12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Эйдук817
С 1.09.2010 года работаю преподавателем спецдисциплин в техникуме г. Москва
Россия, Москва, Москва

ВВОДНЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ

7-8-9 класс

Дополнительное профессиональное образование

Кружок технического творчества «Повар»

Тема: Введение в профессию

Тип урока: освоение новых знаний

Цели урока

а) образовательные:

- формирования положительного отношения к учению;

- информирование обучающихся о последних достижениях науки и техники;

б) развивающие:

- развитие познавательных умений;

- развитие интеллекта;

в) воспитательные:

- воспитание сознательного отношения к процессу обучения.

Задачи урока

- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса у обучающихся;

- применение разнообразных методов и средств.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы:

- словесные: беседа, дискуссия

- наглядные: демонстрация

Средства обучения

- технические: ПК, проектор, экран, электронные носители информации

- наглядные: инструкция по охране труда, презентация, секционное модульное оборудование

ХОД УРОКА

Организационный момент

- знакомство с учащимися

- сообщение темы и цели занятия

Мотивация:

Перед вами на слайде изображения различных блюд.

Назовите, что это за блюда (пицца, блины, канапе, курник, Салат Цезарь, омлет)

А вы хотели бы научиться готовить такие же блюда и еще многие другие?

Всему этому и многому другому мы будем учиться на наших занятиях. Вы научитесь организовывать рабочее место, пользоваться инвентарем и оборудованием, выбирать продукты, проводить первичную и тепловую обработку, оформлять и украшать блюда.

Слайд 1

История профессии

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией. Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полусырые куски мяса или рыбы.

О первых поварах-профессионалах, зарабатывающих таким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э. Для солдат царя пищу готовил из отборных продуктов специально нанятый мастер кулинарного дела.

Десятки тысяч блюд создала за свою историю мировая кулинария. От кулинаров зависел престиж знатного дома. Повара Древнего Рима готовили блюда, некоторые из которых стоили целые состояния. В Афинах изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок – в овце, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю доставалась та самая маслинка.

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища основа жизни, здоровья и благополучия. Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до неё было девять. У римлян десятая муза так и называлась Кулинария. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название «кулинария».

В конце Средних веков, во времена великих открытий, когда в европейские страны стали проникать разнообразные восточные пряности и специи, кулинарное искусство стала стремительно развиваться. С тех пор идет постоянное кулинарное соперничество между Италией и Францией. В развитии поварского искусства принимали участие не только профессиональные кулинары. Современные итальянские рестораны до сих пор готовят блюда, придуманные великим композитором Россини, а французы гордятся вкладом в национальную кулинарию Оноре де Бальзака и Александра Дюма-отца.

Становление русской кулинарии началось еще во времена Киевской Руси, когда усталый путник мог поесть и найти ночлег в корчмах и харчевнях. В дальнейшем все эти заведения сменили придорожные трактиры – небольшие гостиницы с кухней и обеденным залом.

В XVII веке, во времена правления Петра I, появляются первые ресторации, прообразы современных ресторанов. Из Европы в Россию завозят не только новые и непривычные продукты, но и выписывают поваров из разных стран. В конце XIX века в России появляется множество кулинарных школ.

Экскурсия (проводится в учебной лаборатории «Кухни мира»)

А сейчас мы с вами побываем в современном предприятии общественного питания, познакомимся с новыми видами оборудования и узнаем о правилах безопасного труда.

Повар - это специалист в области приготовления пищи, свободно ориентирующийся в последних тенденциях и новинках. Кроме того, профессия повар подразумевает умение пользоваться и быстро обучаться работе с разнообразными техническими новинками, увеличивающими скорость и качество работы.

Рис. 1- Учебная лаборатория «Кухни мира»

В нашей мастерской представлены все виды современного оборудования. Это производственные столы, моечные ванны, электроплиты, фритюрницы, вакуумный упаковщик, холодильные шкафы и др. Вы видите, что оборудование установлено в единую линию и имеет одинаковые габаритные размеры. Такое оборудование носит название секционное модульное, оно облегчает труд повара, повышает производительность труда.

А сейчас я хочу показать вам один аппарат, который носит название пароконвектомат и рассказать о нем.

Пароконвектомат – это профессиональное кухонное тепловое оборудование, в котором используются различные режимы сочетания пара и принудительной конвекции для приготовления пищи. Простым языком, одно устройство способно варить, жарить, тушить и выпекать.

Один пароконвектомат заменяет пароварку, жарочный шкаф, конвекционную печь, электроварку, плиту, сковороду и пищеварочный котёл! Особенно важно, это максимально автоматизированный агрегат, требующий минимального вмешательства человека. Некоторые модели конвектоматов уже напрямую приблизились к уровню, который раньше казался фантастикой. Никакого лишнего переворачивания, беспокойства о пригоревшей еде, сбежавшей воде и др.

Рис. 2 - Пароконвектомат

Этот аппарат мы с вами будем использовать для приготовления различных блюд.

Повара должны не только определять готовность и качество блюда по его цвету, запаху, виду и вкусу, но и уметь художественно украсить его, так чтобы оно привлекало внимание и возбуждало аппетит. Немаловажным профессиональным качеством является отличная память, ведь кулинар должен четко помнить рецепты, соблюдать нормы закладки продуктов и помнить особенности технологической обработки каждого продукта, с которым работает. Вот такая, довольно сложная и физически трудная профессия - повар.

А сейчас давайте познакомимся с правилами безопасности при проведении занятий в учебной мастерской. Сегодня вы пройдете инструктаж по охране труда при работе. Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

Слайд 2

Правила безопасности в учебной мастерской

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

На занятия приходи в спецодежде.

Волосу убери под головной убор.

Рукава закатай на 1/3.

Перед началом работы вымой руки.

К работе можно приступить только после разрешения учителя.

Бережно относись к посуде и оборудованию.

Во время работы не отвлекайся.

Не используй телефон и наушники.

Инвентарь и оборудование используй по назначению.

Будь осторожен при работе с оборудованием.

После работы убери рабочее место.

Правила безопасности учащиеся записывают в свои тетради.

А сейчас давайте запишем несколько определений.

Слайд 3

Повар - специалист по приготовлению пищи

Предприятие общественного питания – ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная

Производство – крупное подразделение, которое объединяет цеха

Цех – обособленная в технологическом отношении часть предприятия

Рабочее место – часть предприятия для выполнения определенных операций

Инвентарь – приспособления, необходимые для выполнения технологического процесса

Основные обязанности повара:

Такая характеристика профессии повар, как разряды, служит показателем мастерства.

Всего существует 5 разрядов, из которых 2-й - самый низкий. Специалисты с таким разрядом заняты на сортировке, чистке и мойке зелени, овощей и фруктов, разделке и подготовки рыбы, птицы и мяса к обработке. Поварам 3-го разряда доверяют приготовление, декорирование и порционирование простых в приготовлении блюд. Профессионалы 4-го разряда готовят кулинарные изделия и блюда средней сложности. Повара 5-го разряда – это мастера своего дела, которым под силу приготовить и красиво оформить практически любое, даже самое сложное блюдо.

Слайд 4

Квалификационная характеристика повара

2 разряд – первичная обработка продуктов

3 разряд – приготовление простых блюд

4 разряд – приготовление блюд средней сложности

5 разряд – приготовление сложный блюд

Шеф-повар

Из всего вышеизложенного понятно, насколько многогранна и сложна профессия повар. Описание всех обязанностей займет не одну страницу, мы перечислим лишь самые основные.

Слайд 5

Основные обязанности:

Составление меню

расчет нужного для приготовления блюд количества сырья и выхода готовой продукции

приготовление блюд

контроль качества

украшение и подача блюд

содержание оборудования в чистоте

Необходимые качества личности

Никто не станет спорить с утверждением, что повар - хорошая профессия. Вот только для работы по каждой из этих специальностей необходимо обладать определенными личностными характеристиками.

Давайте подумаем, какими качествами должен обладать человек, который выбирает для себя профессию повар?

Для специалиста в кулинарном искусстве важным является сочетание скрупулезной точности и богатой творческой фантазии, отличной памяти. Внимание, аккуратность и высокий уровень организованности характеризуют специалиста высокого уровня. Для повара, стремящегося достичь вершин профессионального мастерства, необходима выносливость, сочетающаяся с высоким уровнем стрессоустойчивости, так как работать придется в довольно сложных условиях по 10-12 часов в день. Кроме того, те, кто умеет работать в команде, смогут быстрее адаптироваться и развить свои кулинарные навыки и умения.

А сейчас выпишите на листочке качества, которые вы считаете самыми важными для человека, который выбирает профессию «повар».

Обучающиеся пишут, потом озвучавают свои записи.

А сейчас давайте сравним то, что вы записали с рекомендациями специалистов.

Слайд 6

Качества, необходимые повару

Крепкое здоровье

Хорошая память

Трудолюбие

Ответственность

Аккуратность

Хороший вкус

Вот такими качествами должен обладать человек, который выбирает для себя эту профессию. И если такое качество, как крепкое здоровье является врожденным, то все остальные можно постараться развить и усовершенствовать. И над этим мы также будем вместе с вами работать на наших занятиях!

Закрепление

Форма закрепления: ответы на вопросы преподавателя.

- Что такое производство?

- Кто такой повар, какие разряды имеет повар, их отличия?

- Как называется оборудование, которое устанавливают в одну линию?

- Как называется универсальный аппарат для всех видов тепловой обработки?

- Какие правила безопасности надо соблюдать на рабочем месте?

- Назовите обязанности повара.

Викторина

А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем. Команда, которая правильно ответит на вопрос, получает карточку с рисунком.

Обучающиеся делятся на 2 команды.

Вопрос 1.

На пирах в средневековой Руси, жалуя гостя хлебом, царь выражал гостеприимство и расположение. А пожалование какого продукта выражало царскую любовь?

а) мед в) квас г) вода б) соль

Вопрос 2.

 Никто не помнит, когда появились эти съедобные изделия. Они были ритуальным блюдом ещё у язычников-славян. Это символ солнца.

Вопрос 3.  

Родиной этого напитка является Мексика. Вначале он был жидкий – экзотический напиток из молотых какао-бобов. Колумб впервые попробовал это в гостях у индейцев. Сегодня, к слову, настоящего горячего днём с огнём не сыщешь – гораздо проще купить… Что?

Вопрос 4.

Это слово пришло к нам из языка народов коми и удмуртов. Из-за формы, которую имеют эти изделия, их называли буквально «ухо+хлеб». Бывают сибирские, уральские, всегда с мясной начинкой.

Вопрос 5.

Это растение, которое на своей родине – Мексике – было сорняком. Его привёз Колумб в Испанию как трофейный цветок, чтобы украсить ботанический сад Мадрида. И только в России это растение с большим жёлтым цветком приобрело славу ценного масличного растения. Многие их очень любят.

Вопрос 6.

Это национальное русское блюдо, где основным ингредиентом является капуста. Блюдо может быть вегетарианским, его могут готовить на мясном, грибном и рыбном бульоне. Ассортимент его разнообразный: суточные, ленивые, зелёные, уральские и др.

Подводим итоги, поздравляем победителей.

Рефлексия

- Интересно было сегодня на уроке?

- Что нового вы узнали?

10. Домашнее задание

Составить 3-5 вопросов для проверки правил охраны труда, которые вы сможете задать самостоятельно. Принести спецодежду для занятий.


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.