Вводный урок в 7 классе на тему «Химия — раздел естествознания»
Технологическая карта урока
Предмет: Химия в технологиях агробизнеса
Класс: 7
Педагог: учитель химии Попова Елена Валерьевна
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: Химия – раздел естествознания
Формируемые УУД
Регулятивные:
ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
осуществляют пошаговый контроль по результату;
планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия;
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием исследовательских экспериментов и учебной литературы.
Коммуникативные:
формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы;
учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;
контролируют действия партнера.
Цель: сформировать представление о предмете «химия», как разделе естествознания, показать связь химии с другими науками, познакомить учащихся с основными понятиями химии «вещество», «физическое тело», «свойства веществ», раскрыть взаимоотношения химии с окружающей средой и жизнью человека.
Оборудование: фарфоровая чашка, фольга, сухое горючее, таблетки глюконата кальция, тигельные щипцы, спички.
Демонстрации Коллекция различных предметов из алюминия для определения физических свойств.
Этап урока |
Виды, формы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Формируемые УУД |
Планируемые результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Приветствие |
Приветствие детей, проверка готовности к уроку, настрой на активную работу. Здравствуйте ребята! Сегодня наш первый урок химии и он будет интересным, познавательным. Что вы ждете от изучения нового предмета? |
здороваются с учителем готовятся к уроку
высказывают свои мнения |
коммуникативные |
готовность к уроку, организация детей. |
|
Мотивация к учебной деятельности |
Раскрытие цели изучения предмета |
Продолжением линии по агробизнес образованию будет наш предмет «Химия в технологиях агробизнеса». Нам предстоит провести множество исследований, связанных с агрономией, агрохимией |
|
регулятивные коммуникативные |
создание позитивного настроя |
Актуализация знаний |
Определение темы и цели урока |
Как вы понимаете, что изучает естествознание? Естествознание – система наук о природе, взаимосвязанных друг с другом. |
Отвечают на вопросы, обмениваются мнениями
|
регулятивные познавательные коммуникативные |
воспитание умения слушать и отстаивать свою точку зрения.
|
Что изучает «химия»?
|
Какие школьные предметы относятся к естествознанию? Разделы естествознания – биология, география, химия, физика, экология Химия – это наука о веществах, их свойствах, превращениях. |
Записывают определение в тетрадь, контролируют свои действия, систематизируют понятия.
Заполняют таблицу о науках о природе (приложение 1) |
регулятивные познавательные коммуникативные |
развитие грамотности |
|
Постановка учебной задачи |
Проводит параллель с знаниями учащихся. Организует фиксацию интеллектуальных затруднений при выполнении заданий. Готовит детей к формулированию темы и цели урока. |
Размышляют. Отвечают на вопросы. |
регулятивные познавательные коммуникативные |
развитие мышления, речи |
|
Формулирование темы и целей урока |
Ребята как вы думаете как звучит тема нашего урока? |
Размышляют. Формулируют тему, цель урока |
регулятивные познавательные коммуникативные |
осознание необходимости получения новых знаний, развитие умения формулировать цель |
|
Химическая разминка- игра «Руки вверх!» (методика игры -http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-mihailovna-kravchenko/ispolzovanie-igrovyh-form-na-uroke-himi.html) |
Вспомним понятия «вещество» и «тело» |
Перечисляет названия веществ и физических тел. Если названо вещество, ученики поднимают руки вверх, а если физическое тело, то руки лежат на парте. Ученик, допустивший ошибку, дает определение «вещества» или «физического тела» и приводит дополнительно 2 –3 примера. Например: трактор, парафин, алюминий, кастрюля, пробирка, снежинка, железо, вода, дерево, крахмал, золото, лампа, спирт. |
Планируют свои действия с поставленной задачей и условиями ее решения, оценивают правильность выполнения действия;
Определяют физические тела и вещества, контролируют свои действия |
регулятивные познавательные коммуникативные
|
развитие мышления
актуализация знаний, выполнение условий игры |
Работа с информационными источниками |
Определение понятия «физические свойства вещества»
Игра «Помоги сыщикам» Бюро по поиску информации требуется помощь для получения важного документа с тайными исследованиями. Ученикам надо помочь сыщикам добыть информацию |
Свойства – это признаки, по которым одни вещества отличаются от других или сходны между собой. Проводит беседу, проверяет правильность ответов учеников Выдает задание группам, которые должны определить по справочным таблицам физические свойства 4 веществ. Записав свойства 4 веществ, собирают из 4 фрагментов на обратной стороне таблиц инструкцию для проведения опыта «Фараоновы змеи». Проводит опыт группа, которая сделает все первой (приложение 2) |
Высказывают свое мнение, записывают определение в тетрадь
Определяют физические свойства веществ
По инструкции проводят опыт. Обсуждают увиденное, делятся впечатлениями. |
регулятивные познавательные коммуникативные
|
используют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы
выполнение химического эксперимента по инструкции |
Подведение итогов урока |
Какие понятия вы поняли на уроке? |
Самооценка, осмысление результатов своей работы. |
регулятивные познавательные коммуникативные |
осмысление поставленной цели |
|
Информация о домашнем задании. |
Записать названия 5 тел, которые изготовлены из железа, пластмассы (связанные с с/х) |
Поясняет домашнее задание. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Науки о природе
Науки о природе |
Предмет изучения |
Биология |
|
География |
|
Физика |
|
Экология |
|
Химия |
Приложение 2
Физические свойства веществ: железо, углекислый газ, сахар, глюконат кальция (4 карточки)
Свойства веществ |
Железо |
Агрегатное состояние |
|
Цвет |
|
Блеск |
|
Запах |
|
Растворимость в воде |
|
Пластичность |
|
Температура плавления |
|
Температура кипения |
|
Плотность |
|
Теплопроводность |
|
Электропроводность |
Инструкция для проведения опыта «Фараоновы змеи»:
Стелим на стол фольгу и ставим на нее фарфоровую чашку.
В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.
Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыплется в пепел.
Информационные источники:
Габриелян О.С. Вводный курс в химию 7 класс. Пропедевтический курс. М.: Дрофа,2013г.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химии: Методическое пособие к пропедевтическому курсу 7 класс. М.: Дрофа, 2012.
Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Рабочая тетрадь 7 класс. М.: Дрофа, 2011.
Естествознание: Учеб. для 6, 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др. Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Просвещение, 1997.
Леенсон И.А. Удивительная химия.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.-176 с.
Химия в технологиях агробизнеса: 8-9 классы: учебное пособие/ Е.С.Симбирских, Л.П.Петрищева, Е.В.Попова и др. – Мичуринск: ФГБОУ ВПО МичГАУ, 2012, - 43с.
http://wunderkind-blog.ru/himicheskie-opyityi-ot-qiddycome-vulkan-i-faraonovyi-zmei/