12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна14080
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар

Физика. 7 класс.     УРОК 1

ЧТО ИЗУЧАЕТ Ф И З И К А? ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Тип урока: освоение новых знаний и способов учебной деятельности.

Методические цели урока:

- знакомство учащихся с новым школьным предметом, определение его места в системе естественнонаучных дисциплин;

- формирование основ понятийного мышления, содействие развитию речи, познавательных и общетрудовых умений;

- формирование мотивации к учению, добросовестного отношения к учебному труду;

- воспитание учебной самостоятельности ученика-субъекта, заинтересованного в самореализации.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Средства обучения на уроке: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.

                                                         ХОД УРОКА:

Организационный момент, формирующий личностные и коммуникативные УУД – позитивное отношение к получению новых знаний, сотрудничеству с одноклассниками. Проверка готовности обучающихся к уроку, приветствие, знакомство с учениками.

Вступительное слово учителя.           Слайд 1.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух,

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг!»

Я начала урок этими словами потому, что уверена: они – лейт-мотив нашей деятельности в этом школьном кабинете. Сегодня для каждого из нас необычный день. Вы приступаете к освоению новых знаний в области естественных наук. Я же стану вашим помощником в познании законов природы. На первом уроке нового для вас школьного предмета мы вместе получим ответы на вопросы: Что изучает физика? Что это за наука?

Актуализация субъективного опыта – этап урока, формируемый УУД:

- познавательные - осознавать задачу, сравнивать, анализировать информацию;

- коммуникативные – строить монологические высказывания, участвовать в диалоге;

- регулятивные – воспринимать учебную задачу, планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, их оценка;

-личностные – определение границ собственных знаний, развитие адекватной самооценки:

Учащимся предлагается внимательно посмотреть, а затем попробовать объяснить увиденное.

Демонстрируются видеофрагменты: молния, старт ракеты, работа двигателя внутреннего сгорания, …

Учитель проводит демонстрацию закипания воды в спичечном коробке или в бумажном стакане.

Предлагает учащимся, пожелавшим провести демонстрацию:

- погрузить в доверху наполненный водой стакан достаточно большого количества, например, металлических скрепок;

- заставить игрушку - «неваляшка» лежать на боку;

- наблюдать за полетом воздушного шарика, выпущенного из рук.

Объяснение учащимися демонстраций учитель записывает, чтобы в конце учебного года вновь вернуться к этим ответам.

Учитель: Попробуйте подобрать слово, которым можно назвать все, что окружает каждого из нас – смена дня и ночи, выпадение осадков, течение воды в реках, движение животных и полет птиц, шелест листьев на деревьях, творения рук человеческих?

Ожидаемые ответы - Окружающий мир, природа, материя.

Учитель: Принимаю ваши ответы. Природа многолика, на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число превращений, которые в физике называются явлениями. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Физические же законы открывают перед нами правила, по которым живет природа, позволяя объяснить тайны устройств машин и механизмов. Знания этих законов и умение решать задачи дадут вам возможность исследовать окружающий мир и объяснять то, что раньше считалось необъяснимым.

Слайд 2.

Учитель: Какие вопросы для каждого ребенка главные? «Как?», «Почему?» Найти ответы на эти вопросы каждому из вас поможет теоретическое и практическое изучение физики. Задание учащимся: Найти соответствие между названиями явлений и «картинкой» на слайде.

Учитель: Итак, физика – наука о природе. Но ведь природу, окружающий нас мир изучают и многие другие науки. Назовите эти науки. Приведите примеры, подтверждающие связь физики с этими науками. Так чем же физика отличается от других наук, изучающих природу?

Заслушиваются ответы учащихся, которые обсуждаются. Формулируется фраза: физика - наука, объединяющая знания из астрономии, химии, биологии, географии, геологии, в мощное оружие познания. Отличие же физики от других наук состоит в том, что на основании изучения простых явлений, которые называют физическими, она позволяет формулировать общие закономерности природы. Слайд 3.

Освоение новых знаний и способов деятельности: - этап урока, формирующий следующие УУД: познавательные – для решения учебных задач самостоятельно находить нужную информацию, сравнивать, структурировать знания; коммуникативные – умение использовать ответы (речь) для регуляции своих действий.

Учитель: Науки о природе зародились давно. Первыми пытались объяснить явления природы ученые Древнего Китая, Индии, Древней Греции. Самостоятельно поработав с учебником, назовите фамилии ученых, внесших значительный вклад в развитие физики. Слайд 4

Задание учащимся: найти соответствие между фамилией ученого и его деятельностью, вкладом в развитие физики – по материалам слайда 4.

Учитель: Физика – важная наука, знания которой использует каждый человек. Правило рычага дает совет, как, не надорвавшись, поднимать тяжести, а закон Архимеда – как строить новые корабли. Законы Ньютона расскажут вам, как метко стрелять и запускать космические корабли, а законы термодинамики – конструировать холодильники и автомобильные двигатели. И конечно, без знания физики невозможно было бы создать все те технические и электронные устройства, без которых немыслима жизнь человека в XXI веке.

Учащимся предлагается ответить на вопрос: Как человек получает новые знания по физике? Приводя примеры физических явлений, учащиеся самостоятельно подходят к определению: основными методами получения новых знаний в физике являются экспериментальные и теоретические методы; наблюдения и опыты (эксперименты), гипотезы и их проверка, моделирование физических процессов.

На основе ответов учащихся формулируются различия между активными и пассивными методами получения новых знаний. Слайд 5

Обобщение изученного на первом уроке – этап формирования личностных (оценка границ собственных знаний) и регулятивных (коррекция с учетом собственных ошибок, неточностей при ответах) УУД.

Учитель предлагает детям сформулировать ответ на вопрос: Какова роль физики в жизни человечества? Ответы учащихся обсуждаются, комментируются.

Учитель: Можно считать, что именно физика в течение тысячелетий двигала человечество по пути прогресса. Физика сделала нашу жизнь комфортной. Физика дала возможность узнать, как мы устроены сами, открыть причину многих заболеваний и найти методы их лечений. Большинство работ, удостоенных Нобелевской премии, было бы невозможно без участия физиков.

Учитель: Приступая к изучению физики, будьте готовы отвечать на простые и сложные вопросы, открывать для себя законы природы, исследовать, вычислять, проверять результат.

Рефлексия – на этапе урока формируются умения оценки и самооценки: Учитель: На этом уроке вы услышали много новых слов, которые называют физическими терминами. Предлагаю вам найти их в лабиринте: слайд 6

Л А Б И Р И Н Т «НОВЫЕ СЛОВА» (Работа учащихся парами или индивидуальная.)

В лабиринте записано 8 слов, которые встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Ф

И

Я

Е

Н

И

П

В

З

В

Л

Р

Е

Р

Е

И

К

А

О

Б

И

Щ

Е

С

Т

Т

А

М

О

В

Т

Е

Е

Р

И

Е

Л

О

Р

М

Е

Я

Т

Н

И

М

Я

Р

В

 

(Физика, явление, вещество, тело, прибор, термин, время, материя)

Домашнее задание - формируются регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу: § 1 – 3, ответы на вопросы.

Творческое задание: по желанию ученик может подготовить краткое сообщение об открытиях, изобретениях, жизни ученых (8 – 10 предложений)

 

Литература:

1. А.В. Пёрышкин «Физика. 7 класс», М., Дрофа, Вертикаль, 2015, 223 с.

2. Уроки физики с применением информационных технологий, М., Глобус, 2010, 312 с.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.