Вводный урок по психологии 5 класс «Теперь мы пятиклассники!»
Пояснительная записка к презентации
Вводный урок по психологии в 5 классе
по программе «Теперь мы пятиклассники!»»
педагога - психолога Поповой С.С.
Тема: «Знакомство».
Цель: формирование у детей коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других;
Задачи:
1. знакомство с основными правилами общения;
2. формирование коммуникативных навыков;
3. воспитание положительной нравственной оценки таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других.
Время: 45 минут
Материалы:
— фломастеры, тетради для занятий, ватман, клей, «человечки» из цветной бумаги (количество человечков может быть по количеству участников или больше).
Тип урока: Практическое занятие с элементами тренинга.
План урока:
- Приветствие
- Знакомство с участниками
- Правила курса
- Сплочение группы
- Рефлексия
Ход урока:
1 этап. Приветствие.
Психолог: Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего занятия «Знакомство». (слайд 1 – 2)
- Давайте с вами поздороваемся немного необычно, но очень тепло и радостно.
Упражнение «Поздоровайся как…»
Цель: Создание эмоционального настроя на урок
Время: 5 минут
Проведение:
Учащимся предлагается разделиться на пары, встать в два круга лицом друг к другу, затем им сообщается следующее: вы будете здороваться друг с другом, получая задания, затем по сигналу пары меняются:
- здороваться как старые друзья;
- как будто вам вдвоем предстоит большое путешествие;
- как дипломаты, и др.
Психолог: Очень хорошо!
2 этап. Знакомство с участниками
Психолог: Для того, чтобы нам было комфортно общаться в дальнейшем, нам нужно познакомиться.
Упражнение «Игра в имена»
Цель: произнести и услышать имена всех участников, отчасти сразу же запомнить.
Время: 10 мин.
Проведение:
Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет - прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: "Я - веселый Виктор").
Следующий повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («Это - веселый Виктор, а я - привлекательный Павел»).
Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.
Если группа слишком большая (более 25 человек), можно, пройдя половину круга, начать игру сначала, чтобы ни у кого не возникло ощущения своей неспособности.
Примечания:
Этот метод действительно помогает без труда запомнить имена.
Если поначалу участники смущаются или не уверены в своей памяти, полезно их приободрить и стимулировать. Однако до сих пор эта игра всегда шла хорошо, несмотря на некоторую робость, испытываемую участниками в начале игры.
Если кто-то действительно чувствует затруднение, можно шепотом подсказать забытое имя.
3 этап. Принятие правил
Психолог: А теперь давайте с вами примем правила нашей группы. Правила должны быть такими, чтобы всем было:
1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.
2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.
3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.
4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.
Психолог: Участие и работа в нашей группе добровольное. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.
Перед тем как принять правила, давайте обсудим их, а также продумаем санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. (Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.)
Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы. После этого все участники заполняют и прикрепляют к одежде свои именные карточки.
4 этап. Сплочение группы
Психолог:
Упражнение «Хвост дракона»
Цель – встряхнуться, весело и активно расслабиться, почувствовать себя одной командой.
Время – 5-7 минут
Проведение:
Участники становятся в затылок друг другу. Каждый держит за талию стоящего впереди. Теперь голова дракона, то есть участники, стоящие впереди, должна поймать собственный хвост (последнего участника). Участники, стоящие в середине, должны крепко держаться друг за друга, чтобы дракон не развалился. Через некоторое время участники из середины переходят на места в хвосте или голове дракона, они тоже должны активно подвигаться и развлечься.
Упражнение «Вернисаж»
Цель – создание модели группы, сплочение, создание положительного настроя
Время – 10 мин
Проведение:
Все участники создают на ватмане модель «дружного класса» с помощью клея, фломастеров и человечков из цветной бумаги (если количество участников велико, то можно разделиться на группы). По окончании идет представление своей модели.
Упражнение «Постройся по росту».
Цель – определить, кто из участников занимает, какую роль в команде
Время – 5 – минут
Проведение:
Все участники закрывают глаза. Ведущий засекает определенное количество времени (3 минуты), за которое участники с закрытыми глазами должны построиться в колонну по росту. По окончанию игры, участники высказывают свои ощущения от произошедшего, легко ли им было встать на «свое» место.
5 этап. Рефлексия
Упражнение «Ладошка»
Цель: Выяснить отношение участников к прошедшему уроку.
Время: 5 минут
Проведение: Учащимся предлагается в тетрадях обвести свою ладонь и ответить на следующие вопросы, записав ответ на каждом пальчике нарисованной ладони:
- с каким настроением ты уходишь с урока;
- что понравилось на уроке;
- что не понравилось на уроке;
- были ли задания, которые вызвали трудность;
- что нового для себя ты узнал.
Психолог: Благодарю вас за работу на занятии. Ваши ответы были интересными и оригинальными. Вы большие молодцы! До новых встреч!
вводный урок по психологии 5 класс
PPTX / 2.79 Мб
Скрипникова Валентина Михайловна
Попова Светлана Сергеевна