Родительское собрание «Взаимодействие с семьями воспитанников по подготовке детей к школьному обучению в условиях реализации ФГОС ДО»
«Взаимодействие с семьями воспитанников по подготовке детей к школьному обучению
в условиях реализации ФГОС ДО»
Психолог: (в руках корзина со свертками) Для того, чтобы перейти к теме нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю каждому из Вас выбрать сверток (родители выбирают сверток). Вы можете его открыть. На нем Вы видите…?
Сейчас Ваша задача будет найти человека, точно с такой же надписью, как и у Вас; и сесть рядом с ним (родители выполняют задание).
Если собрать все свертки вместе, то получится целое стихотворение. Перед каждой надписью есть цифра, которая показывает очередность. Давайте попробуем прочитать стихотворение.
(1) «Перемена, перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
(2) Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
(3) Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
(4) Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
(5) Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
(6) Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
(7) С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
(8) Ну, а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
(9) — Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!
Вот такая веселая школьная жизнь у мальчика Вовы.
Как Вы думаете готов Вова к обучению в школе? В чем именно проявляется его неготовность? (участники занятия отвечают).
Психологи считают, что важно перед началом обучения в школе сформировать у ребенка психологическую готовность к обучению; а именно интерес и потребность в познании нового, воспитать трудолюбие, усидчивость, развивать внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. Это достигается не только путем специальных знаний, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении с взрослыми и со сверстниками. Успешно учиться в школе ребенок сможет, если будет уметь управлять своим поведением, подчинять сиюминутные желания тому, что необходимо сделать, быть сообразительным, раскрепощенным, активным.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя несколько компонентов: интеллектуальную готовность; мотивационную готовность; волевую готовность; коммуникативную готовность.
Упражнение “Вспомни школьные годы”
Цель: проиллюстрировать важность индивидуальных различий в процессе общения.
Содержание. Каждому участнику достается по вопросу из списка и 16 карточек по цвету карточки бейджика. По сигналу участники приступают к поиску в аудитории тех, кто согласен с утверждением из списка участника. В случае согласия задающий вопросы дает собеседнику карточку своего цвета и продолжает поиск, пока не опросит всех. Как только опрос завершен, участник садится на свое место и выкладывает полученные карточки от других участников перед собой.
Список:
Кто в школе учился в классе под буквой “А”
У кого была форма коричневого цвета
Кто любил выходить к доске
Кто любил свою первую учительницу
Кто бы хотел на день стать первоклассником
Кому нравились уроки пения
У кого был значок октябренка
Кому нравилось дежурить по классу
Кто любил в школе читать стихи наизусть
У кого был ровный почерк
Кто ни разу не забывал тетрадей и учебников дома
У кого было примерное поведение в первом классе
Кто умел читать до прихода в первый класс
Кто ни разу не получал двоек
Кто хотел стать в детстве учителем
Кто подделывал оценки в школе
Кому удавалось заглянуть в тетрадь соседа по парте
Кто до сих пор поддерживает отношения с одноклассниками
Обсуждение. Как только все сели, по очереди каждый зачитывает свой вопрос, и высказывается, легко ли ему было выполнить задание, что мешало и почему? Участники могут увидеть по выложенным карточкам, кто ответил утвердительно на зачитываемый вопрос. В конце психолог объясняет участникам, что им была продемонстрирована ситуация, напоминающая процесс установления контакта ребенка со сверстниками в школе (социальная готовность).
Упражнение "Слова».
Цель: развитие общей ориентации детей в окружающем мире и запаса имеющихся бытовых знаний и представлений. Увеличение активного словарного запаса, речи, расширение кругозора и познавательного интереса.
Инструкция: Все участники встают в круг.
По команде "Начали!" Вы будете отвечать на вопрос. У кого мяч, тот и говорит. Как только мы услышали ответ, мяч передаётся дальше (по часовой стрелке или против). По команде "Стоп!" ответы прекращаются». Вопросы-задания:
Что бывает жёлтого цвета?
Назовите предмет, который можно положить в карман.
Какие предметы понадобятся в школе?
Упражнение "Классификации предметов"
У данного упражнения есть несколько вариантов, мы рассмотрим два.
Цель: Расширение кругозора, увеличение словарного запаса; развитие и тренировка операции классификации на невербальном и вербальном уровне, речи.
Инструкция:
Игра с мячом. "По команде "Начали!" необходимо последовательно называть предметы на заданную тему. По команде "Стоп!" ответы прекращаются".
Темы
Цветы, |
Дни недели, |
Транспорт, |
упражнение "Бумажный человечек"
Некоторые родители считают, что нужно регулярно ругать и критиковать ребенка, чтобы стимулировать к действиям. Чтобы было понятно, к чему приводит такая «критика», я иногда предлагаю родителям сделать одно простое упражнение.
Оно, как правило, помогает прочувствовать и осознать следующее:
1) мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно;
2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать…
Итак, упражнение «Бумажный человечек»
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие. Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...
И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4) На какие действия теперь способен ваш человечек?
Интересно, к каким выводам придут родители ваших воспитанников, когда сделают описанное упражнение.