12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Светлана Сергеевна1802
педагог -психолог высшей категории
Россия, Новосибирская обл., с. Довольное

Календарно – тематический план

внеурочной деятельности по психологии

"Теперь мы пятиклассники"

 на 2016 – 2017 учебный год.

Разработана

Поповой С.С.

педагогом – психологом

первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему "Я" (Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я": уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: "Генезис", 2005).

Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.

Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.

Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.

Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:

o умение осознавать требования учителя и соответствовать им;

o умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;

o умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;

o навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;

o навыки уверенного поведения;

o навыки совместной (коллективной) деятельности;

o навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;

o навыки самоподдержки;

o навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.

В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.

Цели и содержание программы

Цель – социальная адаптация в среднем звене, развитие социально-личностной сферы  детей  младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В соответствии с целью сформулированы задачи:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.

Характеристика основных этапов работы

На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.

На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.

На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.

На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.

На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.

Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа "Я" (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.

Методы и техники, используемые в программе

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);

- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

-групповой – организация работы в группе;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

        Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:  

- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;

- упражнение;

-  поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);

-  методы игры в различных вариантах;

-  составление плана.

Принципы работы группы:

Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.

Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.

Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.

Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.

Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.

Структура занятия

Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.

Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.

Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.

Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.

Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.

Предполагаемые результаты программы:

Улучшатся навыки общения детей друг с другом.

Дети станут более доброжелательны друг к другу.

Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.

Развитие детей, формирование УУД.

Для отслеживания результатов целесообразно провести диагностическое исследование, включающее в себя социометрию, тест ЦТО, карту наблюдений за поведением ребёнка.

Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.

Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю вторая половина учебного дня, работа по программе занимает весь учебный год.

Календарно – тематический план

п/п

Дата

Тема занятия

Цели

Характеристика основных видов деятельности обучающихся, виды УУД

Домашнее задание

Кол-во часов

1

5.09

Знакомство группы

- сформировать группу участников;

- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;

- выяснить ожидания детей;

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.

Мотивировать учащихся к занятиям психологией

Л

Заполнить таблицу «положительное и отрицательное в школьной жизни».

1

2

12.09

Вот и пятый класс!

- дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;

 

Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.

Л

Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится "портрет в лучах солнца" (в крайнем случае, если дети не найдут фотографии, они могут нарисовать "автопортрет"). Не показывайте фотографию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке.

1

3

19.09

Находим друзей

- способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;

- повысить самооценку детей.

Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.

Л, К, Р

1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это.

2. Подумайте, какое название и какой девиз можно дать нашей группе.

 

1

4

26.09

Это наша школа!

- помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.

Помочь учащимся задуматься о правилах поведения в школе

Л, К

Понаблюдайте за собой и окружающими, постарайтесь отметить, в чем проявляется уверенность, неуверенность, грубость. Подумайте, существуют ли какие-либо различия в правилах начальной и средней школы?

1

5

03.10

Что поможет нам учиться?

- помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Способствовать формированию учебных навыков,

Л, К

Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсуждали сегодня, и подумайте над тем, какие из них необходимы именно вам. Совпадают ли правила, действующие на разных уроках?

1

6

10.10

Легко ли быть учеником?

- помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности

Л, К,

Подумайте о том, какие качества помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить.

1

7

17.10

Чего мы боимся?

- научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

- снизить школьную тревожность.

Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека.

Л, К, Р

Нарисовать рисунок «Мои страхи»

1

8-9

24.10 /

07.11

Трудно ли быть настоящим учителем?

- расширение и обогащение навыков общения с учителями;

- коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

Формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

Л, К, Р

1. Напишите статью о ком-нибудь из учителей, взяв у него интервью.

Об итогах интервью дети рассказывают на последующих встречах (важно выслушать всех авторов статей).

2. Приготовьте и напишите на листочке важный для вас вопрос, касающийся взаимоотношений с учителями или одноклассниками.

2

10-

11

14.11/

21.11

Конфликт или взаимодействие?

- развить навыки общения и разрешения конфликтов;

- научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации

Способствовать адекватному самовыражению

Л, К, Р

Допишите свои вопросы в "Чашу чувств". Нарисуйте чувства, которые проявляются во время конфликтов, свои эмоции, которые вам не нравятся.

2

12

28.11

Работа с негативными переживаниями

- повышение эмоциональной устойчивости детей;

- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций;

- формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания.

Принести бланки "Мои цели", которые заполняли на втором занятии.

1

13

05.12

Кто Я, какой Я?

- способствовать осознанию своих качеств, повышение самооценки

Способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки

Л, К

Написать маленькое сочинение на тему: "Какой я и чем отличаюсь от остальных".

1

14

12.12

Что мы можем?

- способствовать осознанию своих качеств и повышению самооценки.

Определение своих способностей и возможностей

Л

Закончить предложение «Я могу…». Написать не меньше 5 примеров.

1

15

19.12

Мы нужны!

- формирование позитивной Я-концепции

Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.

Л, К

Закончи предложение:

"Дома я нужен..."

"В классе мне нужны..."

"В классе я нужен..."

1

16

26.12

Мечтаем!

- научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои мысли.

Умение видеть и понимать цели и мечты

Л

Написать маленькое сочинение на тему "Мои мечты" или нарисовать рисунок.

1

17

09.01

Я- это мои цели!

- повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков

Подумать о своих целях на будущее. Поставить себе цель на ближайшее время и составить план ее достижения.

1

18

16.01

Наше детство.

- формирование позитивной Я-концепции

Умение видеть линию времени и себя

Л, К, Р

Вспомнить и нарисовать свои детские игрушки.

1

19

23.01

Мое настоящее и мое будущее.

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем,

Разделить лист бумаги на две части и выполнить рисунки на тему "Я сегодня и Я в будущем".

1

20

30.01

Имеем права чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные.

- способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

- способствовать адекватному самовыражению.

Способствовать рефлексии эмоциональных состояний

Л, К, Р

Написать мини сочинение «Какие бывают чувства».

1

21

06.02

Стыдно ли бояться?

- развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем,

Способствовать адекватному самовыражению

Л, К, Р

Как вы справляетесь со страхом (устное сообщение)

1

22

13.02

Имеем ли мы право сердиться и обижаться?

- формирование навыков принятия собственных негативных эмоций

Рисунок на тему: "Подросток рассердился" или "Подросток обиделся"

1

23

20.02

Наш внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по - своему.

- подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира

каждого человека

Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

Л, К

Устно ответить на вопрос: "В каких ситуациях можно сказать про человека, что "от его улыбки засияла радуга"?

1

24

27.02

Любой внутренний мир ценен и уникален.

- подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека

Представьте себя Маленьким принцем, имеющим свою собственную планету, и нарисуйте ее. Кто может прилететь на эту планету и зачем, кто еще живет на ней.

1

25

06.03

Кто в ответе за наш внутренний мир. Чему нас могут научить трудные ситуации?

- подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли

Л, К, Р

Устно ответить на вопросы: "Что значит "уроки жизни"? Приходится ли вам иногда выполнять не только школьные уроки, но и уроки жизни?

1

26

13.03

В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется.

- научить находить и использовать психологические ресурсы

Составьте самое длинное предложение со словом "воля", затем со словом "терпение" и, наконец, со словом "сочувствие".

1

27

27.03

Я и ТЫ. Я и мои друзья

- обсудить проблемы подростковой дружбы.

Обсудить проблемы подростковой дружбы

Л, К

Подростки размышляют над тем, какими качествами обладают их друзья, затем записывают их в тетради, выделяют три наиболее важных качества.

1

28

03.04

Наши "колючки".

- развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.

Обсудить тему одиночества

Л, К

На половине листа записать или нарисовать "свои колючки" (качества, которые мешают вам общаться).

На второй половине записать или нарисовать "свои магнитики" (качества-магнитики - притягивают других людей).

1

29

10.04

Что такое одиночество?

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Письменно в тетради закончи предложения:

"Для подростка одиночество - это..."

1

30

17.04

Мы не одиноки в этом мире.

- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.

Рисунок на тему занятия "Я не одинок в этом мире"

1

31

24.04

Мы начинаем меняться. Зачем человеку меняться?

Самое важное - захотеть меняться

- помочь подросткам осознать свои изменения;

- мотивировать подростков к позитивному самоизменению.

Помочь подросткам осознать свои изменения

Л

Мои важные изменения". Вклеить карточку в тетрадь, отметить на ней те высказывания, которые вам подходят, дописать собственные наблюдения за своими изменениями.

"Я становлюсь более выдержанным".

"Я замечаю, что у меня появилось чувство сострадания к окружающим" и т.д.

1

32

8.05

Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия.

- помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью,

Помочь подросткам осознать различия между агрессией и агрессивностью, научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Л, К

Найти и записать мудрые "золотые мысли" на тему агрессии.

1

33

15.05

Агрессия со стороны. Как на нее реагировать?

- научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Записать в тетради способы конструктивного и неконструктивного реагирования на агрессию.

1

34

22.05

Учимся договариваться

- научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других

Научиться контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.

Повышение самооценки, осознание своей нужности другим людям.

Умение видеть и понимать цели и мечты.

Л, К, Р

Изготовить одну из масок:

- маска силы: "Как стукну - все будете меня слушаться".

-маска манипулятора: "Я заставлю людей поступать так, как я хочу".

-маска привлекающего внимания: "Буду вести себя плохо - на меня обратят внимание!"

-маска застенчивого: "Я лучше помолчу - боюсь сказать не так. Но я очень хочу говорить".

- маска прикольщика: "Приколюсь - может, и меня заметят"".

1

35

29.05

Заключение.

Итоговое

- обсуждаем чему мы научились за курс

Подведение итогов

Л, К, Р

 

1

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.