12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Головина Галина Валерьяновна40
Россия, Вологодская обл., Тарногский городок

ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «LEGO-РОБОТ»

Г. В. Головина

БОУ ДО «Тарногский районный Дом детского творчества», с. Тарногский Городок, admin- 21303@obr.edu35.ru


 

 

В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, перед образовательными организациями стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технического творчества детей и молодежи. Эта задача успешно решается в БОУ ДО «Тарногский районный ДДТ».

По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «LEGO-робот» технической направленности занимаюсь с обучающимися второй год. Цель программы: развитие познавательной и творческой активности в процессе изучения основ робототехники на базе образовательного конструктора LEGO WeDo 2.0.

Начиная реализовывать свою образовательную программу, задумалась над тем, как представить её так, чтобы дети заинтересовались ей, были мотивированы на её освоение. Считаю, что успех может принести удачно проведенное занятие "Введение в образовательную программу". Представляю конспект и самоанализ вводного занятия, которое проводилось в рамках районного конкурса на лучшее учебное занятие по теме «Введение в образовательную программу»(октябрь 2018).

 

Конспект открытого занятия по программе «LEGO-робот»

«Введение в образовательную программу»

Продолжительность: 45 мин.

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Цель: развитие интереса к техническому творчеству через знакомство с конструктором LEGO Education WeDo 2.0.

Задачи:

Обучающие:

- обобщить знания по видам конструкторов, познакомить с историей лего, понятием «робот»;

- познакомить с деталями конструктора и программным обеспечением LEGO Education WeDo 2.0;

- познакомить с основами программирования в среде LEGO Education WeDo 2.0

- научить детей находить решения на поставленные педагогом задачи.

Развивающие:

- развивать самостоятельность в ходе работы;

- способствовать развитию логического мышления.

Воспитывающие:

- прививать интерес к техническому творчеству;

- способствовать развитию коммуникативных умений при работе в малой группе.

Тип: изучение, усвоение нового материала.

Технологии и методы обучения: ИКТ, методы мотивации, прогнозирования, мозговой штурм, словесный, практический.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, работа в парах.

Материалы и оборудование:

- ноутбуки с установленной программой LEGO Education WeDo 2.0; 

- видеопроектор;

- конструкторы Lego Education WeDo 2.0

Ход занятия

 

Название этапа

Содержание этапа

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Организационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка темы.

Актуализация имеющихся знаний

Приветствует обучающихся. Создает благоприятный микроклимат с настроем детей на работу, активизирует внимание.

Добрый день! Меня зовут Галина Валерьяновна. Я педагог дополнительного образования нашего Дома детского творчества.

Давайте познакомимся. Сейчас каждый из вас громко назовет свое имя.

А теперь сыграем в игру, которая поможет нам познакомиться еще ближе. Я буду задавать вопрос, а вы, если ответ на него будет «да», похлопаете в ладоши. Все понятно? Тогда начнем!

Кто из вас умный?

А кто красивый?

А кто любит ходить в ДДТ?

Кто любит узнавать новое?

Кому нравится фантазировать?

Кто любит конструировать?

Молодцы, ребята! Мы только что узнали, что вы у нас и умные, и красивые, и фантазировать любите и увлекаетесь конструированием!

В нашем объединении мы с ребятами как раз учимся конструировать, фантазировать, придумывать что-то новое.

Предлагает вопросы для формулировки темы и цели:

Ребята, у кого из вас дома есть конструктор? Поднимите руки.

А какие вы конструкторы знаете? Приведите примеры. (деревянный, металлический, мягкий, магнитный, лабиринт, электронный, контурный, конструктор-трансформер и, конечно же, Лего). (презентация)

Ребята, скажите пожалуйста, а что такое робот? (это автоматическое устройство для осуществления операций по определенной программе)

Вот и программа, по которой мы будем заниматься, называется….кто может назвать? («Лего-робот»).

Мы изучаем новый конструктор LEGO WeDo 2.0, который предназначен для детей от 6 до 11 лет. Он позволяет строить модели машин и животных, программировать их действия и поведение.

Кто из вас может назвать цель нашего занятия?

Вы сегодня с этим конструктором познакомитесь и научитесь создавать программу для модели робота.

А насколько вам понравится это знакомство, вы мне скажете в конце занятия.

Договорились?

Лего приехало к нам издалека. Кто-нибудь знает, из какой страны? Дания (продолжение презентации)

А сейчас я хочу представить вашему вниманию наш конструктор (видеоролик)

Слушают педагога, концентрируют внимание.

Участвуют в знакомстве.


 

Знакомство с обучающимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в выявлении темы и цели занятия

 

3

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает об особенностях конструктора и программы

Давайте поближе познакомимся с конструктором (презентация)

Базовый набор конструктора WeDo 2.0 содержит 280 деталей и элементов ЛЕГО. Набор укомплектован в пластиковый контейнер, с лотком для сортировки деталей

есть удобная обложка, на обратной стороне которой приведены перечень и количество всех элементов, а также схема расположения деталей в лотке;

состав набора. Самые главные компоненты конструктора – электронные. именно они приводят в заданное движение собранного робота.

первый электронный компонент - микропроцессор, его название смартхаб – это специальный блок управления другими электронными компонентами. К компьютеру сматхаб подключается благодаря беспроводному интерфейсу Bluetooth 4.0. Микропроцессор оборудован кнопкой включения/выключения зеленого цвета, индикатором состояния и двумя разъемами для подключения электронных устройств.

средний мотор. Без него невозможно движение робота.

датчик наклона. Позволяет отслеживать положение в пространстве.

датчик перемещения. Может улавливать движение объектов в радиусе примерно 15 сантиметров и определять расстояние до таких объектов.

соединительные детали

соединительные элементы

детали систем движения

и декоративные детали.

Чтобы создать программу, управляющую роботом, нужно составить правильную последовательность специальных блок-схем. Такая последовательность называется алгоритм.

Каждый из вас ежедневно использует различные алгоритмы. Обычно мы это делаем не задумываясь. Например, вы хорошо знаете, как собраться утром в школу (презентация)

/data/files/g1571398490.png (0x0)

А сейчас найдите в алгоритме ошибку.

/data/files/w1571398497.png (0x0)

Составьте алгоритм.

/data/files/k1571398504.png (0x0)

Молодцы!

При помощи специальных блоков с символами можно составить программную строку для своего робота, их последовательность и будет алгоритмом.

А сейчас предлагаю поближе познакомиться с программным обеспечением конструктора.

- когда мы открываем программу, то попадаем на главную страницу научной лаборатории, где помощниками детей выступают юные исследователи Маша и Макс. Чтобы зайти в лабораторию, нажимаем на открытую книжку со значком «плюс»

- библиотека проектов, в которых изучаются физические, экологические и много других вопросов.

- давайте зайдем в библиотеку проектирования (значок шестеренка и нажимаем на кирпичик) здесь представлены примеры моделей и программ в двух разделах:

Библиотека моделей

Библиотека программирования

- также имеется инструменты фотографирования и документирования

- панель справка, для доступа к дополнительной информации. например к названиям каждого программного блока

- и центр подключений, который находится в правом нижнем углу для соединения со смартхабом.

Слушают педагога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания

4

Динамическая пауза

Проводит разминку для тела и глаз.

Разминка для глаз «Ёлка»

Вот стоит большая ёлка (круговые движения глазами) Вот такой высоты. (посмотреть снизу вверх) У нее большие ветки вот такой ширины. (посмотреть слева направо) Есть на елке даже шишки,  (посмотреть вверх) А внизу – берлога мишки.   (широко открыть от удивления, а потом зажмурить  глаза, поморгать несколько раз)

Физкультминутка «Робот»

Робот делает зарядку

И считает по порядку.

Раз – контакты не искрят, (движение согнутыми руками в сторону)

Два – суставы не скрипят, (движение руками вверх)

Три – прозрачен объектив (движение согнутыми руками вниз)

И исправен и красив (правильная осанка.)

Выполняют движения

5

Первичное усвоение нового материала

 

Предлагает повторить правила ТБ, выполнить практическую работу.

А сейчас мы переходим к практической части нашего занятия.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним о правилах техники безопасности при работе с компьютерами.

Нельзя:

присоединять или отсоединять самостоятельно кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

передвигать ноутбуки, трогать монитор руками;

включать и выключать самостоятельно;

удалять и перемещать чужие файлы;

ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши и мышку.

Практическая работа.

Сейчас я предлагаю вам запустить программу и запрограммировать модель робота.

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в программе

6

Рефлексия деятельности

 

Подводит итоги деятельности обучающихся, степень достижения поставленной цели.

Давайте вернемся к цели. Как вы считаете, мы ее достигли? Вам понравилась своя работа? Было ли сложно? Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями.

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я научился…

7. я смог…

8. я попробую…

9. меня удивило…

10. мне захотелось…

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Предлагают варианты применения будущего изделия.


 

Используемые источники:

http://www.prorobot.ru/

//globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-po-informatike-pravila-tehniki-bezopasnosti-pri-rabote-s-konstruktorami-lego-pervoe-znakomstvo-s-konstruktorom-lego-wedo

http://www.maam.ru/detskijsad/vidy-konstruktorov-dlja-detei.html


 

Самоанализ открытого занятия педагога дополнительного образования

Головиной Галины Валерьяновны

Программа: «LEGO-робот» (техническая направленность)

Учащиеся: 8-10 лет, 7 человек.

Тема занятия: «Введение в образовательную программу».

Продолжительность: 45 мин.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Цель занятия: развитие интереса к техническому творчеству через знакомство с конструктором LEGO Education WeDo 2.0.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

обучающие:

- обобщить знания по видам конструкторов, познакомить с историей Лего, понятием «робот»;

- познакомить с деталями конструктора и программным обеспечением LEGO Education WeDo 2.0;

- познакомить с основами программирования в среде LEGO Education WeDo 2.0;

- научить детей находить решения на поставленные педагогом задачи.

развивающие:

- развивать самостоятельность в ходе работы;

- способствовать развитию логического мышления.

воспитывающие:

- прививать интерес к техническому творчеству;

- способствовать развитию коммуникативных умений при работе в малой группе.

На занятии использовалось следующее оборудование: ноутбуки, проектор, экран, конструкторы.

В соответствии с целью и задачами были выбраны следующие формы обучения. Групповая форма использовалась во время организационного момента, актуализации имеющихся знаний, первичного восприятия и усвоения теоретического материала, рефлексии; работа в парах во время практической части.

Для реализации задач и достижения цели использовала следующие технологии и методы обучения:

элементы технологии ИКТ: на занятии использовались презентации и видеоролик, а также во время практической части выводился учебный материал на экран;

метод мотивации: создала положительный настрой на учебную деятельность во время знакомства;

метод прогнозирования применялся при постановке цели для прогнозирования конечного результата;

мозговой штурм и словесный метод использовались во время актуализации имеющихся знаний, повторения ТБ;

практический: во время работы в программном обеспечении и с моделью робота.

Использованный комплекс форм и методов позволил продуктивно использовать время учебного занятия, удерживать внимание и познавательный интерес у детей на протяжении всего занятия.Так же считаю, что содержание учебного материала занятия соответствует необходимому объему знаний по теме, объем распределен рационально.

Структура выбрана в соответствии с типом занятия «изучение и усвоение нового материала». Структура состоит из 5 этапов: организационного момента, постановки темы и актуализации имеющихся знаний, первичного восприятия и усвоения нового теоретического материала, первичного усвоения нового материала и рефлексии. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны. Старалась четко соблюдать время, отведенное на каждый этап занятия. Основное время было отведено первичному усвоению нового материала (практическая часть) – 23 минуты. При планировании занятия, объема учебного материала учитывала возрастные возможности детей, их знания в сфере конструирования, умения пользоваться компьютерами. Старалась организовать работу детей так, чтобы все дети были вовлечены в мыслительную и практическую деятельность.

В начале занятия использовался психологический прием (знакомство), который способствовал раскрепощению и положительному эмоциональному настрою детей. На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили о видах конструкторов (использовала метод- мозговой штурм). Совместно выявили название образовательной программы и цель занятия путем наводящих вопросов. На данном этапе дети проявили активность.При изложении нового материала использовались презентации Power Point «Виды конструкторов. История Лего», «Знакомство с деталями конструктора LEGO Education WeDo 2.0. и программным обеспечением», видеоролик о конструкторе. Учащиеся узнали историю Лего, познакомились с деталями и программным обеспечением конструктора. Считаю, что использование информационно-коммуникационных источников способствовало повышению интереса детей.

Практическая работа была направлена на знакомство с понятием «алгоритм», учащиеся выполняли задания у доски. А также на создание алгоритма для моделей роботов в программном обеспечении и обыгрывании заданных движений. В процессе практической работы дети вспомнили правила техники безопасности при работе с ПК, была проведена разминка для глаз в игровой форме.

Дети были активны, самостоятельны в своих действиях при выполнении последовательных заданий педагога. Работая в парах, учащиеся совместно составляли алгоритмы и запускали робота. Работа получилась в парах слаженной, хотя перед началом практической работы не указала четкие обязанности каждого учащегося в паре. Также не хватило времени на задание составить свой алгоритм для модели робота. Поэтому не смогла выявить, все ли учащиеся поняли назначение используемых блок-схем и умение самостоятельно составить из них алгоритм. В процессе практической работы осуществляла консультативную, корректирующую помощь. В ходе работы детей давала только положительную характеристику их результатов действий.

На этапе рефлексии вернулись к цели занятия, дети считают, что цель достигнута. Также дети поделились своими впечатлениями о занятии в ходе задания продолжить предложения. По результатам данного задания выявила, что дети проявили большой интерес к занятию и желают заниматься по данной программе.

Считаю, что занятие прошло в положительной эмоциональной обстановке и рабочей атмосфере. Общаться с детьми было легко, дети были благоприятно настроены, понимали меня. На протяжении всего занятия дети были активны, непринужденны, открыты для общения со мной и друг с другом, увлечены работой.

Все этапы занятия были соблюдены. Считаю, что цель достигнута, задачи реализованы.


 

Кому нужна помощь?
Работаем в программе
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.