Статья «Опыт работы педагога-психолога детского сада по психолого-педагогическому сопровождению одаренных дошкольников»
Статья «Опыт работы педагога-психолога детского сада по психолого-педагогическому сопровождению одаренных дошкольников»
Кияйкина Наталья Федоровна
педагог-психолог
МБДОУ детского сада № 31 «Заря»
г. Пятигорска
Ставропольского края
В душе каждого ребенка невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
На сегодняшний день главной задачей в основе системы современного образования стоит принцип – «каждый ребенок одарен» и необходимо способствовать раскрытию детских талантов. От этого зависит успех нашей страны. Нашему обществу нужны талантливые и одаренные люди. Задача современного общества в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои дарования. Очень многое зависит от семьи, детского сада, школы и других учебных заведений.
В рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», национального федерального проекта «Успех каждого ребенка» (с 01 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г.) осуществляется полноценная деятельность по интенсивному развитию детей.
Перед педагогами всех образовательных учреждений стоят важные задачи:
создание целостной системы по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей;
организация творческой среды для раскрытия детского потенциала;
своевременное выявление одаренных ребят;
помощь в самореализации и поддержка дарованиям и талантам.
На мой взгляд, создание целостной системы, обеспечивающей гармоничное развитие одаренных и талантливых детей, является одной из приоритетных задач. Результативность в данном направлении возможна только с использованием инновационных технологий, так как развитие одаренных детей идет с «опережением». Потенциально способные дети на своем пути притерпевают разнообразные трудности. Каждой одаренной и успешной личности предстоит еще суметь отшлифовать выявленные способности и правильно воспользоваться своими дарованиями, во благо себе и обществу.
Позвольте поделиться своим немногочисленным, но очень продуктивным опытом по выявлению одаренных дошкольников и их дальнейшему гармоничному развитию.
В нашем дошкольном учреждении уже на протяжении многих лет осуществляется инновационная деятельность, благодаря которой многие воспитанники успешно раскрыли свои дарования (литературный талант, художественный талан, спортивный и артистичный таланты и т.д.). И, я надеюсь, еще будут радовать всех своими достижениями.
Кто же такие одаренные дети, с какими трудностями им приходится встречаться? Одаренные дети – это дети, у которых высокий уровень интеллекта. Это дети с развитым уровнем креативности, с творческими и лидерскими способностями. Данная категория детей во многом отличается от своих сверстников. В связи с этим к ним требуется особое внимание и индивидуальный, личностно-ориентированный подход в процессе взаимодействия.
Трудно не согласиться с выдающимся педагогом В.А. Сухомлинским, который считал, что нет детей одаренных или неодаренных, талантливых и обычных. По его мнению, одарены, талантливы все без исключения дети.
По большому счету, каждый ребенок талантлив и талантлив по-своему! И дело за малым - взрослые должны помочь ребенку найти свой путь и поверить в себя, в свои способности!
Распознать одаренного ребенка не так-то сложно: требуется больше внимания и активное взаимодействие с детьми. У способных детей прослеживается яркий эмоциональный подъем и интерес к поисковой деятельности, которая перерастает в потребность. Их целеустремленность не имеет границ, а концентрация внимания, мышление и воображение повышенные. Развитие интеллектуальных способностей в сочетании с креативностью (способностью придумывать нечто новое, представляющее для ребенка определенную ценность) в результате и определяет направление одаренности.
Чтобы выявить юные дарования необходимо приложить усилия.
До сегодняшнего дня единого диагностического инструментария по выявлению одаренных детей не было. Выявление способных детей носило формальный характер. На данный момент ситуация улучшилась и просвещение педагогов по такому актуальному вопросу, как одаренность, раскрытие детского творческого потенциала, взаимодействие с юными дарованиями, "набирает оборот".
Заинтересовавшись вплотную данной актуальной темой и пройдя дистанционный онлайн-семинар по теме «Организация работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС», я расширила диапазон теоретических знаний и практических умений (ознакомилась с нормативно-правовой базой, изучила разнообразный спектр методик по выявлению детской одаренности, сделала анализ своей профессиональной деятельности и тесного сотрудничества всех участников образовательных отношений по данному направлению работы).
При выявлении одаренных дошкольников я использую весь имеющийся в наличии диагностический инструментарий. Принцип выявления одаренных детей носит комплексный характер, с применением разнообразных методов (методы наблюдения, психодиагностические тренинги, информация по результатам кружковой деятельности, участие воспитанников в конкурсах, олимпиадах и выставках, публикации детских творческих работ в СМИ.
Детские творческие работы, выставленные на сайте педагогического всероссийского сообщества "УРОК.РФ", с получением сертификатов, позволяют воспитанникам детского сада прочувствовать свой творческий успех. Данная форма работы является отличной мотивацией на дальнейшее раскрытие детского творческого потенциала. Одаренные выпускники нашего образовательного учреждения с высоким уровнем развития когнитивных способностей и творческим потенциалом с легкой уверенностью, позитивом отправляются по дальнейшему "пути знаний" - в школу.
Предлагаю несколько ссылок на творческие детские работы старших дошкольников.
Стихосложение, песочная терапия.
Кейс-технология, стихосложение.
Создание коллажа.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/detskoe_tvorchestvo_puteshestvie_ulitki_185650.html
Картины из песка.
Хорошим диагностическим подспорьем является методика «Интеллектуальный портрет», которая адресована педагогам для систематизации представлений об умственных способностях детей (познавательной сферы и сферы личностного развития). Каждая характеристика потенциала ребенка оценивается по пятибалльной системе.
Анкета «Как распознать одаренность» (Кузнецова Л.Г., Сверч Л.П.) направлена на выявление одаренности воспитанников, уровня выраженности тех или иных способностей (спортивный талант, технические способности, музыкальные или артистические, художественные или литературные). Думаю, что данная анкета будет полезна многим специалистам.
Интенсивная развивающая деятельность с одаренными дошкольниками проводится в индивидуальной и групповой формах работы (по индивидуальному образовательному маршруту). Для данной категории детей цели и задачи усложняются, а с родителями успешных воспитанников ведется системная и последовательная консультативно-просветительская работа.
Тесный контакт с воспитателями старших групп детского сада дает свой положительный результат. Воспитатели непосредственные участники по умению определять и выявлять детские таланты, так как именно они находятся с детьми ежедневно, играя и развивая своих воспитанников. Именно воспитатели способствуют идентифицированию детской одаренности, вовремя обращая внимание на артистичность, спортивность, музыкальность детей и другой потенциал. Именно сотрудничество воспитателей со специалистами детского сада и родителями, в процессе обсуждения вопросов развития и воспитания предполагаемых дарований, помогает мотивировать детей на дальнейшее раскрытие творческих способностей и возможностей.
Мой опыт работы по выявлению одаренных детей и работе с данной категорией дошкольников показывает, что только в сотрудничестве со всеми участниками образовательных отношений можно достигнуть успеха в психолого-педагогическом сопровождении одаренных и талантливых воспитанников детского сада. Передать детям готовый опыт невозможно. Можно лишь создать условия для получения детьми их личного опыта. Каждый ребенок должен прожить свой опыт, прочувствовать в процессе деятельности вдохновение и приложить усилия для созидания "своего нового" и "неповторимого".
Дети с литературными и художественными творческими способностями: любят фантазировать и импровизировать. А помогает им в этом высокая позитивная эмоциональность, нейрогимнастика, мультимедийная технология.
В процессе деятельности с детьми я стараюсь сформировать у дошкольников все психические процессы, уверенность в своих силах, развить умение прислушиваться к своим мыслям и чувствам, чтобы понять себя и научиться ставить перед собой практическую цель, идти к ее достижению, получать положительный результат в творческой деятельности при создании творческих картин из кинетического песка и другого подручного материала, а также создания стихотворных строф и формирование коллективного интеллекта.
Процесс песочного творческтва и стихосложения.
Обратите внимание на эмоции детей, как они увлечены созданием своих песочных работ, на основе которых будет создано коллективное стихотворение.
Я считаю, что роль педагога в процессе достижения детьми результатов, самая важная.
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий, кто понятлив:
Таланты может воспитать
Учитель, если сам талантлив.
В завершении своего выступления несколько слов о способностях, одаренности, таланте. А.В. Петровский напоминает: «Всесторонне развивая способности ребенка, нельзя забывать главное. Способности не самоцель. Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, личностью».
Каждый ребенок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого нужно любить каждого ребенка.
Вы загляните в детские года,
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Источники
1. Интернет ресурс:
Цитаты про одаренных детей.
О. С. Андреева Н. В. Яковлева С. В. Конуркина С. В. Захаркина Ю. В. Жильцова
Психодиагностический комплекс для выявления детской одаренности на разных возрастных этапах. Методические рекомендации.
Принципы и методы выявления одаренных детей
https://psylist.net/praktikum/00209.htm
Ананьина Н.А. Консультация для воспитателей.
http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac118.htm
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Фролова Елена Николаевна
Кияйкина Наталья Федоровна