Конспект учебного занятия по музыке «Принципы артикуляции речи и пения»

0
0
Материал опубликован 25 April 2016

Министерство образования и науки Удмуртской республики

Республиканский центр дополнительного образования детей

Конспект учебного занятия

Тема: Принципы артикуляции речи и пения

Первый год обучения

Возраст обучающегося 12 лет

Автор: Зайнуллина Гульфия Раисовна,

Педагог дополнительного образования

Ижевск, 2015 год

 

Введение

Дополнительная образовательная программа: Студия Эстрадного вокала

Направленность Художественно-Эстетическая

Срок реализации 3 года

Предназначена для детей от 7 до 18 лет

Форма Комплексная

Дисциплина Вокал

Год обучения 1

Тип занятия сообщение новых знаний, формирование умений

Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная

Тема занятия: Принципы артикуляции речи и пения.

 

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста с помощью отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.

Задачи:

Образовательные:

Обучение правильному произношению текста в произведении.

Обучение пропеванию сложных дикционных оборотов при исполнении музыкально-вокальных произведений (фразировка).

Развивающие:

Развитие певческого артикуляционного аппарата.

Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения.

Воспитательные:

Формирование речевой культуры.

Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.

Оборудование и материалы:

- просторное светлое помещение;

- звуковая аппаратура;

- ноутбук с возможностью воспроизведения аудио и видео файлов;

- микрофон.

Методическое обеспечение занятия:

- Видео файлы обучающего содержания

- Видео фрагменты выступления признанных в мире певцов.

- Иллюстрация строения голосового аппарата (в электронном виде)

Ожидаемые результаты:

- Знание физиологических особенностей голосового аппарата

- Знание приемов артикуляционной гимнастики

- Осознание необходимости развития певческого артикуляционного аппарата

- Формирование навыков выполнения упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата

- Формирование навыков оценивания уровня активности своего артикуляционного аппарата при исполнении музыкально-вокального произведения

- Формирование навыков внутреннего и внешнего контроля за своим артикуляционным аппаратом при выполнении специальных упражнений и исполнении музыкально-вокального произведения

- Знание о фразировке музыкально-вокального произведения

Расчетное время занятия 40 минут

№ п/п

Этапы занятия

Задачи этапа (для педагога, для обучающихся)

Деятельность педагога

Деятельность

обучающихся

Методы, приемы

1.

Организационный момент

Задачи для обучающегося:

- подготовка к занятию

- настрой на последующую работу

Задачи для педагога:

- создание благоприятной атмосферы, настроя на плодотворную работу

- педагогическое наблюдение

- приветствие

- создание благоприятной атмосферы

- наблюдение за психоэмоциональным и физическим состоянием обучающегося

- помощь в случае необходимости

- приветствие

- подготовка дополнительных материалов, используемых при вокальной работе (например, листок с текстом песни, вода для утоления жажды или сухости во рту)

- беседа

- наблюдение

2.

Актуализация знаний, постановка проблемы.

Задачи для обучающегося:

- восприятие информации

- освежить в памяти имеющиеся знания о поставленной проблеме

-осознание необходимости развития артикуляционного аппарата

Задачи для педагога:

- постановка проблемы

- выявление знаний по поставленной проблеме уже имеющихся у обучающегося на данный момент

- сообщение новых знаний (в том числе о физиологических особенностях голосового аппарата)

- стимулирование познавательного процесса

-мотивация обучающегося к последующей активной практической деятельности, основанной на его осознании необходимости развития и совершенствования певческого артикуляционного аппарата

- введение обучающегося в тему

- выявление у обучающегося «остаточных» знаний с помощью наводящих вопросов

-повторение пройденного материала по поставленной проблеме

- сообщение новой информации (как устно, так и с использованием видео и аудио материалов)

- мотивация обучающегося на активное включение в дальнейшую практическую деятельность

- восприятие информации

- ответы на вопросы педагога

- включение в диалог, направленный на то, чтобы вспомнить и при необходимости обсудить ранее пройденный материал по заданной теме

- усвоение новой информации

- формирование своего отношения к полученной информации

- монолог

- диалог

-демонстрация

3.

Практическая деятельность

Задачи для обучающегося:

- восприятие новой информации

- приобретение навыка выполнения упражнений

- приобретение навыков самооценки

- приобретение навыков внутреннего и внешнего самоконтроля

Задачи для педагога:

- информирование

- демонстрация

- координация деятельности обучающегося

- стимулирование творческого процесса

- сообщение информации об упражнениях, направленных на развитие артикуляционного аппарата, их демонстрация

-формирование навыков выполнения упражнений, навыков оценивания уровня активности артикуляционного аппарата обучающегося и навыков его самоконтроля

- сообщение информации о фразировке вокальных произведений (Для чего? Каким образом?)

- наблюдение и корректировка деятельности обучающегося

- внимательное восприятие и усвоение только что полученной информации

- активное выполнение упражнений, показанных педагогом

- активное участие в формировании у себя навыков самооценки и самоконтроля

- применение полученных знаний при попытке фразировки вокального произведения (самостоятельно или с помощью педагога)

- демонстрация

- работа по алгоритму

- оценка и самооценка

- игровой метод

-наблюдение

4.

Подведение итогов, рефлексия обучающихся

Задачи для обучающегося:

- самооценка собственной деятельности

Задачи для педагога:

- обеспечение рефлексии

- оценка деятельности обучающегося

- оценка занятия в целом

- формирование позитивного настроя обучающегося на будущую деятельность

- создание благоприятной эмоциональной атмосферы

-предоставление возможности высказать свое мнение или задать оставшиеся вопросы обучающемуся

- анализ и подведение итогов совместной познавательной и творческой деятельности

-оглашение организационных моментов ближайших занятий или мероприятий

- выражение благодарности за проделанную работу, прощание

- самоанализ деятельности

- подведение итогов

- обсуждение с педагогом еще не решенных вопросов волнующих обучающегося (по теме или организационных)

- прощание

- диалог,

- самооценка

- наблюдение

Ход занятия

Организационный момент

Педагог: Здравствуй, Вика!

Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

Введение в тему.

Педагог: Сегодня темой нашего с тобой занятия станут принципы артикуляции речи и пения. Мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения и немного затронем прием фразировки вокального произведения. Давай вспомним с тобой, что ты знаешь о таких понятиях как «дикция» и «артикуляция».

Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….

 

Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.

Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….

 

Предполагаемый ответ учащегося : Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.

Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?

Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.

 

Рис.

Схема голосового аппарата

Объяснение темы.

Педагог обращает внимание на плакат «Схема голосового аппарата». Показ видео «Голос» о том как устроены связки и по какому принципу действуют.

Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом.

- Как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?

Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.

Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.

Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?

Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать текст активным артикуляционным аппаратом для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов.

IV. Практическая часть.

Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.

Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить упражнение: - закрытым ртом (на так называемом «абракадабском языке») проговорить (числительные, назвать своё имя, пропеть закрытым ртом простую мелодию при этом попытаться внятно проговорить текст).

Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения

Педагог: Давай вспомним песню «Мир без войны», которую мы разучили на предыдущих занятиях:

"Что-то в мире случилось такое,

Сердце стало у всех ледяное,

О любви и мечте забываем

И все чаще близких теряем

За идею слепую не близкую нам.

Мы не слышим и спорим друг с другом,

Но опомнись и протяни руку.

Ведь не важно какого-то ты цвета,

На каком ты конце планеты,

Ведь для нас для всех Земля одна.

Дети всей Земли, если б ваши сны,

Мир наш изменить смогли.

Жили, что б не врозь,

Небо что б без слез, в мире без войны.

Предательства и вины,

Мы все изменить должны, должны.

Если будем мы в светлое верить,

Станет в мире немножко добрее.

Мы не будем жалеть со слезами,

Будут дома папы и мамы

И все дети счастливее станут чуть – чуть.

Припев:"

Рекомендации: При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и ровно, не форсировать звукоизвлечение.

Фразировка: Давай подумаем, что бы помогло нам с тобой сделать песню еще более выразительной и наиболее понятной или читаемой для зрителя? Мне кажется, если бы мы выделяли в строчке какие-то главные слова с особым смыслом, у нас бы получилось гораздо интереснее! Давай попробуем разобраться о чем эта песня… Кроме главных слов в предложении в каждом слове могут быть главные буковки! Они помогут стать нашему пению более совершенным и выразительным, так как таким образом мы уйдем от монотонности! Давай попробуем!

Педагог: Хорошо, Вика. Ты молодец! Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз, в том числе и перед уроком.

Подведение итогов.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия.

Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата. Познакомились с новыми понятиями, упражнениями и вокальными приемами, узнали о строении голосового аппарата, научились оценивать себя и осуществлять внутренний и внешний контроль за процессом звукоизвлечения.

Молодец Вика, Мы сегодня хорошо потрудились.

Организационный конец.

Спасибо, Вика! До свидания. До новой встречи.

Комментарии
Комментариев пока нет.