12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кочетова Ксения Андреевна279
Россия, Рязанская обл., Рязань
6

Вводный урок химии «Химия как часть естествознания»



Учитель химии МБОУ «Школа №44»

г. Рязани

Кочетова Ксения Андреевна

Конспект вводного урока химии

для 8 класса

по теме «Химия как часть естествознания»

Цели:

сформировать представления о химии как науке, о месте химии среди других наук;

обеспечить в ходе урока условия для усвоения учащимися понятий «физическое тело», «вещество», «физические и химические свойства веществ»

создать условия для формирования умения выполнять лабораторные опыты по химии;

создать условия для развития умения успешного сотрудничества с одноклассниками при работе в малых группах;

продолжить формирование локальной научной (химической) картины мира.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

для демонстрационных опытов: реактивы – бихромат аммония твердый, спирт, глюконат кальция в таблетках, растворы хлорида железа (III), роданида калия, йодида калия, ацетата свинца, фенолфталеина, соды (гидрокарботаната натрия); лабораторное оборудование – демонстрационный столик, асбестовая сетка, спички, тигельные щипцы, спиртовка, химические стаканы, пробирки, пластиковый нож, вата, держатель для пробирок, штатив для пробирок, лист бумаги (заранее подготовленный), пульверизатор;

для лабораторного опыта: образцы веществ – поваренная соль, сахар, алюминий, цинк, железо, медь, вода, сера, колба с кислородом, закрытая резиновой пробкой;

мультимедийные средства обучения – презентация MS Power Point. 


Вводный урок химии. Химия как часть естествознания.
PPTX / 1.11 Мб

Ход урока:

Организационный момент. Знакомство с учащимися. (Слайд 1)

Актуализация знаний и формулирование темы урока.

«Широко простирает химия руки свои в дела человеческие»

М.В.Ломоносов (Слайд 2)

Химия – одна из наук естественного цикла. Какие естественно-научные дисциплины вы уже изучаете? Дайте определения этим наукам.

Учащиеся отвечают: биология, география, физика, а также дают им определения.

Сегодня на уроке мы узнаем, что такое химия.

Изучение нового материала.

Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях (определение следует записать в тетрадь) (Слайд 3)


 

Химия наука сложная, но очень интересная, и даже немного волшебная! Посмотрим, что же умеет химия. (Слайд 4)

Демонстрация опытов:

Прямо здесь и сейчас я могу вызвать почти настоящее извержение вулкана! (На асбестовую сетку насыпать горкой порошок бихромата аммония NH4Cr2O7, в центре сделать углубление и капнуть спирт, поджечь. Начинается разложение соли с образованием оксида зеленого цвета, процесс разложения напоминает извержение вулкана.)

Я могу показать вам змей на уроке! (В пламени спиртовки нагреть таблетку глюконата кальция. При разложении выделяются газообразные продукты, за счет чего и образуется «змея»)

Могу порезать руку и не испытать при этом боли! (Кожу руки обильно смачивают "йодом" (слабый раствор хлорного железа), якобы для дезинфекции. После этого пластиковым ножом, который находился в растворе роданида калия по смоченному месту. На руке появляется "кровоточащая рана", которую легко смывают затем обычной водой.)

В древности люди пытались получить золото из разных веществ. Какая наука ставила своей целью превращение веществ в золото? Алхимия. Какие еще цели ставила эта наука? (Готовят равные объемы 3%-ного раствора иодида калия и 4%-ного раствора ацетата свинца. Перед опытом растворы доводят до кипения и горячими сливают вместе в колбу. При остывании в осадок выпадает иодид свинца в виде тонких блестящих на свету чешуек золотистого цвета. Размеры их зависят от скорости охлаждения, чем медленнее охлаждается раствор, тем крупнее кристаллы.)

На чистом листе сейчас появится надпись, при этом я не буду использовать карандаша и ручки. (На лист, на котором заранее раствором фенолфталеина написано «ХИМИЯ», брызгают из пульверизатора раствором соды. Проявляется надпись малинового цвета.)


 

Итак, химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях. Превращения веществ мы с вами только что видели, теперь поговорим об их свойствах. Выделяют физические и химические свойства веществ. (Слайд 5) С физическими свойствами вы скорее всего уже знакомы. Что называют физическими свойствами веществ? Учащиеся дают ответы, в рамках беседы вспоминаем основные физические свойства веществ и записываем в тетрадь:

агрегатное состояние вещества (Слайд 6,7,8);

цвет(Слайд 9);

растворимость в воде (Слайд 10);

температура плавления(Слайд 11);

температура кипения (Слайд 12);

теплопроводность (Слайд 13);

электропроводность.


 

Выполнение учащимися лабораторного опыта «Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами» по группам.

Внимание! Техника безопасности: нельзя брать вещества руками, недьзя пробовать вещества на вкус.

У каждой группы на столе набор веществ, которые нужно описать. Результаты оформляются в тетради в виде таблицы: (Слайд 14)

 

Агрегатное состояние

Цвет

Растворимость в воде

Температура кипения и плавления

Тепло- и электро-проводность

поваренная соль

         

сахар

         

алюминий

         

цинк

         

железо

         

медь

         

кислород

         

вода

         

сера

         

Обсуждение результатов лабораторного опыта.

Химические свойства вещества (Слайд 15 ) – это способность вещества вступать в химические реакции.


 

Все окружающие нас предметы с точки зрения физики и химии – физические тела. Каждое физическое тело состоит из вещества. Примеры: (Слайд 16)

Физическое тело

Вещество

Гвоздь

Железо

Шоколадка

Шоколад (смесь веществ)

Свеча

Парафин

Тетрадь

Бумага (целлюлоза)

Стакан

Стекло

Таблетка

Ацетилсалициловая кислота

Приведите свои примеры.


 

Закрепление изученного материала.

Игра «Руки вверх». Задание. Учитель перечисляет названия веществ и физических тел, дети внимательно слушают. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2–3 соответствующих примера.

Стакан, гвоздь, железо, вода, льдина, соль, пробирка, спирт, кастрюля, алюминий, сахар, пластмасса, ложка, линейка, крахмал, полиэтилен, кислород, мяч, уксусная кислота, дверная ручка, мел, лампа, молоко, проволока, графит, кислород, глицерин, кирпич.


 

Домашнее задание. (Слайд 17)

§ 1, для 5 физических тел, которые есть у вас дома, установить вещество, из которого они состоят, и описать физические свойства данного вещества (в тетради письменно).


 

Рефлексия.

Беседа с учащимися по вопросам:

Самым интересным на уроке для меня было…

Самым сложным на уроке для меня было…

Настроение после урока

Цель урока достигнута/не достигнута

В конце урока нарисуйте атому (кружок на заранее выданном листочке) то настроение, с которым вы работали на уроке.


Использованная литература:

Рудзитис Г.Е. Химия. Неорганическая химия. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – М.: Просвещение, 2015.

Гара Н.Н. Химия : уроки в 8 кл. : пособие для учителя / Н.Н.Гара. – М.: Просвещение, 2008.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.