Конспект методической разработки коррекционного занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи по теме «Забавы для короля»
Пояснительная записка к презентации
Конспект методической разработки
коррекционного занятия для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи
по теме «Забавы для короля»
Цель:
Коррекция эмоционального развития детей с ОВЗ, через использование развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Задачи:
Образовательные
Формировать умение понимать эмоциональное состояние окружающих, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, движения, через использование героев сказок.
Отрабатывать приемы снятия психоэмоционального напряжения
Развивающие
Развивать и укреплять мимические мышцы лица.
Развивать пространственно-образное восприятие предметов в зеркальном отображении.
Развивать зрительно-моторную координацию.
Развитие эмоциональной и когнитивной сфер, творческого воображения, образного мышления, коммуникативных навыков;
Воспитательные
Воспитывать положительное отношение к сверстникам.
Воспитывать умение понимать друг друга без слов, работать в паре, договариваться между собой.
Воспитывать интерес к результатам своей деятельности.
Оборудование:
атрибуты: проектор, аудиозапись композиции «Весна в раю», минус песни «От улыбки» (из м/ф «Крошка Енот»), шнур-затейник, игровизор, игра Геоконт.
раздаточный материал: картинки с изображением героев мультфильмов (положительных и отрицательных), карточки-схемы узора, карточки с шифром для пособия «Геоконт», маркеры синего и красного цветов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Основные этапы занятия, их характеристика
Вводная часть.
Введение в проблемную ситуацию
Ритуал приветствия «Доброе утро»
Цель: снятие напряжения, активизация воображения.
Ход: Пожелав друг другу доброго утра мы можем начать наш день с хорошего настроения.
Упражнения на снятие мышечных зажимов «Марионетки»
Цель: снятие мышечных зажимов
Ход: И.п. – стоя. Детям предлагается представить, что они куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в шкафу. Психолог: "Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное - расслаблено, болтается". Упражнение выполняется в произвольном темпе, лучше с закрытыми глазами. Психолог следит за степенью расслабленности тела у детей, акцентируя внимание на напряженных местах.
Выполняемое упражнение сопровождается музыкой.
Основная часть.
Упражнение «Зеркало» - «Чудо-ларчик 2»
Цель: Развивать пространственно-образное восприятие предметов в зеркальном отображении.
Ход: Детям предлагается сложить зеркало из частей на коврографе.
Упражнение «Повтори эмоцию»
Цель: сплочение группы, эмоциональное развитие.
Ход: Дети встают парами, один показывает мимикой грусть, другой повторяет, потом меняются.
Упражнение-презентация «Маски»
Цель: эмоциональное развитие, активизация словаря
Ход: На проекторе выведено изображение лица и изображение глаз и рта в разных эмоциональных состояниях, дети должны соотнести глаза и рот соответственно заданной эмоции.
Задание на игровизоре «Такие разные мультфильмы»
Цель: развитие умения распознавать эмоциональные реакции по иллюстрациям, активизация творческого мышление, процессов визуальной памяти.
Ход: каждому ребенку раздается игровизор с приложением – картинка с изображением героев мультфильмов (положительных и отрицательных). детям дается задание обвести красным цветом отрицательных героев, а синим – положительных.
Упражнение «Улыбка» – игровое пособие Воскобовича «Геоконт»
Цель: развитие зрительно-моторной координации, умения действовать по образцу
Ход: Каждому ребенку раздается игра «Геоконт» со схемой узора (полукруг «улыбка»), психолог дает задание повторить узор.
схема к геоконту
DOCX / 696.6 Кб
Упражнение «Тропинка» – игровое пособие Воскобовича «Шнур-затейник»
Цель: развитие мелкой моторики, образного мышления
Ход: каждому ребенку раздается игра «Шнур-затейник», предлагается сделать «тропинку» по выбору, самостоятельному представлению.
Заключительная часть.
Подведение итога занятия
презентация к занятию
PPTX / 7.42 Мб
Ход мероприятия
Вводная часть
Занятие проходит в группе, где оборудована игровая зона Фиолетовый лес.
Психолог:
Ребята, наши знакомые шуты Дион, Дван и Трин однажды прибыли на прием к королю (на экран выводится изображение). Зайдя в тронный зал, они поприветствовали самого короля. сказав ему: Доброе утро, Луч-Владыка.
Ребята, а давайте мы с вами тоже друг друга поприветствуем, ведь мы только встретились. Улыбнемся друг другу, кивнем головой и скажем «Доброе утро!»
Ритуал приветствия «Доброе утро!»
Психолог: Наши друзья шуты, решили развлечь короля своими забавами, чтобы и у него тоже было хорошее настроение. Как долго они это делали, мы не знаем, но только однажды королю забавы эти так надоели, что он велел шутам придумать что-нибудь новое, более интересное.
На следующий день шуты принесли в тронный зал куклу, непростую, это была кукла-марионетка - театральная кукла, приводимая в движение человеком-кукловодом при помощи нитей, прикреплённых к её рукам и ногам (психолог показывает, как выглядит кукла-марионетка). После выступления кукол-марионеток вешают на гвоздик в шкафу. Ребята, а давайте мы с вами превратимся в кукол-марионеток после выступления.
Упражнение «Марионетки»
Основная часть
Психолог: Долгое время куклы-марионетки доставляли королю много радости и были его любимой забавой, но однажды шут Дион спросил короля: «Ваше Величество, а всегда ли человек бывает радостным и счастливым?» Король задумался.
Ребята, а как вы думаете? (дети высказывают свое мнение)
Хорошо, а как вы считаете, какое чувство противоположно радости? Правильно, грусть!
Король задумался, а как выглядит грустный человек? В это время в тронный зал внесли огромное зеркало. Это зеркало волшебное, в нем отражается не целый предмет, а только его часть. Ребята, хотите посмотреться в это зеркало, тогда для этого нам надо с вами сделать его вторую половину.
Упражнение «Зеркало» - Чудо – ларчик 2 (приложение к коврографу)
Психолог: Теперь наше зеркало готово, мы повторили часть зеркала, только в другую сторону, это и называется зеркальным отображением. В нашем зеркале мы можем увидеть и свое настроение. Один из вас будет показывать эмоцию, а другой ее повторять.
Упражнение «Повтори эмоцию»
Психолог: Ребята, скажите, а приятно изображать грустного человека? Да, я тоже думаю, что радостного человека изображать приятней.
И тут следующим на арену тронного зала вышел шут Дван, он держал в руках различные маски (на экран выводится изображения различных эмоций). Ребята, вам знакомы эти эмоции, вы можете их назвать? Молодцы ребята, с заданием вы справились, а шут Дван в новой забаве показал королю изображение лица, на котором нет ни глаз, ни рта, и король не знает, что с этим лицом делать. Ребята, давайте ему поможем, ведь мы с вами знаем много разных эмоций.
Упражнение «Маски»
Психолог: Оказывается, ребята, выражение лица человека может быть разным и по выражению лица, можно понять, какое у него настроение.
Пока король изображал разные эмоции, шут Трин распахнул двери тронного зала и в зал важно вошла королева Мурана.
Она увидела много гостей, и сообщила, что сегодня вечером в королевстве состоится бал. Королева принесла приглашение на королевский бал и сказала, что на этот бал приедут герои из сказок и мультфильмов.
Психолог: Ребята, а как вы считаете, а в сказках и мультфильмах всегда только добрые герои? Правильно, есть герои злые - отрицательные. А давайте проверим, кто из вас больше знает героев мультфильмов, плохих и хороших.
Задание на игровизоре «Такие разные мультфильмы»
Психолог: Пока король и королева Мурана совещались, кого еще пригласить на королевский бал, придворный мурашек принес Геоконт и резинку, он предложил сделать пригласительный билет всем гостям, но с одним условием на пригласительном билете должно быть изображение того, что показывает радость, хорошее настроение человека. Давайте сделаем это с помощью шифра и Геоконта.
Упражнение «Улыбка» – игровое пособие Воскобовича «Геоконт»
Психолог: Ребята, так что мы с вами изобразили? (ответы детей). Конечно, улыбка, это первый признак того, что у человека хорошее, радостное настроение. Ребята, как приятно, когда люди улыбаются, они несут добро, радость друг другу и самому себе. Я даже знаю такую песню, которая так и называется «От Улыбки». А давайте споем ее вместе со мной.
Психолог: Довольный король с хорошим настроением отправился встречать гостей, которые пришли на его бал, а шуты акробаты сделали ему тропинку, которая вела до самой двери тронного зала. Ребята, а давайте, и мы выложим такую тропинку для короля.
Шнур-затейник «Тропинка» по представлению.
Психолог: Тропинка, выложенная шутами и ваша тропинка, ребята, королю очень понравились, когда он дошел до двери он обернулся и увидел, что все ему улыбаются, и он улыбнулся в ответ.
Ребята, наше приключение подошло к концу, а что в этом приключении, вам понравилось больше всего? А может что-то не понравилось? Какое у вас сейчас настроение? (ответы детей). Радостное, счастливое, бодрое. Я предлагаю вам запомнить это свое состояние и сохранить его на весь день, можно поделиться своей радостью с друзьями и семьей. До свидания, до новых встреч!
Методические рекомендации
На что следует обратить внимание во время занятий с ребенком по играм Воскобовича:
1. Подготовка. Перед тем как предлагать игру ребенку - ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
2. Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
3. Статичность. Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать "заигравшихся" от игры.
4. Усидчивость. Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Методическая разработка может использоваться не только с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но и в общеразвивающих группах, а так же при работе с детьми начальной школы при условии усложнения заданий.
Ожидаемый результат: В процессе использования технологии В.В Воскобовича я планирую развить такие интегративные качества личности как: эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, у ребёнка будут сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности
Список используемых источников информации
1. Воскобович В.В., Харько Т.Б. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры». ООО «РИВ», 2007.
2. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – Спб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011.
3. Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5—7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси¬хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2005
5. Арцишевская И.Л., Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2011
6. Т.М. Бондаренко: Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009
7. http://www.inteltoys.ru/articles/cat2/article15.html
8. http://www.geokont.ru/knowledge/tehnologija
7