12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сахаутдинов Айнур Шаймуратович38
2

Урок-обобщение по музыке в 5 классе, с презентацией на тему «Всю жизнь мою несу родину в душе»



Класс: 5

 Тема урока: «Всю жизнь мою несу родину в душе»

Тип урока: проверка и оценка знаний учеников; рассмотреть синтез искусств; таких как музыка, живопись, литература.

Вид урока: урок- рефлексия, урок-обобщение, урок-размышление

Цель: оценить знания учеников

Задачи: Личностные: формирование музыкальной культуры учащихся через пение и слушание классической музыки; научить творчески и логически думать.

Метапредметные: умение определять понятия, умения определять причинно- следственные связи; Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности.

Предметные: расширение общего и музыкального кругозора учащихся; вызвать интерес к предмету и показать неразрывную связь музыки с литературой и живописью.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы:

Наглядный

Практический

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

Объяснительно- иллюстративный,

проблемный.

Структура:

1.Орг. момент;

2.Музыкальная контрольная работа (музыкальная викторина).

3.Вокально-хоровая работа «Красно солнышко» П. Аедоницкий сл. И. Шаферана

4.Слушание В. Гаврилин Симфония «Перезвоны» («Молитва», «Весело на душе»), слушание П. И. Чайковский «Осенняя песнь», слушание Х.Ф. Ахметов «Утро Урала»

6.Игра- Словарик

7.Итог.

8. Домашнее задание

Оборудование: музыкальный проигрыватель, фортепиано, рабочая тетрадь. компьютер, проектор, компьютерная презентация, учебник «Музыка» 5 класс под ред. Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской.

Организационный момент. (Слайд) Здравствуйте, ребята (О.Д.)! Присаживайтесь.

Перед вступлением в тему, мы с вами попробуем написать музыкальную викторину, так как мы уже знаем, как её писать, трудности не возникнут. Но смею напомнить, что вам нужно будет написать название произведения и его автора. Сделаю подсказку, вы можете это сделать, услышав тембр и аккомпанемент произведения, так же вам поможет наличие или отсутствие слов. (Слайд) Итак, начнем (Музыкальная викторина из произведений, которые слушали на предыдущих уроках).

(Слайд) Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Какие - то из них анализировали, а какие - то исполняли.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос, а какие вечные темы были отражены в них? (О.Д. Любовь и ненависть…, добро и зло, верность и предательство, вражда и мир, талант и бездарность и т.д.)

Хорошо, молодцы.

А сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине. А что мы называем родиной (О.Д. Это место, где мы родились)? (Слайд) Да, верно, это наше родное место, это место, где родились и выросли наши предки, родители и мы сами. (Слайд) И отсюда вытекает тема нашего урока «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Эпиграфом к нашему уроку станут слова поэтессы Галины Голуб:

Колокола! Ваш звучный звон-

Язык земли,

Меня вскормившей.

Живет в вас радость,

Клич и стон,

Как отголосок

Жизни бывшей.

Колокола!

Руси венец,

Червонным золотом

Горящий,

Ваш звон-

Связующая нить

Меж будущим

И настоящим.

Ребята, мы с вами уже исполняли песню о нашей с вами родине России, и даже выучили первый куплет. А сегодня мы его вспомним и разучим второй куплет. Но перед исполнением песни мы что должны сделать? (О.Д. Распеться). Правильно, давайте сядем как полагается ученику, который будет петь: спины ровные, ноги поставим на полную стопу, а руки положим на колени (Слайд) (Распевание, исполнение первого куплета песни «Красно Солнышко», муз. П. Аедоницкого, сл. И. Шаферана, разучивание второго куплета, исполнение). Молодцы, ребята, мы с вами спели, как нельзя лучше.

(Слайд) Слушание музыкальных произведений. Каждый человек воспринимает родину по-своему: для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то это опустевшие деревни с покосившимися, а порой полуразвалившимися домиками. (Слайд) Выдающийся советский кинорежиссер, актер, талантливый писатель Василий Макарович Шукшин воспринимал родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он много писал о родине в своих многочисленных рассказах. В одном из них он писал так …

«Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла…

А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки;

вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать…В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. 
Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок.»

Я уверен, прочитав эти строки, ни один из вас не останется равнодушным к ним.

(Слайд) Русский композитор Валерий Александрович Гаврилин также не остался равнодушным к этому рассказу и под впечатлением от услышанного написал симфонию «Перезвоны». Ребята, напомните, что такое «симфония» (Слайд) (О.Д. Симфония – это большое произведение, обычно там 4 разнохарактерные части)? Да, верно, вы правильно ответили, молодцы.

А что же такое перезвоны? Сегодня мы узнаем, какие бывают перезвоны.

Работа со словом. (Слайд)

Перезвоны связаны с колоколом. Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой, что напоминает предшественника самого колокола – деревянное било.

Впервые колокольные звоны появились в 13веке в Новгороде и до сих пор продолжают нас радовать своей музыкой.

- Ребята, как вы думаете, где можно услышать звучание колоколов. (ответы детей).

- Скажите, а колокола всегда звучат одинаково? (ответы детей).

(Слайд) У колоколов есть свой звук - чем больше размер колокола, тем ниже тембр его голоса, а издаваемый им звон будет ярче и громче, чем у хрупкого маленького колокольчика.

Колокольные звоны бывают 4 видов. (Слайд)

СЛОВАРЬ.

1.НАБАТ – ТРЕВОЖНО, ВЗВОЛНОВАННО СООБЩАЛ О ПОЖАРЕ, ВОЙНЕ.

2. Трезвон – радостно, празднично, торжественно

3. Благовест – благая, хорошая весть

4. Метельный – помогал найти дорогу путникам.

А теперь послушаем, какие ситуации передал Валерий Александрович в своей музыке. После прослушивания мы попробуем ответить на некоторые вопросы (Слайд) (Прослушивание музыкального произведения). Ребята, так, что же происходило в музыке? Что же вы в ней услышали (О.Д.)? Хорошо, молодцы, верно подметили. А сейчас послушаем произведение совершенно другого характера. Послушаем и, может быть, кто-нибудь узнает композитора, написавшего эту музыку (Слушание «Осенняя песнь» П.И. Чайковского. О.Д.) (Слайд) Верно, ребята, это знакомый нам русский композитор Пётр Ильич Чайковский, а произведение называется «Осенняя песнь». Огромная часть его произведений тесно связана с русской жизнью, с его родиной, пейзажами, обычаями. Скажите, а сумел ли композитор передать настроение природы осенью (О.Д. Да)? Да, конечно, вы правы, Петр Ильич сумел передать осеннюю пору в своем произведении. Мы слушали и характеризовали произведения двух выдающихся композиторов России. А сейчас вам такое задание на мышление. Вы послушаете произведение и ответите на вопрос: какой страны этот композитор: зарубежный, русский, а может быть, наш, башкирский? (Слайд) И что же его произведение, по вашему мнению, изображает (Слушание, Хусаин Файзуллович Ахметов «Утро Урала». О.Д.). (Слайд) Да, ребята, вы правы, это наш башкирский советский композитор Х.Ф. Ахметов. Мы слушали его произведение, которое называется «Утро Урала». В нем мы слышим, как просыпается наш могучий Урал. Композитор изобразил в своем произведении утро Урала, изобразил, как просыпается наша башкирская природа в горах Урала.

(Слайд) Ребята, сейчас такое вам задание: на экране я открою вам несколько иллюстраций русских, советских художников, и вместе попробуем подобрать те иллюстрации, которые подойдут к нашим произведениям. Поэтому внимательно послушаем еще раз их фрагменты и выполним задание (слушание, выбор подходящих иллюстраций). Верно, мы с вами большие молодцы, так как это задание выполнили на «отлично».

(Слайд) За все пять лет мы с вами научились характеризовать музыкальные произведения разными словами и у нас с вами есть даже отдельный музыкальный словарь. Сегодня вы послушали три произведения, которых вы уже знаете, как охарактеризовать. Суть этой игры заключается в том, что каждый из вас будет выходить к доске и писать те слова из нашего музыкального словаря, которые соответствуют нашим музыкальным произведениям, прозвучавшим на уроке. И самое главное, написать их без ошибок, не повторяться, а также, они должны соответствовать одному из трех данных произведений. Начнем, пожалуй (Игра-Словарик). Это соревнование было сложным, но вы все справились, конечно. Я оценил всех, вы молодцы.

(Слайд) Итак, ребята, давайте подытожим наш урок. О чем же мы с вами сегодня говорили? Какие произведения каких композиторов мы с вами послушали (О.Д.). Да, молодцы, ребята, вы внимательные слушатели и активные ребята. Хочется быть уверенным в том, что наши сердца не огрубели и смогут услышать тонкий отзвук музыки и призыв любви к родине, которыми пронизаны произведения русских, советских композиторов.

Домашнее задание на следующий урок принести несколько цитат писателей, поэтов о музыке и о музыкантах.

Спасибо большое за урок, до свидания!


Всю жизнь мою несу родину в душе
PPTX / 2.89 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.