Конспект урока музыки в 5 классе «Всю жизнь мою несу Родину в душе»
Урок музыки в 5 классе на тему:
«Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны» ».
Разработала:
учитель музыки
МБОУ СОШ Д/C № 6»
Эмирвели З.Ф.
Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
Познавательные:
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством;
Коммуникативные:
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Информационные:
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.
Ход урока:
«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»
В.М.Шукшин
Вход детей под музыку песни «С чего начинается Родина?».
Учитель приветствует детей
(Дети садятся)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд
Дети: О Родине.
Слайд
Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)
Молодцы, спасибо.
Слайд
Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине. Но для начала давайте вспомним:
- Что такое вокальная музыка?
- Что значит петь аккапельно?
- Симфония это…
- Программная музыка это…
Слайд
Предлагаю определить тему урока сложив слова которые вы видите на экране. ( Дети предлагают свои варианты темы сложив данные слова).
Слайд
Объявляет тему урока.
Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».
Эпиграф сегодняшнего урока
Колокола! Ваш звучный звон-
Язык земли,
Меня вскормившей.
Живет в вас радость,
Клич и стон,
Как отголосок
Жизни бывшей.
Колокола!
Руси венец,
Червонным золотом
Горящий,
Ваш звон-
Связующая нить
Меж будущим
И настоящим.
Галина Голуб
Учитель: Настроиться нам поможет колокольный звон
Видео
Слайд
- Скажите какие задачи у нас сегодня на уроке ? (Что мы должны узнать, чему научиться, послушать, спеть).
Учитель: Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками.
Учитель: Сегодня мы также познакомимся с русским композитором
Валерий Александрович Гаврилин родился в семье учителей на Вологодчине. Отец его погиб на фронте (1942г.). Мать была репрессирована и выслана далеко за пределы города.
Мальчик воспитывался в детском доме и страшно скучал по матери, каждый день писал ей трогательные письма.
Практически был лишён детства. Спасением стала музыка, с которой познакомился в детском доме, где впервые сел за фортепиано в одиннадцать лет.
Современники вспоминали: « самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора.
Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и с очень добрыми карими глазами, красивым голосом»
Видео
Слайд
Учитель : Второй человек перед вами русский писатель, кинорежиссер, актер. Заслуженный деятель искусств России Шукшин Василий Макарович (1929 —1974) - воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах.
Он писал так …
Деревня…Серые избы, пыльные улицы,
крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…
А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба.
Попадаются еще небольшие озерки;
вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале.
Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…
В душу с тишиной вместе вкрадывается
беспокойно-нежное чувство ко всему на свете.
Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо:
подожди, подожди, дружок.
Слайд _.
Учитель: Всё творчество писателя пронизано любовью к своей Родине, своему родному краю, своей малой Родине и людям.
Слайд
Учитель: Как вы думаете, чьё творчество, рассказы вдохновили
В.А. Гаврилина на написание своего самого крупного произведения «Перезвоны».
Дети: Творчество В.М. Шукшина
Учитель: Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.
И вот к этому сочинению в подзаголовке он написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями Шукшина, в том числе над рассказом «Слово о малой родине», дала толчок для появления «Перезвонов». Давайте прочтём слова В.А.Гаврилина:
Слайд.
Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Почему Гаврилин дал название своему произведению «Перезвоны»?
Дети- ответы… ( Колокола, звон…)
Слайд
Учитель:
Колокол – один из символов Руси, её силы, веры в будущее и память о прошлом. Колокольный звон на Руси сопровождал человека всюду. Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече); пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.
Слайд
Благовест, перезвон, трезвон, набат.
- Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:
«…Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола,
От моря и до моря
С новой силой
Звонят, звонят её колокола».
Учитель : Таким образом - герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ?... России, Родины…
Слайд _
Учитель: Жанр своему произведению В.А.Гаврилин определил такое симфиния-действо. Давайте разберёмся в понятиях симфония-действо.
Слайд .
Симфония-действо– это нечто среднее между оперой и кантатой. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от кантаты – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма , скорее вид музыкально-поэтического театра. Роль симфонического оркестра выполняет хор.
Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова.
Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа В.Гаврилина.
Читают
Хорошо сидеть на берегу реки и думать…
В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…
И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…
Красота родины, ясность её поднебесная и земная – редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина – каждому из нас – в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…
Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…
Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. 3 минуты на самостоятельную работу.
(слушают) Разбор, анализ.
Ответ детей.
Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?
Слайд _6. (смотрим картины подбираем музыку)
П. Джогин «На Валааме»
Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»
А. Израйлян «Утро»
Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.
Ответы детей.
Пение
Распевка «Родина моя»
Слайд
Слайд
Работа над песней
Учитель: Любовь к родному краю и родной культуре, родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. Я думаю, вы согласитесь со мной, что Родина, Душа и Совесть-главные источники красоты, правды и добра, три главные нити, связывающие человека с народом, со своей страной.
Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки. А также постарались определить созвучие музыкальных, литературных и живописных образов. У нас это получилось.
Тест оценивание учащихся (онлайн тест в программе «Plickers»)
Рефлексия
Слайд .
«Для меня сегодняшний урок…»
Учитель:
Домашнее задание.
1.Цитаты из рассказов В.М.Шукшина о Родине
2. Рисунок Моя малая родина
3. Составить кроссворд по этой теме
Библиография
1.Хуторской, А.В. Технология эвристического обучения [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 1998. - №4. 1. Сергеева Г.П. Музыка: 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2012. – 159с.
2. Сергеева Г.П. Уроки музыки 5-6 классы: пособие для учителя / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2013. – 229с.
3. Шмагина Т.С. Музыка в школе: 5 – 8 классы: сборник музыкального репертуара / Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева. – М.: МИРОС, 1994. – 152с.
Электронные ресурсы:
Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Фонорхрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка 5 класс» [Электронный ресурс] МР3, стерео, 2012 г.
Видео (МР4) В.Гаврилин «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка».
Мультимедийные презентации: созданные учителем: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».