
Тема урока:
«Место истории России
в мировой истории. Вводный урок»
История России , 6 класс

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно;
не уважать оной есть постыдное малодушие»

?
Что такое история?
История
наука о прошлом
( history (греч. слово) – рассказ о прошлых событиях)
Что такое прошлое?
«История – наука, изучающая, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменилась и стала такой, как сейчас.»
Ф.П.Коровкин
?

План:
1. Как работать с учебником.
2. Наша Родина-Россия.

Как работать с учебником
Учебник на стр. 4-5.
В учебнике два варианта текста:
традиционные параграфы;
2. материалы для самостоятельной и проектной деятельности.

Титульный лист.
Титульный лист.
План.
Введение (чем интересен данный вопрос для урока).
Основная часть (раскрытие пунктов плана).
Заключение.
Список литературы.



Словарь:
Всеобщая история – развитие человеческих обществ от возникновения до наших дней.

Словарь:
ИДМ – первый этап всеобщей истории от возникновения человечества до Великого Переселения Народов.

Словарь:
ИСВ – второй этап всеобщей истории от ВПН до ВГО.

Словарь:
История России – часть всеобщей истории, история нашей Родины.


Для чего мы изучаем историю России?
Для того, чтобы понять своеобразие отечественной цивилизации, ознакомление с историей помогает в изучении других предметов.

1) Охарактеризуйте современное положение России в мире:
а) территория –
б) население –
в) столица —
площадь 17075,4 тысячи кв.км (первое место в мире);
141,9 млн. человек (2009);
г. Москва.

Сколько субъектов в Российской Федерации?

Задание!!!
Назовите имена исторических деятелей России, которые достойны восхищения и подражания!!!
(конкретные примеры)

Задание!!!
Назовите тяжелые и трагические события в истории России, которые оставили след в памяти народа?

Периодизация:
с древних времен до XVI в.

ВЕКА
IX
X
XI
XII
XIII
XIV
XV
XVI
XVII

IX-XIII вв. – появление Древнерусского государства.
Киевская Русь
(Древняя Русь)
Столица - Киев

XIV-XVII вв. – Московская Русь (Московия)
Столица: Москва

Исторические источники
(стр. 8)
-Остатки старины: фрагменты жилищ и кусочки одежды, украшения, монеты, предметы повседневного быта, рисунки и картины, рукописи и даже устные предания.
- Летописи – записи происходивших событий, составленные по годам.

Виды исторических источников:
Исторические
источники
Вещественные
Письменные

Исторические источники
Природно- географические
этнографические
Вещественные, археологические
Художественно -изобразительные
письменные

Берестяная грамота

Собор Святой Софии в Новгороде

Страница летописи

Обмундирование воина

Чаши и бронзовые изделия

?
Какие исторические источники являются важнейшими для изучения истории нашей страны?
-берестяные грамоты
-летописи
-археологические раскопки

Словарь:
Летописи – записи исторических событий, составленные по годам.

Летопись
"Повесть временных лет"

?
Какие науки помогают историкам реконструировать прошлое?
Задание:
прочитайте текст на стр. 8 и заполните таблицу
Название науки
Что изучает
Археология
Лингвистика
Фольклористика
Топонимика
Антропонимика
Нумизматика
Памятники материальной культуры: орудия труда, оружие, жилища…
Развитие языков
Народное творчество: былины, сказки…
Географические названия
Личные имена людей
Монеты, медали …

Археология – наука, изучающая вещественные источники.
Археология – наука, изучающая вещественные источники.

Лингвистика – наука, изучающая языки.
Лингвистика – наука, изучающая языки.

Фольклористика – наука, изучающая народное творчество.
Фольклористика – наука, изучающая народное творчество.

Задание для лингвистов.
Всем известные слова «Москва», «тайга», «килька» происходят из финно-угорского языка. Слова «карандаш», «башмак», «шашлык» происходят из тюркских языков. Слова «окно», «школа», «стол» происходят из греческого языка. Слова «богатырь», «топор», «собака» скифо-сарматского происхождения. Какое значение для изучения истории имеют эти факты?

Задание для фольклористов.
О чем мы можем узнать из русских былин?
Что нам может поведать обычай праздновать Масленицу?

Семья языков
Группа языков
Названия языков
Индоевропей-ская
Славянская
Русские, украинские, белорус-ские, польские, чешские …
Балтийская
Латышский, литовский
Иранская
Осетинский, таджикский
Урало-самодийская
Самодийская
Ненецкий
Финно-угорская
Финский, эстонский, марийский, мордовский, удмуртский…
Алтайская
Тюркская
Азербайджанский, башкирский, татарский, якутский…
Монгольская
Нанайский, эвенский
Тунгусо-манжурская
Нанайский, эвенский
Кавказская
Картавельская
Грузинский
Адыго-абхазская
Абхазский
Чечено-дагестанская
Ингушский, чеченский

?
К какой языковой семье и группе народов можно отнести предков нашего народа?
Индоевропейская языковая семья
Славянская языковая группа народов
сформировалась около 5-4 тыс. до н.э.
оформилась в 4-3 тыс. до н.э.

ираноязычные племена
финно-угорские
племена
балтийские
племена
славянские
племена
древне-
азиатские
племена
самодийские
племена
тунгусо-манчжурские
племена
монголоязычные
племена
тюркские
племена

?
Вспомните, как ведется счет лет в
истории?
Р.Х.
Каменный
век
Брон-зовый век
Железный век
Древний мир
Средние века
Новое время
Новейшее время
до нашей эры
наша эра
2,8 млн
3 тыс
1 тыс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1011 13 15 17 19 21
вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением систем счисления времени в их историческом развитии.
Хронология -