12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Белоглазова Алена Сергеевна34
Россия, Самарская обл., Жигулевск

Технологическая карта.

Класс: 7 Предмет: физика

Тема

Давление.

Цель

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная: формировать представление о давлении, как о физической величине и его единицах измерения; познакомить учащихся с формулой нахождения давления твердого тела на опору и ее использования при решении задач.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: развитие познавательных интересов; интеллектуальных и творческих способностей; формирование ответственного отношения к обучению; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Предметные: умение охарактеризовать давление как физическую величину по обобщенному плану; умение выражать единицы давления в СИ; умение записывать формулу давления; умение расчитывать давление по формуле.

Формируемые УУД.

Личностные: развитие способностей к выделению, описанию и объяснению физических явлений; самооценке на основе наблюдения – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; формирование границ собственного знания и «незнания»; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: формирование навыков выдвигать гипотезу, работать по предложенному плану, анализировать полученный результат.

Познавательные: овладение навыками ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: развитие умений монологической и диалогической речи; умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Основные понятия

Давление, сила, площадь, единицы измерения давления.

Организация пространства

Межпредметные связи: математика, биология.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты,

УУД

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Чтобы приступить к поиску нового, вспомним некоторые знания и умения, которые нам потребуются при изучении нового материала.

Задание: К каждой позиции первого столбца таблицы1 подберите соответствующие позиции 2,3,4 и запишите в таблицу2 выбранные цифры под соответствующими буквами. (приложение 1)

Организует начало урока, проверяет наличие учебников, тетрадей.

Включаются в ритм урока, записывают дату, проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: целеполагание.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Вопрос учителя:

-Как вы думаете, почему пограничную полосу делают рыхлой?(дети рассуждают)

Презентация (слайд1)

-На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы.

-В результате какого воздействия остается след?

(дети рассуждают)

Презентация (слайд2)

Какова тема нашего урока «Давление» (записывают тему в тетрадь)

Презентация (слайд3)

А что бы вы хотели о нем узнать? (записываю на доске)

-Определение, формула

-Применение знаний о давлении в решении задач

-Как можно изменить давление

-Где применяется в жизни

Организует устную работу.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, участвуют в составлении плана урока.

Регулятивные: демонстрируют готовность к уроку.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Познавательные: осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятия.

III.Выявление места и причины затруднений.

Можно ли по следу определить, прошел один человек или он нес еще на себе другого нарушителя, либо какой-то тяжелый груз?

Ответ уч-ся:

- Да, можно, если нарушитель шел один, значит след неглубокий, если с грузом, то след более глубокий.

- Нарушитель оказывал давление на землю в первом случае меньше, чем во втором случае, т.к. менялся вес тела (сила давления)

(Давление зависит от силы давления)

Вопрос учителя:

-А мог бы нарушитель не выдать себя? Что он мог бы предпринять?

Ответ уч-ся:

-Нарушитель мог бы обуться в обувь большего размера, т.е. увеличить площадь опоры ботинок и при этом он оказывал бы меньше давление на грунт.

Вопрос учителя:

-А как будет распределяется сила давления нарушителя на грунт.

Ответ уч-ся:

-Вероятно, сила распределяется по всей площади опоры.

Вопрос учителя:

-Достаточно ли знать только силу, чтобы характеризовать действие одного тела на другое?

Ответ уч-ся:

-Думаю, что нужно учитывать на какую площадь действует сила.

(Давление зависит от площади)

Класс делится на группы

(приложение 2).

Выводы:

1.чем больше сила, действующая перпендикулярно площади, тем больше давление.

2.чем больше площадь, на которую действует постоянная сила, тем меньше давление.

Сформулируем: Что же такое давление?

Давление-это физическая величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности.

Презентация (слайд4)

Давление=сила давления/площадь

Введем обозначения величин и запишем формулу: P=F/S

За единицу давления принимается давление, которое производит сила 1 Н, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. Презентация (слайд5)

Эта единица имеет и собственное название и обозначение: она называется Паскалем в честь французского ученого Блеза Паскаля.

1Па=1H2

Вспомним кратные и дольные единицы измерения:

1 кПа = 1000 Па

1 Па = 0,001 кПа

1 МПа = 1000000 Па

1 Па = 0,000001 МПа

Презентация (слайд6)

Ставит проблемный вопрос, организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия «сила, площадь» вводит понятие «давление»;

Организует обсуждение, делит класс на группы, раздает задания, регулирует работу в группах, консультирует по выполнению заданий.

Обсуждают предложенную ситуацию, проводят аналогию с ситуациями из жизни, рассуждают о причинах, в совместном обсуждении выясняют разницу между понятиями «сила» и «давление». Формулируют определение, выявляют зависимость давления от силы и площади соприкосновения. Знакомятся с обозначением, единицами измерения давления, записывают в тетрадь.

Составляют план действий, выбирают необходимое оборудование, проводят необходимые измерения, делают выводы.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Как можно изменить давление?

(Чтобы увеличить давление, необходимо уменьшить площадь при неизменной силе давления.

Чтобы уменьшить давление, необходимо площадь увеличивать при неизменной силе)

Регулирует деятельность учащихся.

Презентация(слайд 7)

Объясняют способы решения, обсуждают, анализируют, проводят взаимопроверку, рефлексию.

 

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Какое простейшее приспособление можно соорудить из веток, чтобы безопаснее перейти болото?

-Предложите способ спасения человека, провалившегося под лед?

-Рюкзак с какими лямками, широкими или узкими, вы выберете в магазине и почему?

-Как правильнее укладывать рюкзак в школу и почему?

-Какая обувь наиболее подходит для походов по разной местности?

-Зачем при бороновании(рыхлении) плотных почв на бороны кладут тяжелые предметы?

-Решить расчетную задачу (1 ребенок у доски)

Презентация (слайд7)

Выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения, регулирует деятельность учащихся.

Высказывают свои мнения, участвуют в обсуждении, доказывают свою точку зрения.

Регулятивные: умение применять знания в жизни; умение аргументированно излагать свои мысли, выделять главное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями.

Познавательные: анализировать условия и требования задачи; выражать структуру задачи разными средствами; выбирать обобщенные стратегии решения.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вариант 1

Какое давление производит на пол мальчик массой 35 кг, если общая площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 200 см²?

Вариант 2

Каток, работающий на укатке шоссе, оказывает на него давление 400кПа. Площадь опоры катка 0,12м². Чему равен вес катка?

Вариант 3

На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа?

(проверка по шаблону)

Приложение 3.

Презентация (слайд8)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельно работают в тетрадях, решают предложенные задачи; проверяют правильность выполнения по шаблону.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: положительное отношение к учению, развитие готовности к самостоятельным действиям.

Познавательные: анализ, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму.

VII. Включение в систему знаний повторение.

Приходится часто уменьшать или увеличивать давление в повседневной жизни.

(работа с учебником и заполнение таблицы)

Приложение 4.

Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными.

Презентация(слайд 8)

Работают с учебником, заполняют таблицу в тетрадях.

Регулятивные: уметь аргументированно излагать свои мысли, выделять главное.

Познавательные: обобщают имеющиеся знания по теме.

VIII. Рефлексия УД на уроке.

Итоги урока.

-Какую ставили цель в начале урока и достигли ли мы этой цели или нет?

-Что нового вы узнали?

-Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

-Что было интересным?

Обобщает ответы учащихся, обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на уроке, обсуждает с учащимися итоги урока в целом.

Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания.

Презентация (слайд9)

Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности; соотносят цель и результаты, степень их соответствия; участвуют в подведении итогов урока в целом.

Регулятивные: адекватное оценивание возможностей в отношении решения поставленной задачи.

Познавательные: обнаруживать и оценивать изменения в своих знаниях, умениях.

Коммуникативные: делиться своими мнениями о новой информации.

Дополнительная информация

Список учебной и дополнительной литературы

Учебник «Физика 7 класс» автор А.В. Перышкин, М., «Дрофа», 2014г.

Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» автор Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2014г.

Сборник вопросов и задач к учебникам А.В. Перышкина, Е.М. Гутника «Физика 7-9 кл.» авторы А.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский, М., «Дрофа», 2014г.

Дидактические материалы к учебнику А.В. Перышкина «Физика 7 класс» авторы А.Е. Марон, Е.А. Марон., М., «Дрофа»,2014г.


 

Приложение 1.


 

Таблица 1

Физическая величина

Формулы

Единицы измерения

Прибор для измерения величины

А. Сила тяжести

1.S=ab

1.1м²

1. Термометр

Б. Вес тела

2. F=mg

2.

2. Линейка

B. Площадь прямоугольника

3. P=mg

3.1H

3. Динамометр


 

Таблица 2

А

Б

В

     
     
     

Приложение 2.

1 группа «Качественная оценка давления от силы, действующей перпендикулярно площади, при неизменной площади».

Оборудование: три груза массой 100г., сосуд с песком, дощечка, в которую вбиты гвозди

Ход работы:

1.Установите дощечку так, чтобы дощечка упиралась в песок на острие гвоздей.

2.На дощечку положите первый груз, при этом оцените силу со стороны груза на дощечку, а также оцените производимое давление груза на песок.

3.Проделайте тоже самое со вторым грузом, третьим грузом, оцените давление, производимое силой в 2 H, 3H.

4.В каком случае давление было наименьшим, наибольшим?

5.Сформулируйте вывод: как зависит давление от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Если площадь поверхности дощечки не меняется?

6.Заполните пропуски: Чем _______сила давления, действующая перпендикулярно поверхности, тем _____________давление, оказываемое на эту поверхность.

2группа «Качественная оценка давления от площади опоры при постоянной силе, действующей перпендикулярно площади»

Оборудование: один груз массой 100г, сосуд с песком, дощечка, в которую вбиты гвозди.

Ход работы:

1.Установите дощечку так, чтобы она упиралась в песок на острие гвоздей.

2.На дощечку положите груз, при этом оцените силу давления со стороны груза на дощечку, а также оцените производимое давление груза на песок.

3.Установите дощечку так, чтобы она упиралась в песок на шляпки гвоздей, оцените давление, производимое также силой в 1H.

4.В каком случае давление было наименьшим, наибольшим?

5.Сформулируйте вывод: как зависит давление от площади поверхности, если сила, приложенная перпендикулярно площади поверхности, постоянна?

6.Заполните пропуски: Чем __________площадь поверхности, на которую действует сила, тем _______давление, оказываемое на эту поверхность.

3 группа «Качественная оценка давления от силы, действующей перпендикулярно площади, при неизменной площади».

Оборудование: три груза массой 100г., сосуд с песком, дощечка, в которую вбиты гвозди

Ход работы:

1.Установите дощечку так, чтобы дощечка упиралась в песок на острие гвоздей.

2.На дощечку положите первый груз, при этом оцените силу со стороны груза на дощечку, а также оцените производимое давление груза на песок.

3.Проделайте тоже самое со вторым грузом, третьим грузом, оцените давление, производимое силой в 2 H, 3H.

4.В каком случае давление было наименьшим, наибольшим?

5.Сформулируйте вывод: как зависит давление от силы, действующей перпендикулярно поверхности. Если площадь поверхности дощечки не меняется?

6.Заполните пропуски: Чем _______сила давления, действующая перпендикулярно поверхности, тем _____________давление, оказываемое на эту поверхность.

Приложение 3.

Вариант 1

Какое давление производит на пол мальчик массой 35 кг, если общая площадь подошв его ботинок, соприкасающихся с полом, равна 200 см²?

Вариант 2

Каток, работающий на укатке шоссе, оказывает на него давление 400кПа. Площадь опоры катка 0,12м². Чему равен вес катка?

Вариант 3

На опору какой площади надо поставить груз массой 20 кг, чтобы произвести давление 400 кПа?

Шаблоны для проверки:

Вариант 1

Дано:

m=35кг

S=200cм²

CU

0,02м²

Решение:

p=F/S

F=P P=mg

P=35кг 10H/кг=350H

p=350H/0,02м² =17500 Па=17,5кПа

Ответ: p=17500Па=17,5кПа

p-?

Вариант 3

 

Дано:

m=20кг

p=400кПа

CU

400000Па

Решение:

p=F/S

F=mg

F=20кг 10H/кг=200H

S=F/p S=200H/400000Па=0,0005м² =5см²

Ответ: S=0,0005м² =5см²

S-?

 

 

Вариант 2

Дано:

p=400кПа

S=0,12м²

CU

400000Па

Решение:

p=F/S

F=P

P=pS

P=400000Па 0,12м² =48000H=48кH

Ответ: P=48000H=48кH

P-?

Приложение 4.

Работа с учебником и заполнение таблицы

Уменьшение давления

Увеличение давления

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.