Конспект учебного занятия по музыке «Принципы артикуляции речи и пения»
Министерство образования и науки Удмуртской республики
Республиканский центр дополнительного образования детей
Конспект учебного занятия
Тема: Принципы артикуляции речи и пения
Первый год обучения
Возраст обучающегося 12 лет
Автор: Зайнуллина Гульфия Раисовна,
Педагог дополнительного образования
Ижевск, 2015 год
Введение
Дополнительная образовательная программа: Студия Эстрадного вокала
Направленность Художественно-Эстетическая
Срок реализации 3 года
Предназначена для детей от 7 до 18 лет
Форма Комплексная
Дисциплина Вокал
Год обучения 1
Тип занятия сообщение новых знаний, формирование умений
Форма организации деятельности учащихся на занятии индивидуальная
Тема занятия: Принципы артикуляции речи и пения.
Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста с помощью отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному произношению текста в произведении.
Обучение пропеванию сложных дикционных оборотов при исполнении музыкально-вокальных произведений (фразировка).
Развивающие:
Развитие певческого артикуляционного аппарата.
Формирование навыка фразировки музыкально-вокального произведения.
Воспитательные:
Формирование речевой культуры.
Воспитание внимательности и добросовестного отношения к труду.
Оборудование и материалы:
- просторное светлое помещение;
- звуковая аппаратура;
- ноутбук с возможностью воспроизведения аудио и видео файлов;
- микрофон.
Методическое обеспечение занятия:
- Видео файлы обучающего содержания
- Видео фрагменты выступления признанных в мире певцов.
- Иллюстрация строения голосового аппарата (в электронном виде)
Ожидаемые результаты:
- Знание физиологических особенностей голосового аппарата
- Знание приемов артикуляционной гимнастики
- Осознание необходимости развития певческого артикуляционного аппарата
- Формирование навыков выполнения упражнений, направленных на развитие артикуляционного аппарата
- Формирование навыков оценивания уровня активности своего артикуляционного аппарата при исполнении музыкально-вокального произведения
- Формирование навыков внутреннего и внешнего контроля за своим артикуляционным аппаратом при выполнении специальных упражнений и исполнении музыкально-вокального произведения
- Знание о фразировке музыкально-вокального произведения
Расчетное время занятия 40 минут
№ п/п |
Этапы занятия |
Задачи этапа (для педагога, для обучающихся) |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Методы, приемы |
1. |
Организационный момент |
Задачи для обучающегося: - подготовка к занятию - настрой на последующую работу Задачи для педагога: - создание благоприятной атмосферы, настроя на плодотворную работу - педагогическое наблюдение |
- приветствие - создание благоприятной атмосферы - наблюдение за психоэмоциональным и физическим состоянием обучающегося - помощь в случае необходимости |
- приветствие - подготовка дополнительных материалов, используемых при вокальной работе (например, листок с текстом песни, вода для утоления жажды или сухости во рту) |
- беседа - наблюдение |
2. |
Актуализация знаний, постановка проблемы. |
Задачи для обучающегося: - восприятие информации - освежить в памяти имеющиеся знания о поставленной проблеме -осознание необходимости развития артикуляционного аппарата Задачи для педагога: - постановка проблемы - выявление знаний по поставленной проблеме уже имеющихся у обучающегося на данный момент - сообщение новых знаний (в том числе о физиологических особенностях голосового аппарата) - стимулирование познавательного процесса -мотивация обучающегося к последующей активной практической деятельности, основанной на его осознании необходимости развития и совершенствования певческого артикуляционного аппарата |
- введение обучающегося в тему - выявление у обучающегося «остаточных» знаний с помощью наводящих вопросов -повторение пройденного материала по поставленной проблеме - сообщение новой информации (как устно, так и с использованием видео и аудио материалов) - мотивация обучающегося на активное включение в дальнейшую практическую деятельность |
- восприятие информации - ответы на вопросы педагога - включение в диалог, направленный на то, чтобы вспомнить и при необходимости обсудить ранее пройденный материал по заданной теме - усвоение новой информации - формирование своего отношения к полученной информации |
- монолог - диалог -демонстрация |
3. |
Практическая деятельность |
Задачи для обучающегося: - восприятие новой информации - приобретение навыка выполнения упражнений - приобретение навыков самооценки - приобретение навыков внутреннего и внешнего самоконтроля Задачи для педагога: - информирование - демонстрация - координация деятельности обучающегося - стимулирование творческого процесса |
- сообщение информации об упражнениях, направленных на развитие артикуляционного аппарата, их демонстрация -формирование навыков выполнения упражнений, навыков оценивания уровня активности артикуляционного аппарата обучающегося и навыков его самоконтроля - сообщение информации о фразировке вокальных произведений (Для чего? Каким образом?) - наблюдение и корректировка деятельности обучающегося |
- внимательное восприятие и усвоение только что полученной информации - активное выполнение упражнений, показанных педагогом - активное участие в формировании у себя навыков самооценки и самоконтроля - применение полученных знаний при попытке фразировки вокального произведения (самостоятельно или с помощью педагога) |
- демонстрация - работа по алгоритму - оценка и самооценка - игровой метод -наблюдение |
4. |
Подведение итогов, рефлексия обучающихся |
Задачи для обучающегося: - самооценка собственной деятельности Задачи для педагога: - обеспечение рефлексии - оценка деятельности обучающегося - оценка занятия в целом - формирование позитивного настроя обучающегося на будущую деятельность |
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы -предоставление возможности высказать свое мнение или задать оставшиеся вопросы обучающемуся - анализ и подведение итогов совместной познавательной и творческой деятельности -оглашение организационных моментов ближайших занятий или мероприятий - выражение благодарности за проделанную работу, прощание |
- самоанализ деятельности - подведение итогов - обсуждение с педагогом еще не решенных вопросов волнующих обучающегося (по теме или организационных) - прощание |
- диалог, - самооценка - наблюдение |
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Здравствуй, Вика!
Мы рады видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
Введение в тему.
Педагог: Сегодня темой нашего с тобой занятия станут принципы артикуляции речи и пения. Мы будем работать с тобой над развитием артикуляционного аппарата, над чётким и правильным произношением слов при исполнении музыкального произведения и немного затронем прием фразировки вокального произведения. Давай вспомним с тобой, что ты знаешь о таких понятиях как «дикция» и «артикуляция».
Итак, дикция – это……………………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста или вокального произведения. Зависит она от активности губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом. Человек с хорошей «дикцией» экономно расходует воздух, у него отсутствует излишнее придыхание и посторонние дополнительные звуки.
Педагог: Артикуляция – это…………………………………………………………………….
Предполагаемый ответ учащегося : Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией.
Педагог: Что мы называем артикуляционным аппаратом?
Предполагаемый ответ учащегося: Артикуляционный аппарат – это часть голосового аппарата, формирующая звуки речи. К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щёки, губы, зубы, язык, челюсти и нёбо), глотка, гортань. Посмотрим на рисунок – схему голосового аппарата.
Рис.
Схема голосового аппарата
Объяснение темы.
Педагог обращает внимание на плакат «Схема голосового аппарата». Показ видео «Голос» о том как устроены связки и по какому принципу действуют.
Педагог: Необходимо помнить, что ротовая полость – это очень важный резонатор, от которого зависит качество звука. Условие работы артикуляционного аппарата – это качественная активность. Важно чётко произнести каждую букву, каждое слово, каждую фразу и в целом всё вокальное произведение. Знаменитый певец Карузо говорил: «Плох тот певец, который думает петь с зажатой челюстью». Сам он часто репетировал вокальные произведения, стоя перед зеркалом.
- Как ты думаешь, зачем он, великий мастер, это делал?
Предполагаемый ответ учащегося: Я думаю, для того, чтобы контролировать правильную работу голосового аппарата. Убрать все ошибки, что порой видно только со стороны.
Педагог: Да, ты совершенно права. Зеркало – большой помощник в работе над дикцией и артикуляцией. Наше ухо слышит, как произносить слово в пении, а глаза контролируют правильную работу артикуляционного аппарата.
Даша, ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Предполагаемый ответ учащегося: Проговаривать текст активным артикуляционным аппаратом для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов.
IV. Практическая часть.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия. Я предлагаю вспомнить упражнение: - закрытым ртом (на так называемом «абракадабском языке») проговорить (числительные, назвать своё имя, пропеть закрытым ртом простую мелодию при этом попытаться внятно проговорить текст).
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения
Педагог: Давай вспомним песню «Мир без войны», которую мы разучили на предыдущих занятиях:
"Что-то в мире случилось такое,
Сердце стало у всех ледяное,
О любви и мечте забываем
И все чаще близких теряем
За идею слепую не близкую нам.
Мы не слышим и спорим друг с другом,
Но опомнись и протяни руку.
Ведь не важно какого-то ты цвета,
На каком ты конце планеты,
Ведь для нас для всех Земля одна.
Дети всей Земли, если б ваши сны,
Мир наш изменить смогли.
Жили, что б не врозь,
Небо что б без слез, в мире без войны.
Предательства и вины,
Мы все изменить должны, должны.
Если будем мы в светлое верить,
Станет в мире немножко добрее.
Мы не будем жалеть со слезами,
Будут дома папы и мамы
И все дети счастливее станут чуть – чуть.
Припев:"
Рекомендации: При повторении вокального произведения нужно чётко пропевать согласные и гласные звуки. Правильно брать дыхание в конце каждой фразы. Пропевать фразу мягко и ровно, не форсировать звукоизвлечение.
Фразировка: Давай подумаем, что бы помогло нам с тобой сделать песню еще более выразительной и наиболее понятной или читаемой для зрителя? Мне кажется, если бы мы выделяли в строчке какие-то главные слова с особым смыслом, у нас бы получилось гораздо интереснее! Давай попробуем разобраться о чем эта песня… Кроме главных слов в предложении в каждом слове могут быть главные буковки! Они помогут стать нашему пению более совершенным и выразительным, так как таким образом мы уйдем от монотонности! Давай попробуем!
Педагог: Хорошо, Вика. Ты молодец! Текст нужно дома повторять и проговаривать по несколько раз, в том числе и перед уроком.
Подведение итогов.
Педагог: Подведём итоги нашего занятия.
Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата. Познакомились с новыми понятиями, упражнениями и вокальными приемами, узнали о строении голосового аппарата, научились оценивать себя и осуществлять внутренний и внешний контроль за процессом звукоизвлечения.
Молодец Вика, Мы сегодня хорошо потрудились.
Организационный конец.
Спасибо, Вика! До свидания. До новой встречи.