Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в этом классе. Меня зовут Екатерина Ивановна, я преподаватель по пению.
Вводная часть: беседа.
Педагог: И прежде чем начать наше занятие, я хочу задать вам несколько вопросов.
1) Ребят, я хочу спросить у вас, смотрите ли вы концерты по телевизору?
2) А почему смотрите?- ответы детей.
Педагог: я тоже люблю смотреть концерты. А вы знаете, как называют человека, который поёт? Правильно - Певец. А голос человека. Который поёт, называется вокал или вокальный голос.
Я не случайно задала этот вопрос, просто я учу мальчишек и девчонок петь, чем мы сегодня с вами и займёмся. Но для начала я бы хотела с вами познакомиться, но не просто узнать ваши имена, но и посмотреть , какими вокальными данными вы обладаете. ( пропеть своё имя- меня зовут Екатерина Ивановна) Сегодня мне будет помогать концертмейстер- Наталья Михайловна. Давайте вы тоже пропоёте свои имена и так мы и познакомимся! Кто из вас смелый, кто первый?
Педагог: Я знаю очень хорошую песенку про воздушные шарики (спеть первый куплет)
Шарики воздушные в небо полетят,
Голоса весёлые звонко зазвучат.
Вот сегодня мы попробуем стать артистами и выучим эту песенку. Но стать певцом - это очень сложно. Итак, начнём!
Педагог: Если вы заметили, наши голоса звучат по-разному. Представьте, что ваш голос - это цветная капелька. Вы подумайте: какого она цвета она у каждого из вас? У нас есть цветные шары, из которых вы можете выбрать свой!
Определённый цвет шарика - это определённая нотка. А может, кто из вас знает, что такое нота?
(НОТЫ - специальные значки, которые используются для записи мелодии).
Педагог: Так вот шарики у вас в руках, не просто шарики, это нотки, с помощью которых записывается мелодия. И каждая нотка, она как цвет радуги! Семь ноток - семь цветов радуги!
ПЯТЬ ЛИНЕЕК НОТНОЙ СТРОЧКИ
МЫ НАЗВАЛИ НОТНЫЙ СТАН
И НА НЁМ ВСЕ НОТЫ - ТОЧКИ
РАЗМЕСТИЛИСЬ ПО МЕСТАМ.
У каждой ноты своя линеечка. Давайте назовём наши нотки и разместим их по местам (игра с шариками).
А теперь посмотрите на нотный стан. Нотка ДО- красного цвета, у кого красный шарик? Запомните!! РЕ- зелёного и т.д.
Эти ноты все подряд образуют звукоряд! Давайте с вами пройдёмся по ступенькам звукоряда: (пропеть и поднять шарик на пропевку ноты).
А теперь мы с вами побудем немного композиторами и придумаем свою мелодию (дети встают в разном порядке и проигрывается мелодия)
Вставайте в ряд в любом порядке, как вам нравится. А сейчас Наталья Михайловна сыграет эти ноты, и мы услышим, какая мелодия у нас получилась (2- 3 раза).
Педагог: Мелодии бывают разные: какие? (ответы детей): громкая и тихая, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, приятной и резкой!
Педагог: Мелодия, которая удобна для пения, называют вокальной. Мелодию, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется инструментальной.
Мы с вами только что были композиторами. И теперь я предлагаю вам стать звёздами, устроить концерт и порадовать друг друга. Мелодию мы уже умеем сочинять, осталось только выбрать песню. Но не всё так сразу! Для того, чтобы научится петь, необходимо научится правильно дышать. Поэтому артисты умеют долго тянуть одну ноту, не набирая дыхания. Для этого мы сделаем дыхательную гимнастику.
Упражнения из курса Стрельниковой и Белобровой Е.Ю.
«шарик»
«Свеча»
«пилка дров»
«сбор урожая»
Педагог: Если вы будете делать такие упражнения регулярно, вы не будете болеть, укрепиться ваша диафрагма, ваше дыхание.
Педагог: Ребят, скажите, спортсмены, перед своим выступлением на соревнованиях что делают?
Дети: Разминку!!
Педагог: Певцам тоже необходима разминка, для того, чтобы голос звучал красиво и был ярким. И мы сейчас с вами делаем разминку для голоса.
ЕСЛИ ХОЧЕШЬ СИДЯ ПЕТЬ
НЕ САДИСЬ ТЫ КАК МЕДВЕДЬ
СПИНУ ВЫПРЯМИ СКОРЕЙ
НОГИ В ПОЛ УПРИ СМЕЛЕЙ!
РАСПЕВКИ:
1. Чики- чики- чики- раз
Чики- чики- чики- два
Чики- чики- чики- три
Ты за мною повтори.
кузнечик цыка- цыка – цык,
на траве цыка- цыка – цык,
а рядом цыка- цыка – цык,
козявка цыка- цыка – цык.
Педагог: так же как и дыхание, эти упражнения помогут вам укрепить ваше здоровье и ваши голосочки.
Педагог: А сейчас мы с вами попробуем попеть в разной манере! (громко, тихо, отрывисто, грустно, весело)
ФИЗМИНУТКА.
Педагог: Артист не просто красиво поёт, но и красиво двигается по сцене! Сейчас мы с вами тоже попробуем красиво двигаться под музыку и заодно разомнёмся.
Пада- пада- пада- пада…
Шаги влево, шаги вправо.
Шаги с хлопками.
Шаги с поворотами.
Видите, как сложно одновременно петь и двигаться..
Педагог: вот теперь мы готовы исполнить нашу песню про воздушные шарики! Я буду исполнять куплеты, а вы припевы. Давайте для начала прочитаем слова песни.
А теперь прослушайте припев песни (моё исполнение).
Педагог поёт: «шарик шарик синий, шарик шарик жёлтый, шарик голубой!
Шарик разноцветный, шарик разноцветный - вместе с нами пой!»
Давайте проговорим слова припева.
Педагог: а теперь мы исполним всю песенку в сопровождении фортепиано. Я буду исполнять куплеты песни, а вы припевы.
Педагог: Шарики воздушные в небо полетят,
Голоса весёлые звонко зазвучат.
Дети: «шарик шарик синий, шарик шарик жёлтый, шарик голубой!
Шарик разноцветный, шарик разноцветный - вместе с нами пой!»
Педагог: вот на сцену вышел маленький артист,
Если он один поёт, значит он солист.
Дети: «шарик шарик синий, шарик шарик жёлтый, шарик голубой!
Шарик разноцветный, шарик разноцветный - вместе с нами пой!»
Педагог: Если мы в ансамбле песенки поём,
Значит мы все дружно, весело живём.
Дети: «шарик шарик синий, шарик шарик жёлтый, шарик голубой!
Шарик разноцветный, шарик разноцветный - вместе с нами пой!»
Педагог: Мы молодцы. Наши голоса звучат красиво!
Давайте, представим, что мы выступаем на настоящей сцене. Нас будут слушать настоящие зрители. Споём песню под весёлую музыку.
Педагог: Знаете. Песен очень много. Песни, которые поёт артист- это называется репертуар! Предлагаю вам проиграть в игру « Угадай мелодию» в которой будет детский репертуар.
Я на солнышке лежу….угадали, спели.
В траве сидел кузнечик….
Улыбка…
Антошка…
Заключение: Ребят, мы сегодня с вами узнали, что надо делать, чтобы стать певцом, из чего состоит мелодия, для чего нужна разминка. Кто запомнил?
Хочу напомнить вам, чтобы быть здоровыми, и чтобы у вас были сильные и здоровые голосочки необходимо делать дыхательные упражнения и разминки.
Рефлексия: Ребята, Вам понравилось занятие? Как настроение? Понравилось петь? Я надеюсь, кто- то из вас обязательно станет звездой!