая работа № 5 «Построение изображений с помощью Shift».
  • Практическая работа № 6 «Создание рисунка "Кубик"».
  • Практическая работа № 7 «Создание рисунка "Узор из кружков"».
  • Практическая работа № 8 «Создание рисунка из пикселей "Акула"».
  • Практическая работа № 9 «Создание рисунка "Новогодняя ёлочка"»
  • Практическая работа № 10 «Создание рисунка "Ветка рябины"».

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • назначение растровой графики;
  • форматы графических файлов;
  • основные возможности и инструменты графического редактора Kolour Paint.

Уметь:

  • сохранять графическое изображение в различных форматах;
  • создавать и редактировать изображения в растровом графическом редакторе Kolour Paint;

III. Знакомство и работа с текстовым процессором WORD (7 часов)

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод, редактирование и сохранение текстового документа. Форматирование текстового документа. Форматирование символов, абзацев, создание списков, колонтитулов, колонок. Работа с таблицами в текстовом редакторе. Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе.

Практические работы:

  • Практическая работа № 1 «Интерфейс текстового редактора WORD».
  • Практическая работа № 2 «Ввод и редактирование текста».
  • Практическая работа № 3 «Форматирование текста: атрибуты шрифта».
  • Практическая работа № 4 «Форматирование текста: заливка».
  • Практическая работа № 5 «Форматирование текста: атрибуты абзаца»
  • Практическая работа № 6 «Создание, редактирование и форматирование списков».
  • Практическая работа № 7 «Форматирование страницы: заливка, подложка, обрамление».
  • Практическая работа № 8 «Колонтитулы, вставка специальных символов»
  • Практическая работа № 9 «Колонки»
  • Практическая работа № 10 «Создание таблиц».
  • Практическая работа № 11 «Редактирование таблиц»
  • Практическая работа № 12 «Форматирование таблиц».
  • Практическая работа № 13 «Работа со встроенными графическими примитивами»

В результате изучения данного раздела учащиеся должны

Знать/понимать:

  • понятие текстового редактора, виды редакторов
  • принципы создания и редактирования текстовых документов
  • способы форматирования текстовых документов: шрифта, абзаца, страницы
  • принципы создания, редактирования и форматирования таблиц

Уметь:

  • создавать, редактировать и сохранять текстовые документы
  • форматировать текстовые документы и их составляющие: шрифт, абзац
  • оформлять документы особыми способами: колонтитулы, списки, колонки
  • создавать, редактировать и форматировать таблицы
  • создавать изображения в текстовом редакторе с помощью встроенных графических примитивов






































Тематическое планирование курса «Юный информатик»               

в 5 классе  (17 часов)

№ п/п

Тема урока

Количество часов




Как устроен компьютер

4


1

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информатика. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1


2

Как устроен компьютер.

Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

1


3

Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.

1


4

Программы и файлы

1



Знакомство и работа в графическом редакторе Paint

6


5

Компьютерная графика. Форматы графических файлов

1


6

Знакомство с  инструментами графического редактора

1


7

Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка.

1


8

Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы».

1


9

Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик».

1


10

Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка».

1



Знакомство и работа с текстовым процессором WORD

7


11

Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста.

1


12

Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов.

1


13

Оформление текста: выделение текста цветом

1


14

Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Нумерация и маркеры

1


15

Работа с таблицами

1


16

Используем элементы рисования: объект WordArt.

1


17

Индивидуальный проект

1




​​​​​​​v

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.