Вводный урок по географии, 6 класс
Вводный урок в курс географии, 6 класс
Нетрадиционный урок является первым в курсе географии. Это введение в изучение нового предмета. Следовательно, необходимо дать представление об учебном предмете так, чтобы у обучающихся появился устойчивый интерес к изучению дисциплины, дать представление о круге изучаемых тем с погружением в природу. На последующих уроках раскрывается понятие «география», цели и задачи, стоящие перед данной наукой, ознакомление с требованиями, предъявляемыми к ученикам. Выполнение практических заданий даёт ученикам представление о темах курса географии: "Ориентирование", "План местности", "Горные породы и минералы", "Развитие рельефа суши", "Внутренние воды", "Природные зоны", "Атмосферное давление", "Исторические особенности освоения территории России".Тип урока: урок формирования новых знаний и умений
Вид урока: практическая работа на местности
Цель: совершить путешествие по берегу реки с выполнением практических заданий.
Задачи:
образовательные: ознакомление с географическими понятиями посредством визуализации и практико-ориентированного подхода;
развивающие: формирование позитивных эмоций к окружающей природе и к предмету география, развитие определённых специальных умений, туристических навыков, развитие творческого воображения;
воспитательные: развитие потребности учиться (интеллектуальное воспитание); воспитание умения определять свои цели на будущее и воспитание ответственности за охрану природы, чувства товарищества, взаимопомощи и взаимовыручки (духовное и нравственное воспитание); развитие умения видеть прекрасное и восхищаться им (эмоциональное воспитание); привитие желания жить с природой в гармонии (экологическое воспитание); воспитание выносливости, крепости духа, смелости (физическое воспитание)
Подготовительная работа: классный коллектив делится на группы по интересам (по 4-5 чел.)
- учащиеся, уже имеющие умения пользоваться компасом;
- учащиеся, которые на протяжении всего маршрута собирают «фото-гербарий»;
- учащиеся, собирающие коллекцию минералов;
- учащиеся, заранее приготовившие краеведческий материал о достопримечательностях
Оборудование: компасы, барометр-анероид, фотоаппараты, блокноты, карандаши
Продолжительность маршрута: расстояние - 10 км, время прохождения - 3 часа
Ход работы
I. Организационный момент |
Сбор классного коллектива совместно с классным руководителем и родителями, деление на группы (заранее подготовленные), отправление до начальной точки маршрута |
|
II. Мотивация учебной деятельности |
С незапамятных времен человек стремился к путешествиям. Это движение вперед, к определенной цели, благодаря которому мы чувствуем себя счастливыми. В каких интересных уголках нашей родины побывали вы этим летом? Туризм, путешествие - составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Он может быть приключенческим, спортивным, оздоровительным, экскурсионным и т.д., а сегодня на уроке - образовательным, познавательным. |
|
III. Практическая работа |
Мы отправимся в путешествие, познакомимся с географическими объектами, которые встретятся нам на пути, выполним задания. 1. Определение направления движения и расстояний: - работа с компасом, расстояние от первой точки до следующей по программе в смартфоне (шагомер) |
|
2. Первая остановка – скала «Мамонт»: - рассказ «краеведов» о геологической истории, горной породе; миф о названии скалы |
||
3. Движение по маршруту вдоль реки, определение берега реки (правый или левый) по течению |
||
4. Вторая остановка – скалы «Семь братьев»: - рассказ учителя о процессе выветривания; - сбор образцов минералов; - определение высоты скалы по анероиду (узнали АД у подножия скалы), подъём на скалу (определили АД, нашли разницу, умножили на 10,5м); - привал |
||
5. Движение по маршруту: - определение направления по компасу, расстояния; - пойменный луг |
||
6. Третья остановка – заброшенная каменноугольная шахта: - рассказ из истории хозяйственной деятельности населения, - сбор минералов, - родник – выход подземных вод |
||
7. Движение по маршруту: - определение направления по компасу, расстояния |
||
8. Четвёртая остановка – скалы «Каменные ворота», «Филин», «Три пещеры»: - рассказ «краеведов» и учителя о геологических процессах, об исторических событиях, связанных с этими местами (в 1774г. Ермак собирал войско из крестьян близлежащих деревень) |
||
9. Движение по маршруту: - определение направления по компасу, расстояния |
||
IV. Рефлексия |
Обмен впечатлениями, эмоциональная оценка путешествия |
|
V. Подведение итогов |
Благодарность активным ученикам, обмен записями и фотографиями |
|
VI. Домашнее задание |
Каждая группа готовит отчёт о путешествии: - состав группы, задание, оценка выполнения (презентация, информация, заметка в школьную газету); - оформленная коллекция минералов для кабинета географии; - фото-гербарий (презентация с описанием); - записи с маршрутом движения (направление и расстояние от точки до точки) для построения плана местности (маршрутная съёмка) |