Вводный урок «Что изучает физика» (7 класс)

4
0
Материал опубликован 14 January 2017 в группе

Вводный урок по физике в 7 классе «Что изучает физика»

Тип урока: урок изучения нового материала

Место урока в теме: первый урок в теме «Введение»

Цели урока:

1) познакомить учащихся с новым учебным предметом курса;

2) определить предмет изучения физики;

3) изучить некоторые физические понятия и термины;

3) сформировать у учащихся представление о методах изучения физики;

4) развивать познавательный интерес к изучению предмета.

Оборудование: компьютер с проектором, интерактивная доска ACTIVstudio-2, шарик, «мертвая петля», математический маятник, заводная игрушка, кусочки льда, кипятильник Франклина, камертон, электрические султаны, электрофорная машина, магнит, магнитная стрелка, мелкие железные предметы, прямой проводник, источник тока, ключ, соединительные провода, собирающая линза, экран, свеча, оптическая скамья, стеклянная призма, ваза, набор объектов для 4 групп, устройства для индивидуального голосования с помощью интерактивной доски, электрический звонок.

 

Ход урока

Организационный момент.

Время: до 4 минут

Вступительное слово учителя. Приветствие. Знакомство учителя с учениками. Первичный инструктаж по технике безопасности поведения в кабинете физике.

Изучение нового материала

Время: до 20 минут

Человек живет в мире природы. Природа – это все, что нас окружает: вода, воздух, земля, деревья, животные, звезды, планеты, то есть все в целом. Человек и сам является частью природы. Слово физика - греческое, оно в переводе означает природа. Это слово впервые появилось в 4 в. до н.э. в трудах знаменитого ученого Аристотеля. На этой фотографии вы видите ученого, который впервые перевел с немецкого языка на русский язык учебник, где греческое слово «physis» звучало как физика. Ребята, кто этот ученый? (М.В. Ломоносов)

Ребята, как вы думаете, что же изучает эта наука? (возможный ответ – природу). Запишем в рабочую тетрадь дату, вид работы: классная работа, тему урока «Что изучает физика».

Ребята, а какие еще науки изучают природу? (география, биология, астрономия, химия). Что же отличает физику от этих наук?

В природе постоянно происходят различные изменения. Например, осенью промерзают лужи, весной тает снег, летом тает дождь. Иногда во время дождя гремит гром и сверкает молния. Как называются эти изменения? (явления природы). Физика изучает явления природы, а именно, физические явления. Физические явления очень разнообразны. Давайте изучим их подробнее.

Опыт № 1. Скатывание шарика по «мертвой петле»;

Опыт № 2. Колебания математического маятника;

Опыт № 3. Движение заводной игрушки.

Как вы думаете, какое понятие объединяет все это явления (возможный ответ – движение). Все те явления, которые связаны с движением, называются механическими явлениями (запись в тетрадь).

Опыт № 4. Таяние кусочка льда;

Опыт № 5. Кипятильник Франклина.

Все те явления, которые связаны с изменением температуры, называются тепловыми (запись в тетрадь).

Опыт № 6. Электрические султаны;

Опыт № 7. Разряд, получаемый с помощью электрофорной машины.

Подобные явления мы будем называть электрическими (запись в тетрадь).

Опыт № 8.Звучание камертона.

Подобные явления мы будем называть звуковыми (запись в тетрадь).

Опыт № 9. Притяжение магнитом мелких железных предметов;

Опыт № 10. Поворот магнитной стрелки, находящейся вблизи прямого проводника с током при замыкании и размыкании цепи.

Подобные явления мы будем называть магнитными (запись в тетрадь).

Опыт № 11.Получение изображения с помощью линзы;

Опыт № 12. Разложение света в спектр.

Подобные явления мы будем называть световыми (запись в тетрадь).

Как одна наука может изучать столько различных явлений?

Оказывается, физика изучает простые явления и на основании их изучения позволяет выводить общие законы. Установив фундаментальные законы природы, человек использует их в процессе своей жизнедеятельности. Ребята, давайте найдем в учебнике в параграфе 1 информацию о том, в чем состоит основная задача физики (открыть законы, которые связывают между собой различные физические явления, происходящие в природе, найти связь и причины явлений)

Любая наука использует специальные слова – научные термины. И нам необходимо изучить некоторые физические термины.

Физические явления происходят с теми или иными объектами (шар, автомобиль, лампочка и т.д.). Эти объекты мы будем называть физическими телами (запись в тетрадь).

Ребята, а из чего состоят физические тела? Например, из чего состоит эта ваза? (демонстрация) (возможный ответ – из веществ; ваза состоит из стекла). Итак, то, из чего состоит физическое тело, называется вещество (запись в тетрадь). Приведите примеры веществ (вода, алюминий, пластмасса и т.д.).

Все, что нас окружает материально. Факт их существования не зависит от нашего сознания. Материя в нашем мире существует виде вещества и поля. Материя – это все то, что существует во Вселенной, независимо от нашего сознания.

Ребята, а как можно изучать различные физические явления? (возможный ответ: можно наблюдать за ними.) Знания приобретаются в процессе наблюдения.

А какие трудности могут возникнуть при наблюдениях за физическими явлениями? (возможный ответ: они протекают слишком быстро, они происходят нечасто…)

Как преодолеть эти трудности? (Можно самим проводить опыты.)

Конечно, опыты всегда проводят с определенной целью, по заранее обдуманному плану. Для составления такого плана лучше всего иметь предварительные догадки о том, как протекает явление, то есть выдвинуть гипотезу. Ребята, откуда мы будем получать знания о физических явлениях? (возможный ответ: из наблюдений и опытов).


 

Закрепление изученного материала

Время: до 10 минут

Работа в группах по 4-6 человек. Каждая группа получает в специальных лотках набор объектов. Необходимо распределить предложенные объекты по группам: физическое тело, вещество, физическое явление. Каждая группа первоначально составляет таблицу:

Физическое тело

Вещество

Физическое явление

     

Затем предложенные объекты распределяются всеми группами в соответствующие три лотка, расположенные на демонстрационном столе учителя.

Группа № 1. Гвоздь, мед, циркуль, железный цилиндр, фотография медведя, пипетка.

Группа № 2. Ножницы, стеклянная палочка, вода в стакане, фотография вьюги, мел, линейка.

Группа № 3. Карандаш, мяч, фотография грозы, молоко, фотография: кипение воды в самоваре, кусочек шерсти.

Группа №4 пластмасса, лодочка, вылепленная из пластилина, стеклянная банка, будильник, фотография сосульки.

Проверяется верность отнесения объекта к указанной группе.

4. Первичный контроль степени усвоения учащимися новых знаний:

Время: до 7 минут

Проводится использование интерактивной доски ACTIVstudio-2 в комплекте с устройствами для индивидуального голосования. Учащимся предлагается тест из пяти вопросов и индивидуальные устройства для голосования. Учащиеся автоматически оцениваются по результатам тестирования. Учителем проводится коррекция полученных знаний.

5. Рефлексия

Время: до 2 минут

Обсуждение с учащимися вопросов:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие понятия запомнили?

Что понравилось на уроке? Почему?

Что не понравилось?

6. Разъяснение домашнего задания.

Время: до 2 минут

Параграф 1,2, вопросы к параграфу устно.

Заключительное слово учителя

Учитель сообщает об окончании урока с помощью электрического звонка, находящегося в кабинете.

Ребята, какие явления вы сейчас пронаблюдали? Ответим на следующем уроке. Всего доброго! До встречи!

Список использованных ресурсов

Волков В.А., Полянский С.Е. Универсальные поурочные разработки по физике: 7 класс. – М.: Вако, 2010.

Кирик Л.А. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2010.

Физика. 7 класс : учебник / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2014.

Физика. 7класс: учебник / Н. С. Пурышева, Н. Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2012.

Физика и астрономия. 7 класс: учебник/ А.А. Пинский, В.Г. Разумовский, Ю.И.Дик. – М.: Просвещение, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.