Вводный урок по литературе в 5 классе: «Коды художественного текста»

4
0
Материал опубликован 5 October 2017 в группе

Вводный урок по литературе в 5 классе.

Тема: коды художественного текста.

Цель: показать на примере особенности языка художественной литературы, специфику чтения художественного текста. Познакомить базовыми приемами чтения и анализа художественного текста. Заинтересовать учебным предметом: литература.

Структура урока:

Урок состоит из следующих основных этапов:

-момент вызова ( создание интриги, формирование мотива к учебным действиям и решениям учебных задач);

- самотестирование;

- решение проблемных учебных заданий и рефлексия;

-момент рефлексии и мост с последующими уроками.

Момент "вызова".

Учитель: Приветствие. Сегодня мы с вами совершил знакомство с новым для вас предметом - литературой. Тема нашей беседы: коды художественного текста.Я хочу вам показать, чем и как мы будем с вами заниматься. И для этого закодировала (зашифровала) то, о чем сегодня мы будем говорить.

Первый слайд - сундук с сокровищами.

Вопрос: что зашифровано и какие смыслы за этим скрыты?

В процессе обсуждения делаем выводы, что сундук с сокровищами и есть художественный текст, в котором

- скрыто много тайных смыслов;

- есть клад мудрости и опыта автора, его раздумий;

- скрытый тайный смысл откроется не всякому, а только самому целеустремленному ;

- текст, как и сундучок, может быть небольшим, а сокровища самыми дорогими;

- чем старинные содержимое, тем дороже оно становится.

Ассоциативных аналогий между тектом и сундуком с сокровищами может быть множество, приведены лишь основные.

Учитель: какими качествами должен обладать кладоискатель?

Выясняем, что упорством, знаниями, целеустремленность, наблюдательностью и логикой.

Эти навыки проверяем у себя, тестируем себя, выполняя следующее задание.

Момент самотестирования

Предлагаются слайды с портретами Бунина ( кто на портретах - пока тайна).

Проблемная ситуация. Рассмотреть портреты, записать " говорящие детали"-коды, логически сопоставив детали, рассказать, что за человек перед нами ( условно назовем это "методы Шерлока Холмса").

Цель задания: проверить простейшие логические навыки: выделение главных признаков, обобщение, систематизация, выводы.


 

Слайды № 2-5


 


 


 


 


 

Выяняем: этот человек состоятельный, образованный, связанный с книгами, чтением.Возможно, он был в Париже или связан с этим городом. Но мрачные тона портрета, разводы от капель то ли дождя, то ли слез указывают, что пережил этот человек в Париже не лучшие времена. Изображение с галстуком-бабочкой в белом смокинге позволяют предположить, что человек участвовал в каких-то официальных торжественных мероприятиях. Горделивая посадка головы, плотно сомкнутые губы выдают человека сдержанного, высокомерного. На всех изображениях герой в застегнутой под горлом рубашке, в сюртуке или пиджаке. Он собран, аккуратен, интеллигентен.

Учитель:

Перед нами портреты русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Дворянин, родившийся в России, любивший свою страну, он вынужден был покинуть ее после революции и провести в эмиграции (в Париже) оставшуюся жизнь. Всей душой Бунин стремился но Родину, но понимал, что вернуться в новую советскую Россию он не может. Писатель был награжден Нобелевской премией в области литературы за свои талантливые произведения. Человек педантичный, сдержанный, горделивый, требовательный к себе и к людям.

Что нам позволило так точно рассказать о человеке по его портретам?

Наблюдательность, внимание к деталям, умение делать выводы.

Момент решения проблемных задач.

Все эти навыки нам необходимы для понимания художественного текста, для того чтобы научиться читать, открывать скрытые в каждом произведении сокровища. Художественный текст написан хоть и русскими понятными словами, но они образуют свой тайный код, который нужно уметь читать. Попробуем это сделать.

Перед вами стихотворение Ивана Алексеевича Бунина

Словарная работа. Какие слова непонятны? 8 групп, каждой предлагаем работу с толковым словарем по своему слову. Находим определения в словарях, обЬясняем классу.

А теперь переходим к самому тексту, в котором описано, но не названо существо и его педение. Попытаемся прочитать код стихотворения и определить КТО ОПИСАН в нем и о чем это стихотворение.

Для этого после чтения заполните таблицу. Выпишите ключевые слова-коды, в которых описывается портрет героя.


 

Получаем примерно следующее:

КАК ВЫГЛЯДИТ

Черна, как копь

Брезгливый взгляд полузакрытых глаз

Взгляд мерцает урозой

Царственное презрение

Сощуривши глаза

Неслышные шаги


 

И каждый записывает свой вариант ответа.

ОБСУЖДАЕМ, почему ПАНТЕРА- черна, грозный и брезгливый взгляд полузакрытых глаз, мягкие неслышные движения, царственная осанка ( все детали указывают, что перед нами кошка, но хищная, не домашняя,).

Следующий вопрос самый сложный. А где находится патера? Для этого выписываем детали поведения и анализируем их.

Что делаеТ?

Взгляд томится угрозой (кому угрожает?

Брезгливый взгляд -На кого смотрит? – на человека. –Почему не нападает?

Взгляд томится грезой. Очем мечтает?- о знойном горниле, об алмазных копях, о жарких солнцах.

Короткие круги (ходит по кругу)

В царственном презрении ложится- кого презирает? Почему ложится?


 

Почему ходит по кругу и ложится? Почему с презрением смотрит на человека и не нападает на него? Почему ее преследует нетступная мечта? Эти вопросы-подсказки задаем, если ребята самостоятельно не справляются с заданием, если никто не смог записать и предложить правильную версию.

ПАНТЕРА В ЗООПАРКЕ В КЛЕТКЕ. ЕЕ жаркие грезы- «о родине, о жаркой Африке, где жгучих солнц алмазная могила».

Учитель: А сможете расшифровать коды, о ком это стихотворение и о чем Бунин писал?

Поэт говорит о себе, о своей эмиграции, о своем «зоопарке», о своей «клетке» и мечте о Родине.

Момент рефлексии и мост к следующим темам.

Что помогло вам расшифровать стихотворение? Ничего прямыми словами не написано , что позволило раскрыть смыслы? У кого получилось выполнить все задания? Кто не смог выдвинуть правильную версию? Почему? Кто был близок к ответу, верно собрал материал, но не сделал вывод? Почему сначала смысл стихотворения был непонятен?

Быть настоящими читателями, открывателями кладов нам предстоит с вами на уроках литературы. Этот предмет позволит вам проникнуть в удивительный, волшебный мир художественных текстов, но откроется этот мир только самым упорным, целеустремленным, наблюдательным и знающим особые кодовые ключи, о которых мы поговорим на следующих уроках.

Домашнее задание: познакомиться с оглавлением учебника, разделами учебника, типами заданий и записать, какие знания и навыки нам потребуются при изучении литературы и какие качества необходимо будет в себе развевать.,изучая этот предмет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.