Вводный урок по литературе в 5 классе: «Коды художественного текста»
Вводный урок по литературе в 5 классе.
Тема: коды художественного текста.
Цель: показать на примере особенности языка художественной литературы, специфику чтения художественного текста. Познакомить базовыми приемами чтения и анализа художественного текста. Заинтересовать учебным предметом: литература.
Структура урока:
Урок состоит из следующих основных этапов:
-момент вызова ( создание интриги, формирование мотива к учебным действиям и решениям учебных задач);
- самотестирование;
- решение проблемных учебных заданий и рефлексия;
-момент рефлексии и мост с последующими уроками.
Момент "вызова".
Учитель: Приветствие. Сегодня мы с вами совершил знакомство с новым для вас предметом - литературой. Тема нашей беседы: коды художественного текста.Я хочу вам показать, чем и как мы будем с вами заниматься. И для этого закодировала (зашифровала) то, о чем сегодня мы будем говорить.
Первый слайд - сундук с сокровищами.
Вопрос: что зашифровано и какие смыслы за этим скрыты?
В процессе обсуждения делаем выводы, что сундук с сокровищами и есть художественный текст, в котором
- скрыто много тайных смыслов;
- есть клад мудрости и опыта автора, его раздумий;
- скрытый тайный смысл откроется не всякому, а только самому целеустремленному ;
- текст, как и сундучок, может быть небольшим, а сокровища самыми дорогими;
- чем старинные содержимое, тем дороже оно становится.
Ассоциативных аналогий между тектом и сундуком с сокровищами может быть множество, приведены лишь основные.
Учитель: какими качествами должен обладать кладоискатель?
Выясняем, что упорством, знаниями, целеустремленность, наблюдательностью и логикой.
Эти навыки проверяем у себя, тестируем себя, выполняя следующее задание.
Момент самотестирования
Предлагаются слайды с портретами Бунина ( кто на портретах - пока тайна).
Проблемная ситуация. Рассмотреть портреты, записать " говорящие детали"-коды, логически сопоставив детали, рассказать, что за человек перед нами ( условно назовем это "методы Шерлока Холмса").
Цель задания: проверить простейшие логические навыки: выделение главных признаков, обобщение, систематизация, выводы.
Слайды № 2-5
Выяняем: этот человек состоятельный, образованный, связанный с книгами, чтением.Возможно, он был в Париже или связан с этим городом. Но мрачные тона портрета, разводы от капель то ли дождя, то ли слез указывают, что пережил этот человек в Париже не лучшие времена. Изображение с галстуком-бабочкой в белом смокинге позволяют предположить, что человек участвовал в каких-то официальных торжественных мероприятиях. Горделивая посадка головы, плотно сомкнутые губы выдают человека сдержанного, высокомерного. На всех изображениях герой в застегнутой под горлом рубашке, в сюртуке или пиджаке. Он собран, аккуратен, интеллигентен.
Учитель:
Перед нами портреты русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Дворянин, родившийся в России, любивший свою страну, он вынужден был покинуть ее после революции и провести в эмиграции (в Париже) оставшуюся жизнь. Всей душой Бунин стремился но Родину, но понимал, что вернуться в новую советскую Россию он не может. Писатель был награжден Нобелевской премией в области литературы за свои талантливые произведения. Человек педантичный, сдержанный, горделивый, требовательный к себе и к людям.
Что нам позволило так точно рассказать о человеке по его портретам?
Наблюдательность, внимание к деталям, умение делать выводы.
Момент решения проблемных задач.
Все эти навыки нам необходимы для понимания художественного текста, для того чтобы научиться читать, открывать скрытые в каждом произведении сокровища. Художественный текст написан хоть и русскими понятными словами, но они образуют свой тайный код, который нужно уметь читать. Попробуем это сделать.
Перед вами стихотворение Ивана Алексеевича Бунина
Словарная работа. Какие слова непонятны? 8 групп, каждой предлагаем работу с толковым словарем по своему слову. Находим определения в словарях, обЬясняем классу.
А теперь переходим к самому тексту, в котором описано, но не названо существо и его педение. Попытаемся прочитать код стихотворения и определить КТО ОПИСАН в нем и о чем это стихотворение.
Для этого после чтения заполните таблицу. Выпишите ключевые слова-коды, в которых описывается портрет героя.
Получаем примерно следующее:
КАК ВЫГЛЯДИТ |
Черна, как копь |
Брезгливый взгляд полузакрытых глаз |
Взгляд мерцает урозой |
Царственное презрение |
Сощуривши глаза |
Неслышные шаги |
И каждый записывает свой вариант ответа.
ОБСУЖДАЕМ, почему ПАНТЕРА- черна, грозный и брезгливый взгляд полузакрытых глаз, мягкие неслышные движения, царственная осанка ( все детали указывают, что перед нами кошка, но хищная, не домашняя,).
Следующий вопрос самый сложный. А где находится патера? Для этого выписываем детали поведения и анализируем их.
Что делаеТ? |
Взгляд томится угрозой (кому угрожает? Брезгливый взгляд -На кого смотрит? – на человека. –Почему не нападает? |
Взгляд томится грезой. Очем мечтает?- о знойном горниле, об алмазных копях, о жарких солнцах. |
Короткие круги (ходит по кругу) |
В царственном презрении ложится- кого презирает? Почему ложится? |
Почему ходит по кругу и ложится? Почему с презрением смотрит на человека и не нападает на него? Почему ее преследует нетступная мечта? Эти вопросы-подсказки задаем, если ребята самостоятельно не справляются с заданием, если никто не смог записать и предложить правильную версию.
ПАНТЕРА В ЗООПАРКЕ В КЛЕТКЕ. ЕЕ жаркие грезы- «о родине, о жаркой Африке, где жгучих солнц алмазная могила».
Учитель: А сможете расшифровать коды, о ком это стихотворение и о чем Бунин писал?
Поэт говорит о себе, о своей эмиграции, о своем «зоопарке», о своей «клетке» и мечте о Родине.
Момент рефлексии и мост к следующим темам.
Что помогло вам расшифровать стихотворение? Ничего прямыми словами не написано , что позволило раскрыть смыслы? У кого получилось выполнить все задания? Кто не смог выдвинуть правильную версию? Почему? Кто был близок к ответу, верно собрал материал, но не сделал вывод? Почему сначала смысл стихотворения был непонятен?
Быть настоящими читателями, открывателями кладов нам предстоит с вами на уроках литературы. Этот предмет позволит вам проникнуть в удивительный, волшебный мир художественных текстов, но откроется этот мир только самым упорным, целеустремленным, наблюдательным и знающим особые кодовые ключи, о которых мы поговорим на следующих уроках.
Домашнее задание: познакомиться с оглавлением учебника, разделами учебника, типами заданий и записать, какие знания и навыки нам потребуются при изучении литературы и какие качества необходимо будет в себе развевать.,изучая этот предмет.