12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Попова Светлана Сергеевна1802 педагог -психолог высшей категории Россия, Новосибирская обл., с. Довольное Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематический план внеурочной деятельности по психологии в 5 классе.
Календарно – тематический план
внеурочной деятельности по психологии
"Теперь мы пятиклассники"
на 2016 – 2017 учебный год.
Разработана
Поповой С.С.
педагогом – психологом
первой квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему "Я" (Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я": уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: "Генезис", 2005).
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
o умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
o умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
o умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
o навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
o навыки уверенного поведения;
o навыки совместной (коллективной) деятельности;
o навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
o навыки самоподдержки;
o навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы
Цель – социальная адаптация в среднем звене, развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа "Я" (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Принципы работы группы:
Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Предполагаемые результаты программы:
Улучшатся навыки общения детей друг с другом.
Дети станут более доброжелательны друг к другу.
Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.
Развитие детей, формирование УУД.
Для отслеживания результатов целесообразно провести диагностическое исследование, включающее в себя социометрию, тест ЦТО, карту наблюдений за поведением ребёнка.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю вторая половина учебного дня, работа по программе занимает весь учебный год.
Календарно – тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цели | Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД | Домашнее задание | Кол-во часов |
1 | 5.09 | Знакомство группы | - сформировать группу участников; - способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе; - выяснить ожидания детей; - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы. | Мотивировать учащихся к занятиям психологией Л | Заполнить таблицу «положительное и отрицательное в школьной жизни». | 1 |
2 | 12.09 | Вот и пятый класс! | - дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;
| Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе. Л | Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится "портрет в лучах солнца" (в крайнем случае, если дети не найдут фотографии, они могут нарисовать "автопортрет"). Не показывайте фотографию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке. | 1 |
3 | 19.09 | Находим друзей | - способствовать формированию навыков взаимодействия в группе; - помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе; - повысить самооценку детей. | Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям. Л, К, Р | 1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это. 2. Подумайте, какое название и какой девиз можно дать нашей группе.
| 1 |
4 | 26.09 | Это наша школа! | - помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях. | Помочь учащимся задуматься о правилах поведения в школе Л, К | Понаблюдайте за собой и окружающими, постарайтесь отметить, в чем проявляется уверенность, неуверенность, грубость. Подумайте, существуют ли какие-либо различия в правилах начальной и средней школы? | 1 |
5 | 03.10 | Что поможет нам учиться? | - помочь участникам группы осознать правила работы на уроке; - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Способствовать формированию учебных навыков, Л, К | Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсуждали сегодня, и подумайте над тем, какие из них необходимы именно вам. Совпадают ли правила, действующие на разных уроках? | 1 |
6 | 10.10 | Легко ли быть учеником? | - помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику; | Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности Л, К, | Подумайте о том, какие качества помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить. | 1 |
7 | 17.10 | Чего мы боимся? | - научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления; - снизить школьную тревожность. | Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека. Л, К, Р | Нарисовать рисунок «Мои страхи» | 1 |
8-9 | 24.10 / 07.11 | Трудно ли быть настоящим учителем? | - расширение и обогащение навыков общения с учителями; - коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях. | Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки; Л, К, Р | 1. Напишите статью о ком-нибудь из учителей, взяв у него интервью. Об итогах интервью дети рассказывают на последующих встречах (важно выслушать всех авторов статей). 2. Приготовьте и напишите на листочке важный для вас вопрос, касающийся взаимоотношений с учителями или одноклассниками. | 2 |
10- 11 | 14.11/ 21.11 | Конфликт или взаимодействие? | - развить навыки общения и разрешения конфликтов; - научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации Способствовать адекватному самовыражению Л, К, Р | Допишите свои вопросы в "Чашу чувств". Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся. | 2 |
12 | 28.11 | Работа с негативными переживаниями | - повышение эмоциональной устойчивости детей; - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций; - формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания. | Принести бланки "Мои цели", которые заполняли на втором занятии. | 1 | |
13 | 05.12 | Кто Я, какой Я? | - способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки | Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки Л, К | Написать маленькое сочинение на тему: "Какой я и чем отличаюсь от остальных". | 1 |
14 | 12.12 | Что мы можем? | - способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки. | Определение своих способностей и возможностей Л | Закончить предложение «Я могу…». Написать не меньше 5 примеров. | 1 |
15 | 19.12 | Мы нужны! | - формирование позитивной Я-концепции | Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям. Л, К | Закончи предложение: "Дома я нужен..." "В классе мне нужны..." "В классе я нужен..." | 1 |
16 | 26.12 | Мечтаем! | - научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли. | Умение видеть и понимать цели и мечты Л | Написать маленькое сочинение на тему "Мои мечты" или нарисовать рисунок. | 1 |
17 | 09.01 | Я- это мои цели! | - повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков | Подумать о своих целях на будущее. Поставить себе цель на ближайшее время и составить план ее достижения. | 1 | |
18 | 16.01 | Наше детство. | - формирование позитивной Я-концепции | Умение видеть линию времени и себя Л, К, Р | Вспомнить и нарисовать свои детские игрушки. | 1 |
19 | 23.01 | Мое настоящее и мое будущее. | - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, | Разделить лист бумаги на две части и выполнить рисунки на тему "Я сегодня и Я в будущем". | 1 | |
20 | 30.01 | Имеем права чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. | - способствовать рефлексии эмоциональных состояний; - способствовать адекватному самовыражению. | Способствовать рефлексии эмоциональных состояний Л, К, Р | Написать мини сочинение «Какие бывают чувства». | 1 |
21 | 06.02 | Стыдно ли бояться? | - развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, | Способствовать адекватному самовыражению Л, К, Р | Как вы справляетесь со страхом (устное сообщение) | 1 |
22 | 13.02 | Имеем ли мы право сердиться и обижаться? | - формирование навыков принятия собственных негативных эмоций | Рисунок на тему: "Подросток рассердился" или "Подросток обиделся" | 1 | |
23 | 20.02 | Наш внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по - своему. | - подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека Л, К | Устно ответить на вопрос: "В каких ситуациях можно сказать про человека, что "от его улыбки засияла радуга"? | 1 |
24 | 27.02 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | - подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека | Представьте себя Маленьким принцем, имеющим свою собственную планету, и нарисуйте ее. Кто может прилететь на эту планету и зачем, кто еще живет на ней. | 1 | |
25 | 06.03 | Кто в ответе за наш внутренний мир. Чему нас могут научить трудные ситуации? | - подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли | Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли Л, К, Р | Устно ответить на вопросы: "Что значит "уроки жизни"? Приходится ли вам иногда выполнять не только школьные уроки, но и уроки жизни? | 1 |
26 | 13.03 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется. | - научить находить и использовать психологические ресурсы | Составьте самое длинное предложение со словом "воля", затем со словом "терпение" и, наконец, со словом "сочувствие". | 1 | |
27 | 27.03 | Я и ТЫ. Я и мои друзья | - обсудить проблемы подростковой дружбы. | Обсудить проблемы подростковой дружбы Л, К | Подростки размышляют над тем, какими качествами обладают их друзья, затем записывают их в тетради, выделяют три наиболее важных качества. | 1 |
28 | 03.04 | Наши "колючки". | - развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы. | Обсудить тему одиночества Л, К | На половине листа записать или нарисовать "свои колючки" (качества, которые мешают вам общаться). На второй половине записать или нарисовать "свои магнитики" (качества-магнитики - притягивают других людей). | 1 |
29 | 10.04 | Что такое одиночество? | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Письменно в тетради закончи предложения: "Для подростка одиночество - это..." | 1 | |
30 | 17.04 | Мы не одиноки в этом мире. | - способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии. | Рисунок на тему занятия "Я не одинок в этом мире" | 1 | |
31 | 24.04 | Мы начинаем меняться. Зачем человеку меняться? Самое важное - захотеть меняться | - помочь подросткам осознать свои изменения; - мотивировать подростков к позитивному самоизменению. | Помочь подросткам осознать свои изменения Л | Мои важные изменения". Вклеить карточку в тетрадь, отметить на ней те высказывания, которые вам подходят, дописать собственные наблюдения за своими изменениями. "Я становлюсь более выдержанным". "Я замечаю, что у меня появилось чувство сострадания к окружающим" и т.д. | 1 |
32 | 8.05 | Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия. | - помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, | Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Л, К | Найти и записать мудрые "золотые мысли" на тему агрессии. | 1 |
33 | 15.05 | Агрессия со стороны. Как на нее реагировать? | - научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Записать в тетради способы конструктивного и неконструктивного реагирования на агрессию. | 1 | |
34 | 22.05 | Учимся договариваться | - научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других | Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других. Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям. Умение видеть и понимать цели и мечты. Л, К, Р | Изготовить одну из масок: - маска силы: "Как стукну - все будете меня слушаться". -маска манипулятора: "Я заставлю людей поступать так, как я хочу". -маска привлекающего внимания: "Буду вести себя плохо - на меня обратят внимание!" -маска застенчивого: "Я лучше помолчу - боюсь сказать не так. Но я очень хочу говорить". - маска прикольщика: "Приколюсь - может, и меня заметят"". | 1 |
35 | 29.05 | Заключение. Итоговое | - обсуждаем чему мы научились за курс | Подведение итогов Л, К, Р | 1 |