12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Золотовская Н.В.83
Россия, Томская обл., Томск

Вводный урок по теме «Обозначение натуральных чисел»

Золотовская Наталия Владимировна, учитель математики

Разделы: Математика

Цели урока:

систематизировать и обобщить сведения о числах, дать понятие натурального числа;

воспитывать познавательные интересы;

развивать сообразительность, логическое мышление.

Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд , «Математика-5»

Оборудование: красные, зеленые, желтые сигнальные карточки . Раздаточный материал.


 

1) Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Садитесь пожалуйста.

Дорогие ребята, поздравляю вас с началом нового учебного года. Сегодня вы перешагнули порог школы и стали учениками 5 класса. А я, перешагнув школьный порог в этом году, стала вашим учителем по математике. Впереди у нас целый год совместной работы, где Вы будете постигать точную науку, а я буду Вам помогать. Я надеюсь, что Ваш класс будет дружным и сплочённым. Ведь впереди нас с Вами ждёт очень много интересных дел. Конечно не всегда будет легко, не всё будет получаться. Но к вам всегда на помощь могут прийти одноклассники, родители, учитель.

Ведь учение - это работа, труд, и совсем нелегкий.. Кто хочет по-настоящему учиться, хочет прочно и глубоко усвоить знания, тот должен работать ежедневно.

А теперь ребята машем руками те, кто пришел с хорошим настроением. увлекается спортом, танцами, любит математику.

2) Знакомство с учебником.

Ребята, Вы любите путешествовать?

когда путешественник отправляется в путь ,он должен хорошо знать дорожные указатели. Тогда он точно определит, где нужно свернуть, где можно остановиться, где получить помощь. Работа с учебником - это все равно, что долгое путешествие по стране Математике. Ведь и в учебнике есть всякие «дорожные указатели» , и их смысл надо хорошо понимать. А еще надо ясно представлять, на какие части будет делиться наш долгий маршрут. [ 4]

Возьмите пожалуйста свой учебник по математике и давайте рассмотрим его.

Посмотрите на обложку, расскажите , какую информацию несет обложка?

Откройте оглавление. Самые крупные части – главы. Главы делятся на параграфы, а параграфы – на еще более мелкие части, давайте назовем их уроками. Так вот иногда для прохождения 1 урока из учебника, нам понадобиться несколько школьных уроков .Вы часто будете им пользоваться , чтобы найти, например, на какой странице начинается нужный урок. Но можно и разглядывать оглавление и с другой целью – чтобы лучше ориентироваться в изучаемом материале. Так разглядывание карты местности помогает туристу лучше ориентироваться в походе.

Но что делать, если вы забыли объяснение какого-нибудь названия и хотите найти его в учебнике? Тогда надо заглянуть в предметный указатель на стр.277. Найдите интересующее Вас название. Против него указана страница, на которой и содержится объяснение этого названия.

Закройте учебник, мы к нему еще вернемся.

Следующими нашими помощниками в овладении наукой будут служить наши тетради по математике. Тетрадей по математике у нас будет 3 шт. В 2 тетрадях мы будем записывать все то, что мы узнали на уроке, выполнять домашние задания для лучшего усвоения материала. Домашнее задание проверяется каждый день. 1 тетрадь для контрольных работ, ее нужно принести завтра и сдать мне.

От того, как ведутся записи в тетрадях, зависит многое. Ребята, как вы думаете, как нужно вести свои тетради. Правильные и аккуратные записи в тетрадях важны еще и потому, что математика имеет свой язык, и овладеть математикой - это значит, в частности, овладеть этим языком. А для овладения каким-либо языком нужна большая практика в письме и чтении на этом языке. Запись всего изучаемого материала, решения задач в тетрадях и дает такую практику.

Сейчас мы начнем работать в парах. Работаем дружно, слаженно. Как только выполнили, поднимаем зеленые карточки вверх. Я пойму, что ваша пара готова к ответу.

Но для начала откройте тетради и запишите сегодняшнее число. На уроках математики мы будем записывать число на полях с помощью цифр. Оставьте одну строчку свободной для темы, ее мы запишем позже.

А теперь откройте конверт № 1

Ребята, разгадайте загадки и по начальным буквам ответов составьте и запишите слово. Если справитесь с заданием, то узнаете, с чьей помощью сможете войти в удивительный мир математики. Пара, справившаяся с заданием, поднимает зеленую карточку.

         

 

а) Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час.
А вы, друзья, не бейте нас.
(Часы)

б) Я ныряю с головой
В океан из шелка.
Не угонишься за мой,
Я - тонкая ...
( Игла)

в) Утром рано я проснусь,
Посмотрю — и засмеюсь,
Ведь в моё оконце
Ярко светит…(Солнце)

г) Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
(Ложка)

д) Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец)

Получили слово ЧИСЛО.

 

 

Какое слово получилось? ( число)

Рассказать историю о числах ( появление вкратце)

( конверт № 2)

Задание № 1

Ребята, а Вы знаете, что для передачи секретных сообщений иногда буквы шифруют, то есть заменяют цифрами. И вот как-то раз в одном городе мальчик, назовем его Петей, решил прослыть самым умным во дворе. Он сказал: « Зашифрую буквы и расскажу всем секретную сказку». Первую букву А он зашифровал цифрой 1, вторую букву Б – цифрой 2 ит.д. Зашифровав девятую букву цифрой 9, Петя запнулся. Ведь осталась только цифра 0, а буквы с таким номером нет. «Ничего, обойдусь и этими буквами! – подумал Петя. – И из них немало слов получится».

Буквы

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

Шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вот какую засекреченную сказку рассказал Петя во дворе своим друзьям:

Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651 ! Я вижу только 681. Ты не знаешь, 456 наша 8121565 отвечает : «51, знаю. Она в 3196». -«Но там 86 была морская 936951 ? И 456 она?» - « Я подарил 67 внучке 196»

Расшифруйте сказку.

Жили-были ____ и _____. Во дворе у них жили ____и _______. Приходит однажды _______и взволнованно говорит: «______ ! Я вижу только ______. Ты не знаешь, ______ наша _______?» ______ отвечает : «___, знаю. Она в _______». -«Но там _____была морская ___________?

И ______она?» - « Я подарил _____ внучке _______»

На доске записаны числа, которые встречаются в тексте.

Ребята, Вы молодцы, правильно расшифровали сказку.

Скажите пожалуйста, какие числа Вы встретили в тексте ( отвечают: двузначные, трехзначные, четные, нечетные и т.д.)

 

78; 51; 86; 67

565; 681; 456; 196

2121; 8121; 2651; 3196;

     
  • Пусть 1 ряд выпишет себе в тетрадь в строчку только двузначные числа, 2 ряд – трехзначные, а 3 ряд – четырехзначные числа

     

 

78; 51; 86; 67

565; 681; 456; 196

2121; 8121; 2651; 3196;

0, 2, 3, 4, 9

0, 2, 3, 7

0, 4, 7

  • Ребята, посмотрите внимательно, какие цифры не использованы в написании чисел? Запишите эти цифры во 2 строчке.

     

 

Составьте из неиспользованных цифр наименьшее и наибольшее число.

20349 и 94320

2037 и 7320

407 и 740

Расставьте числа в порядке возрастания и убывания

Ребята, Вы все молодцы. Скажите пожалуйста, как Вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

Молодцы, числа. Но числа не простые, сегодня мы рассмотрим те числа, которые мы применяем, когда собираемся что то подсчитать . У них есть особое название – «Натуральные числа». Запишите тему урока.

Скажите, пожалуйста, где в жизни мы встречаемся с числами? ( ответы детей)

Можно даже стихи составить из чисел. Послушайте. Например

считалка: 2 12 46, 48 3 06. 33 1 102, 8 30 32.

Марш: 18 17! 18 16! 115 13 3006! 90 17! 90 16! 240 110! 526!

Грустный: 511 16, 5 20 337, 712, 19, 2000047

Скажите ребята, а почему Петя в своей сказке не использовал цифру 0 ? ( для нее не нашлось буквы) Правильно, ведь подсчет букв и других предметов начинается с единицы. Поэтому цифра нуль не входит во множество натуральных чисел.

Значит самое маленькое натуральное число – это 1. А самое большое? Его нет. ( Ведь даже к самому большому из названных чисел мы можем добавить « да еще один» и получить еще большее число.)

Ряд чисел , который начинается с 1 и каждое следующее число больше предыдущего на единицу, называется «натуральный ряд чисел», не путайте с рядом натуральных чисел.

Как вы думаете, какой ряд чисел является натуральным: ( на доске, фронтальная работа)

1,2,4,6,….

2,3,4,5,6,7,8…..

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11…..

Еще больше Вы узнаете о натуральных числах, когда прочитаете дома п.1 учебника на стр. 5. Вы сегодня хорошо поработали.

Откройте дневник и запишите Д/з : стр.5 п.1. прочитать, ответить на вопросы. Стр. 9 № 23, 28


 

Рефлексия. Ребята, скажите пожалуйста:

Вам понравился урок?

Поднимите зеленую карточку, если Вам все было понятно.

Поднимите желтую карточку, если не до конца разобрались в том, что делали

Поднимите красную карточку, если совсем ничего не поняли.

До свидания ребята. Спасибо за урок.

Использованная литература:

1. http://zagadki.info/detyam/chasy.html

2. http://zagadki.info/zag/igla.html

3. http://mirdetstva5.ru/zagadki-pro-solntce

4. http://zagadki.info/zag/lozhka.html

5. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. Автор Шеврин Л.Н., Гейн А.Г., Коряков И.О., Волков М.В.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.