Вводное занятие по экологии в 5–6 классах «Мы — фотоэкологи»
Вводное занятие по экологии «Мы – фотоэкологи»
Номинация: естественнонаучная
Тип занятия: вводный
Вид: Комбинированный
Цель: Познакомить учащихся с программой «Мир природы глазами фотографа», заинтересовать занятиями экологической фотографией.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с законами экологии;
активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе;
научить создавать коллажи.
Развивающие:
Развивать у детей любознательность, познавательный интерес к окружающей их природе;
способствовать развитию умения слушать других, работать в коллективе;
способствовать развитию творческих способностей детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к природе, к нашим «меньшим братьям»;
воспитать ответственность за свои поступки по отношению к природе.
Необходимое оборудование для учебного занятия:
ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки;
письменные принадлежности: бумага, шариковые ручки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы;
магниты, двусторонний скотч на доску.
Пояснительная записка
Каждый человек выражает свои чувства и реализует способности по-разному – песней, движением, исполнением музыки, рисованием. Бывает так, что для некоторых людей – это единственный способ проявить себя, заявить о себе как о творческом человеке. Занятия фотографией способствуют раскрытию творческих способностей ребенка.
Занятие по теме «Мы - фотоэкологи» является вводным в рамках 1 года обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мир природы глазами фотографа».
Водное занятие «Мы – фотоэкологи» составлено в соответствии с рабочей программой дополнительного образования «Мир природы глазами фотографа», разработанной для занятий воспитанников в возрасте с 12 до 17 лет.
В данном занятии выделяются 3 основных этапа:
- вводный, знакомящий с темой и целями занятия и в котором проходит знакомство с детьми и интеллектуальная разминка.
- основной включает в себя проблемный и информационный блоки, виртуальную экскурсию, игру и работу в группах;
- итоговый этап включает подведение итогов и завершение занятия, а также рефлексию, отражающую отношение учащихся к проведенному занятию.
В данном занятии принимают участие учащиеся, не имеющие опыта экологической и фотографической деятельности. Занятие дает первоначальное представление об экологии и ее законах, погружает в мир фотографий.… В итоге занятия участники смогут определиться с выбранным видом деятельности, понять свое отношение к нему.
Для реализации триединой цели занятия используются следующие
методы: метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий
провести обмен мнениями, создающий условия для включения всех в активную деятельность; постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; словесный, наглядный, практический методы обучения.
Используются приемы, раскрывающие творческий потенциал воспитанников, так как в данном случае, процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, полученное в итоге занятия. Процесс знакомства с основами экологии позволяет выработать внутреннюю мотивацию.
Когда команда выполняет задание, важно чтобы в этом процессе принимали участие все учащиеся. Это позволяет использовать уникальные способности всех участников, даёт им возможность самореализоваться.
В ходе занятия используется мультимедийное оборудование: презентация помогает лучше усвоить содержание занятия, иллюстрирует все его этапы.
Занятие построено в форме, которая предполагает сотрудничество, совместный поиск ответов на проблемные вопросы активный практикум.
Частая смена видов деятельности активизирует учащихся, позволяет провести комплексное знакомство с экологией, мотивировать школьников на занятия в кружке.
Хронометраж занятия:
- вводная часть -5 мин.
- основная часть -27 мин.
- заключительная часть -8 мин.
План занятия
Вводная часть: тема занятия, организационный момент, приветствие, введение в тему, файнворд.
Основная часть: проблемная ситуация, знакомство с законами экологии, виртуальный рейд, работа с фотографиями и видео.
Заключительная часть: составление коллажей, подведение итогов занятия.
Сценарий занятия
Этапы УЗ |
Содержание деятельности педагога |
Содержание деятельности воспитанника |
1.Организационный этап |
Здравствуйте, ребята! Так как мы с вами видимся впервые, давайте познакомимся. Станем в круг. Я передаю вам солнышко. Давайте улыбнемся друг другу и скажем о себе то, что вы больше всего любите. Начнем с меня. Меня зовут Татьяна Михайловна, я педагог дополнительного образования и руководитель кружка «Мир природы глазами фотографа». Люблю читать, кататься на велосипеде, фотографировать и совершать прогулки в лес и любоваться природой. И часто совмещаю эти занятия. |
Ответы детей |
2.Целевая установка |
Показывается две картины – на одной очень красивый пейзаж, на другой деревья поломаны, мусор, грязь Какая картина понравилась вам больше? Почему? А что нужно делать, чтобы нас всегда окружали красивые пейзажи? А вы знаете – как называется наука, изучающая взаимоотношения человека и природы? Посмотрите на ребус |
Отвечают на вопросы. Разгадывают ребус |
Работа в группах: Файнворд |
Прежде чем мы начнем с вами говорить об экологии, мы проведем с вами интеллектуальную разминку. Такую же разминку мы проводим с ребятами нашего кружка. Откройте конверт №1. В нем текст, в котором нужно найти «спрятанные» названия деревьев (здесь их 10). Можно сливать буквы, слоги, слова, но нельзя их переставлять. Свинья под дубом. Стояло на опушке Древо с желудями. Свинья наелась желудей, как насос, накачалась водой из ручья, отоспалась и стала подрывать корни у Древа. Деревья возмутились: «Не ты ли пасёшься здесь уже, который день? Что пользы тебе от такого рытья?» - спрашивают у свиньи. «Хочу рыть и буду, - бубнит свинья в ответ, лакомясь опять желудями. – В том Древе мало проку вижу я. Мне лишь бы желуди, ведь я от них жирею». Даже у Ворона в зобу клокочет от гнева: «Ты задери повыше рыло! Увидишь, откуда желуди берутся. Их даёт царь деревьев, чтобы из них новый лесок вырос. Иначе не будет больше ни леса, ни желудей, и останется одна крапива». А другие обитатели леса добавляют « Не подрывай корни у того, кто тебя кормит. Будет тогда у тебя пищи вдоволь, Хавронья!» Лишь одно дерево промолчало, подумав: « А мне некстати ссорится со свиньей, вдруг она станет рыть и мои корни». Мораль же этой прозаической басни: «Нельзя же в ослепленье бранить науки и учение, и все учёные труды, не ведая, что ты вкушаешь их плоды». |
Работают с текстом. Называют найденные слова. Отвечают на вопрос: В чем заключается смысл текста? |
3. Основная часть |
"На гробнице одного из фараонов было высечено: “Я никогда не перегораживал текущей воды". Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. .Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы”. |
Учащиеся высказываются |
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?». |
Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарам |
Рассуждают: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку? |
Информационный блок «Законы экологии» |
Читает текст: ЛЕСНОЙ ПОЖАР Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер И, сыпля искры, посреди поляны Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами вместе выжег, Кусты спалил, в зеленый лес вошел. Как вспугнутая стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И, как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. Огонь настиг охотника - и, мучась, Тот задыхался в огненном плену; Он сам себе готовил эту участь, - Но как он искупил свою вину!.. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах. Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди. Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить. Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы. |
Отвечают на вопросы. О чем это стихотворение? Что должен был сделать охотник? Чем он искупил свою вину? |
Упражнение: "Зоологический балет" |
Участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем на 5 минут нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. |
Изображают предложенное растение или животное. Другие дети пытаются отгадать, кого изобразил их одноклассник. Делятся своими чувствами. |
Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?» Слайды в презентации |
Сейчас мы проведём рейд по улицам города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации? Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают? В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов. Живёт этот труженик целых 16 лет. Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет? Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу? Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры. |
Примерные ответы детей: - Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление. - Нарушены первый и второй экологические законы. - Нужно пропустить промышленные отходы через очистку. Примерные ответы детей: - Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать. - Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей. - Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город. Примерные ответы детей. - Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии. - Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением. - А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы. Примерные ответы детей: - Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт! - Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть. - Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха. |
Работа в группах. «Обращение от имени Природы». |
Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма - обращения от имени природы. Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения. Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп. Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны. |
Первая группа пишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик. Вторая группа пишет обычным гражданам. Третья группа готовит обращение к учёным. К доске выходят представители групп и читают обращения. |
Игра «Антонимы» |
Давайте посмотрим, что делают учащиеся на наших занятиях. Возьмите конверт №2, в нем работы ребят нашей студии. Поиграем в антонимы. Вам на выбор дается два слова, вы их читаете про себя и говорите вслух одно, которое касается фотографии, которую вы выбрали. |
Подходят к учителю и берут лист со словами, возвращаются обратно и произносят выбранное слово. |
Рефлексия |
Возьмите конверт№3, в нем листочки зеленого и желтого цвета. На доске два дерева. Если вы считаете, что изучать экологию нужно приклейте зеленый листок на соответствующее дерево, а если считаете – что не нужно – значит, желтый листок приклеиваете к сухому дереву. |
Приклеивают листочки на деревья. |
Заключение |
В нашем современном мире мы все куда-то торопимся, спешим. И часто не замечаем той красоты, которая нас окружает. Но если приостановиться и всмотреться, то реальность становится богатой и неоднородной. Мы привыкли к окружающей нас природе. И этот мир одновременно и знаком и незнаком нам. Фотографии говорят с нами на безмолвном языке, нужно лишь суметь приостановиться, чтобы увидеть окружающий мир таким, коков он есть – в его многообразии и красоте. В своем объединении мы не только фотографируем, но и снимаем видеоролики. Посмотрите видеоролик, который сделала ученица 11 класса. |
Смотрят видеоролик |
Практическая работа «Коллаж» |
В конверте №4 вам предложены человечки и картинки с разными предметами. Возьмите понравившегося человечка и, сравнивая его с собой, выберите для себя, что вам больше всего по душе. У нас получится коллаж. На занятиях нашего кружка мы делаем коллажи из своих фотографий. Вы посетили только одно занятие кружка и смогли сделать такие прекрасные коллажи, а ребята, которые посещают занятия кружка постоянно, научились очень многому и достигли больших успехов. |
Делают коллажи, которые заберут с собой. |