Вводный урок физики в 7 классе
Физика. 7 класс. УРОК 1
ЧТО ИЗУЧАЕТ Ф И З И К А? ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Тип урока: освоение новых знаний и способов учебной деятельности.
Методические цели урока:
- знакомство учащихся с новым школьным предметом, определение его места в системе естественнонаучных дисциплин;
- формирование основ понятийного мышления, содействие развитию речи, познавательных и общетрудовых умений;
- формирование мотивации к учению, добросовестного отношения к учебному труду;
- воспитание учебной самостоятельности ученика-субъекта, заинтересованного в самореализации.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.
Средства обучения на уроке: компьютер, мультимедийная презентация к уроку.
ХОД УРОКА:
Организационный момент, формирующий личностные и коммуникативные УУД – позитивное отношение к получению новых знаний, сотрудничеству с одноклассниками. Проверка готовности обучающихся к уроку, приветствие, знакомство с учениками.
Вступительное слово учителя. Слайд 1.
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!»
Я начала урок этими словами потому, что уверена: они – лейт-мотив нашей деятельности в этом школьном кабинете. Сегодня для каждого из нас необычный день. Вы приступаете к освоению новых знаний в области естественных наук. Я же стану вашим помощником в познании законов природы. На первом уроке нового для вас школьного предмета мы вместе получим ответы на вопросы: Что изучает физика? Что это за наука?
Актуализация субъективного опыта – этап урока, формируемый УУД:
- познавательные - осознавать задачу, сравнивать, анализировать информацию;
- коммуникативные – строить монологические высказывания, участвовать в диалоге;
- регулятивные – воспринимать учебную задачу, планировать собственные действия в соответствии с поставленной задачей, их оценка;
-личностные – определение границ собственных знаний, развитие адекватной самооценки:
Учащимся предлагается внимательно посмотреть, а затем попробовать объяснить увиденное.
Демонстрируются видеофрагменты: молния, старт ракеты, работа двигателя внутреннего сгорания, …
Учитель проводит демонстрацию закипания воды в спичечном коробке или в бумажном стакане.
Предлагает учащимся, пожелавшим провести демонстрацию:
- погрузить в доверху наполненный водой стакан достаточно большого количества, например, металлических скрепок;
- заставить игрушку - «неваляшка» лежать на боку;
- наблюдать за полетом воздушного шарика, выпущенного из рук.
Объяснение учащимися демонстраций учитель записывает, чтобы в конце учебного года вновь вернуться к этим ответам.
Учитель: Попробуйте подобрать слово, которым можно назвать все, что окружает каждого из нас – смена дня и ночи, выпадение осадков, течение воды в реках, движение животных и полет птиц, шелест листьев на деревьях, творения рук человеческих?
Ожидаемые ответы - Окружающий мир, природа, материя.
Учитель: Принимаю ваши ответы. Природа многолика, на первый взгляд понятна и привычна. В ней происходит огромное число превращений, которые в физике называются явлениями. Физика изучает мир, в котором мы живем, явления, в нем происходящие, открывает законы, которым подчиняются эти явления. Физические же законы открывают перед нами правила, по которым живет природа, позволяя объяснить тайны устройств машин и механизмов. Знания этих законов и умение решать задачи дадут вам возможность исследовать окружающий мир и объяснять то, что раньше считалось необъяснимым.
Слайд 2.
Учитель: Какие вопросы для каждого ребенка главные? «Как?», «Почему?» Найти ответы на эти вопросы каждому из вас поможет теоретическое и практическое изучение физики. Задание учащимся: Найти соответствие между названиями явлений и «картинкой» на слайде.
Учитель: Итак, физика – наука о природе. Но ведь природу, окружающий нас мир изучают и многие другие науки. Назовите эти науки. Приведите примеры, подтверждающие связь физики с этими науками. Так чем же физика отличается от других наук, изучающих природу?
Заслушиваются ответы учащихся, которые обсуждаются. Формулируется фраза: физика - наука, объединяющая знания из астрономии, химии, биологии, географии, геологии, в мощное оружие познания. Отличие же физики от других наук состоит в том, что на основании изучения простых явлений, которые называют физическими, она позволяет формулировать общие закономерности природы. Слайд 3.
Освоение новых знаний и способов деятельности: - этап урока, формирующий следующие УУД: познавательные – для решения учебных задач самостоятельно находить нужную информацию, сравнивать, структурировать знания; коммуникативные – умение использовать ответы (речь) для регуляции своих действий.
Учитель: Науки о природе зародились давно. Первыми пытались объяснить явления природы ученые Древнего Китая, Индии, Древней Греции. Самостоятельно поработав с учебником, назовите фамилии ученых, внесших значительный вклад в развитие физики. Слайд 4
Задание учащимся: найти соответствие между фамилией ученого и его деятельностью, вкладом в развитие физики – по материалам слайда 4.
Учитель: Физика – важная наука, знания которой использует каждый человек. Правило рычага дает совет, как, не надорвавшись, поднимать тяжести, а закон Архимеда – как строить новые корабли. Законы Ньютона расскажут вам, как метко стрелять и запускать космические корабли, а законы термодинамики – конструировать холодильники и автомобильные двигатели. И конечно, без знания физики невозможно было бы создать все те технические и электронные устройства, без которых немыслима жизнь человека в XXI веке.
Учащимся предлагается ответить на вопрос: Как человек получает новые знания по физике? Приводя примеры физических явлений, учащиеся самостоятельно подходят к определению: основными методами получения новых знаний в физике являются экспериментальные и теоретические методы; наблюдения и опыты (эксперименты), гипотезы и их проверка, моделирование физических процессов.
На основе ответов учащихся формулируются различия между активными и пассивными методами получения новых знаний. Слайд 5
Обобщение изученного на первом уроке – этап формирования личностных (оценка границ собственных знаний) и регулятивных (коррекция с учетом собственных ошибок, неточностей при ответах) УУД.
Учитель предлагает детям сформулировать ответ на вопрос: Какова роль физики в жизни человечества? Ответы учащихся обсуждаются, комментируются.
Учитель: Можно считать, что именно физика в течение тысячелетий двигала человечество по пути прогресса. Физика сделала нашу жизнь комфортной. Физика дала возможность узнать, как мы устроены сами, открыть причину многих заболеваний и найти методы их лечений. Большинство работ, удостоенных Нобелевской премии, было бы невозможно без участия физиков.
Учитель: Приступая к изучению физики, будьте готовы отвечать на простые и сложные вопросы, открывать для себя законы природы, исследовать, вычислять, проверять результат.
Рефлексия – на этапе урока формируются умения оценки и самооценки: Учитель: На этом уроке вы услышали много новых слов, которые называют физическими терминами. Предлагаю вам найти их в лабиринте: слайд 6
Л А Б И Р И Н Т «НОВЫЕ СЛОВА» (Работа учащихся парами или индивидуальная.)
В лабиринте записано 8 слов, которые встречались в теме. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ф |
И |
Я |
Е |
Н |
И |
П |
В |
З |
В |
Л |
Р |
Е |
Р |
Е |
И |
К |
А |
О |
Б |
И |
Щ |
Е |
С |
Т |
Т |
А |
М |
О |
В |
Т |
Е |
Е |
Р |
И |
Е |
Л |
О |
Р |
М |
Е |
Я |
Т |
Н |
И |
М |
Я |
Р |
В |
(Физика, явление, вещество, тело, прибор, термин, время, материя)
Домашнее задание - формируются регулятивные УУД принимать и сохранять учебную задачу: § 1 – 3, ответы на вопросы.
Творческое задание: по желанию ученик может подготовить краткое сообщение об открытиях, изобретениях, жизни ученых (8 – 10 предложений)
Литература:
1. А.В. Пёрышкин «Физика. 7 класс», М., Дрофа, Вертикаль, 2015, 223 с.
2. Уроки физики с применением информационных технологий, М., Глобус, 2010, 312 с.