Конспект НОД по обучению грамоте в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Весенняя звуковая полянка»

2
0
Материал опубликован 26 January 2020 в группе

МДОУ «Детский сад 227» г. Ярославль









Конспект НОД по обучению грамоте

в группе ОВЗ для детей с тяжелыми нарушениями речи

 (2-ой год обучения)

«Весенняя звуковая полянка»
















Подготовила

учитель- логопед Чемоданова О.В.











Ярославль, 2017г.



Весенняя звуковая полянка”


Цель:

Коррекционно- образовательные задачи:

Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”.

Закреплять знания о произношении звука Р.

Упражнять в чётком произношении слогов, слов предложений со звуком Р.

Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тихо, громко, говорить выразительно.

Закреплять навык чтения слогов, слов и предложений.

Продолжать учить распространять предложения с помощью определений и дополнений.


Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать фонематическое восприятие.

Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании,

употреблении слов - антонимов.

Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память.


Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность, доброту;

Воспитывать умение соблюдать игровые правила;

Воспитывать желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.

Ход занятия:


Организационный момент

 (Звучит запись “Звуки весны”)

- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох три раза)

Закрепление лексической темы “Весна”

Солнце ярче светит,

Дует тёплый ветер.

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла… ВЕСНА!

(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.

На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. (Слайд 1)

Ребята, давайте посмотрим, где они спрятались.

Первый «солнечный зайчик» (на нём изображение ручейка) (Слайды 2, 3)

Вариант 1 (Слайд 4)

- Что нарисовано на этом «солнечном зайчике»? (картинки, в названии которых есть звук Р)

- Что интересного вы заметили? (Во всех словах встречается звук Р)

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о звуке Р)

Вариант 2

- Что нарисовано на «солнечном зайчике»? (картинки со звуком Р)

- Возьмите кассы и выложите слово Ручей. (Дети пытаются выполнить задание)

- Вы смогли выполнить задание? (нет)

- Почему? (в кассе нет буквы Р)

-Как вы думаете, какой звук и какую букву мы сегодня выучим? (Звук и букву Р)


- Давайте произнесем этот звук. Что делают губы, зубы и язык? (характеристика звука Р)

Как выходит ветерок изо рта? (с преградой). Как вы думаете, звук «Р» какой? (согласный, твердый, звонкий)

- А теперь попробуем “порычать” (Дети “рычат” по взмаху руки логопеда):

РРР! - ракета рвётся ввысь!

РРР! - рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий! Р-Р-Р!


Второй “солнечный зайчик” (на нём изображение лужи) (Слайды 5, 6)

- Что написано на этом солнечном зайчике? (слоги) (Слайд 7)

- Давайте прочитаем эти слоги.

(Дети читают слоги РА, РО, РУ, РЫ, РИ)

Перевернув солнечного зайчика, дети узнают задание:

- Чтобы этот солнечный зайчик смог вернуться к солнцу, нужно подобрать слова к каждому слогу (Дети подбирают к каждому слогу соответствующую картинку)


Третий “солнечный зайчик” (на нём изображена сосулька) (Слайды 8, 9)

(Следующий ребёнок приносит следующего “солнечного зайчика”)

- А почему весной так много сосулек? (Солнышко лучистое ярко светит и пригревает.)

- Этот солнечный зайчик знает много слов со звуками Р, но он их пока спрятал, отгадаете ребусы и увидите их. (Дети отгадывают ребусы) (Слайды 10 – 15)


Четвертыйсолнечный зайчик” (на нём изображен журавль) (Слайд 16, 17)

- Какой звук третий в словежуравль”?

- Журавль — это какая птица: перелётная или зимующая?

- Каких ещё перелётных птиц вы знаете?

- А сейчас вспомним слова, которые получились от слова “журавль”:

  • Когда этих птиц много, это …(ЖУРАВЛИ)
  • Как журавля назвать ласково? (ЖУРАВУШКА)
  • Как называется птенец журавля? (ЖУРАВЛЁНОК)
  • У журавля, чей клюв? (ЖУРАВЛИНЫЙ)
  • А чьи перья? (ЖУРАВЛИНЫЕ)
  • Какую песню поёт журавль? (ЖУРАВЛИНУЮ)



Пятыйсолнечный зайчик” (на нём изображена ветка вербы) (Слайды 18, 19)

-Этот солнечный зайчик упрямый и любит все делать наоборот. Он вернется на солнышко, если вы поиграете с ним в игру "Наоборот"

(Закончить предложение и назвать слова-антонимы)

Пушинка легкая, а камень - (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Сахар сладкий, а лук - ...(горький)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

Тропинка узкая, а дорога…(широкая).
     Вата мягкая, а камень …(твердый).

 Мороженое холодное, а чай…(горячий).

Заяц трусливый, а тигр …(храбрый).


Шестой «солнечный зайчик» (на нём изображен подснежник) (Слайды 20, 21)

Игра «Составь слово» (из слогов)


Седьмой «солнечный зайчик» (на нём изображена пчела) (Слайды 22, 23)

-Что происходит с насекомыми весной?  (Они просыпаются)

-Что будут делать пчелы? (собирать нектар)

Давайте придумаем предложение о пчелах к этой схеме.

Сколько слов в предложении? Как сделать, чтобы их стало четыре? Пять? ... (Дети распространяют предложение Пчелы собирают нектар с помощью определений и дополнений)


- И вот остался на полянке последний “солнечный зайчик” и на нём …

Восьмойсолнечный зайчик” (на нём изображен кораблик) (Слайды 24, 25)

- Как играют дети на улице весной?

- Здесь зашифровано предложение, прочитайте его. (Слайд 26)

 (Дети читают предложение, в котором все слова написаны буквами разного цвета: Дети рады весне)

 

- Вот все солнечные зайчики собрались вокруг солнышка, и картинки на них опять напомнили нам, что наступила…ВЕСНА. (Слайд 27)


- А я знаю про солнышко игру.

Игра-упражнение “Солнышко

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко я держу в ладошках, (дети показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце вижу из окошка, (показывают руками большое солнце)
 Маленькое солнышко я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)
 А большое солнце высоко над облаками, (поднимают руки над головой и смотрят вверх)
 Маленькое солнышко мне в ладошки светит, (показывает руками маленькое солнышко)

А большое солнце светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)


Итог занятия

- Что мы вспомнили о весне?  С каким звуком вы познакомились? Какой звук Р? Что нового вы узнали? Что вам больше всего понравилось? Что было трудно?




Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации