12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна1783
Воспитатель во втором поколении,высшее образование,высшая квалифицированная категория,люблю свою работу и детишек!
Россия, Тверская обл., Тверь
Материал размещён в группе «Воспитателям в помощь)»
6

Выступление по теме « Приемы обучения детей дошкольного возраста конструированию в условиях реализации ФГОС ДО»

Панорама педагогических технологий

г. Тверь

Выступление

по теме « Приемы обучения детей дошкольного возраста конструированию в условиях реализации ФГОС ДО».

Подготовила:

Байкова Екатерина Алексеевна


2016 год

Содержание:

Понятие конструирование и его структура………………………………3

Конструирование из готовых материалов………………………………..5

Конструирование из полуоформленных материалов……………………6

Взаимосвязь традиций и инноваций. Принцип культуросообразности..6

Принцип сезонности……………………………………………………….9

Вывод……………………………………………………………………....10


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Конструирование в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.

Конструирование – это созидательная деятельность человека, направленная на создание целостностей.

Структура деятельности:

Анализ частей.

При анализе частей необходимо уделить особое внимание тому, где будет находиться целое в пространстве (выход в пространство): где она будет находиться, учесть ее функциональность и эстетику (польза и красота).

Мотивация.

На этом этапе ребенок задается вопросами: зачем мне это делать? Почему? И здесь важно, как педагог будет мотивировать ребенка. Может использоваться как прямая, так и косвенная мотивация или съинициированая, исходящая из содержания образовательной среды.

Подбор или выбор материала.

Как подбирать материал, зависит от цели занятия и от творчества воспитателя ведь оснований для классификаций материалов очень много.

Покажу Вам пример оснований для классификации на продуктах. Продукты в магазине можно классифицировать:

Вкусу (кислые, соленые, сладкие, горькие)

Видам (овощи, фрукты, бакалея…)

По способу потребления (что можно съесть сырым, а что надо готовить)

По форме

По цвету

И т.д.

Так и оснований для классификации материалов для конструирования очень много. Приведу пример наиболее распространенных.

Материал можно классифицировать по готовности:

Оформленные материалы (конструктор)

Полуоформленные материалы: бутылки, пробки, которые будут преобразовываться, т.е. обрезаться, соединяться.

Неоформленные материалы (бумага, песок, снег)

По видам конструирования:

Технические – строительные

Художественные – творческие

Определение масштабности

Этот этап неразделим с предыдущим, т.к. необходимо подтолкнуть ребенка не только к осознанному выбору материала, но и выбору определенного количества материала. Ребенок должен решить эту задачу сам. (Поддержка и развитие детской инициативы).

Например, ребенок конструирует медаль для куклы. Сколько потребуется материала, какой длины будет ленточка у медали. А если он делает медаль для себя, а если для взрослого, например, для мамы. Что взять за условную меру и как ей пользоваться. Задача воспитателя научить ребенка решать самому подобные задачи, а не делать готовые заготовки. Так как это развивает контроль и самоконтроль, а также логическое мышление.

Выход в пространство.

Этот этап тесно связан с принципом культуросообразности. Суть показать ребенку не только место поделки (постройки) в окружающем пространстве, но и в мире, а также в истории человека в целом.

Демонстрация способов и систем способов. На этом этапе остановимся подробнее чуть позже.

Контроль и оценка

Оценка результата по отношению к цели работы. Оценка результата взрослым, оценка результата сверстниками.

Результат.

Теперь остановимся поподробнее на способах конструирования.

Конструирование из готовых материалов.

Очень важно сразу не выводить конструирование из конструктора в свободную деятельность. Этапы конструирования из готовых материалов рассмотрим на примере кирпичика.

Обследование: тактильное, визуальное, через тень.

Размещение в пространстве: вертикально, горизонтально…

Включаем в работу второй элемент. Как они соотносятся. В раннем возрасте этот этап вводится как основа, в старшем дошкольном возрасте усложняется, как элемент моделирования.

Демонстрация игры «Что с наружи, что внутри»

Цель игры:

Формирование у детей логического и образного мышления; понятий о взаимозаменяемости объектов.

Материалы к игре: фольга, деревянные кирпичики разного размера.

Ход игры:

В игре принимают участие все дети. У каждого ребенка есть набор необходимого строительного материала. Воспитатель показывает фигуру, обернутую фольгой.

И задает вопрос: «Что спрятано под фольгой? Постройте такую же фигуру».

Необходимо побудить ребенка подумать самостоятельно, подсказать, что ответов может быть много.

Усложнение 1: нарисуйте ответы, выберете наиболее понравившейся, постройте

его, проверьте, соотносятся ли схемы с тем, что получилось.

Усложнение 2: обменяйтесь схемами, угадай идею и замысел товарища.

Повышается ответственность, развивается чувство децентрации.

Децентрация – умение поставить себя на место другова, увидеть одно и тоже с разных позиций, в разных ракурсах.

Конструирование из полуоформленных материалов.

Рассмотрим на примере конструирования крыши из листа бумаги.

Обследование. Создаем сенсорный портрет: обследуем границы листа, его площадь, прозрачность, как шуршит, гладкий или нет, на что похож, на что не похож.

Необходимо акцентировать внимание детей на сходные и различные свойства материалов, что бы ребенок мог самостоятельно делать перенос освоенной техники конструирования с одного материала на другой, понимал, что изделия сделанные одним способом из разного материала будут выглядеть по-разному, накопленный ребенком опыт будет являться основой для творческого конструирования.

Размещение в пространстве.

Рассуждаем, как человек конструировал крышу. Какая бывает крыша, прямая, горкой, двускатная, т.е. мы моделируем крышу на основе принципа культуросообразности, почему нужна именно такая. Играем с листом, манипулируем им, что бы дети самостоятельно выбрали конструкцию, действие, способ сооружения и то изделие, ту поделку, которая ему представляется.

Преобразование. Демонстрация способов складывания, сгибания листа.

Анализ

Нам необходимо по-новому взглянуть на образовательную деятельность в ДОУ. Ребенок - инициатор образовательной ситуации, активный самостоятельный, уверенный в себе, в своих знаниях, в своих действиях, опирающийся на свой опыт и умеющий отбирать то, что удовлетворяет его запросу, потребности, представлению вот наша цель.

Взаимосвязь традиций и инноваций

Как составить образовательный маршрут на основе принципа культуросообразности. На основе принципа культуросообразности содержание моделируется как путь развития человеческой культуры по его глобальным вехам. Рассмотрим на примере дороги. На основе интеграции познавательной, художественной и игровой деятельности выстраиваем разноаспектное содержание в сжатой форме. Помогаем детям понять, как сама дорога появилась в человеческой культуре, что такое дорога. Рассказать, как человек увидел то, что на поверхности почвы остаются следы и если человек проходит одним и тем же маршрутом на протяжении длительного времени, появляется тропинка, а потом дорога. Объяснить для чего нужна дорога. Создать ситуацию, в которой вместе с детьми попытаться ответить на этот вопрос. Не давать готовых ответов, а в деятельности познавательной, исследовательской, проектной, художественно – продуктивной позволить детям самостоятельно выйти на открытие. И наконец в конструировании мы создаем условия для построения дороги. В начале это то, что напоминает первые следы на поверхности снега или песка реально или в детском масштабе, протаптываем тропинки, идя в след друг за другом, стараясь продолжить аккуратно этот путь. Затем это может быть дорога для игрушек в песочнице или в коробке с песком или манкой. Здесь через моделирование, перенос освоенного представления и способа создания уже другими средствами (отпечатками, игрой с пальчиками, управлением куклой или каким – то другим способом) ребенок передает свое представление о том, как была создана дорога. Далее выходим в более широкое пространство. Человеку оказалось недостаточно просто проложить путь, человек стал создавать различные дороги. Мы моделируем с детьми такие ситуации, начиная со средней группы. Как была создана дорога, из каких материалов. Как человек мостил дорогу, как выкладывал из камня, как прокладывал из бревен. Рассказать, что современные дороги имеют асфальтовое покрытие, рассказать в каких ландшафтах может пролегать дорога, не только по ровной поверхности, но и в горах, пустынях, рассказать про воздушные трассы. Возможно в деятельности проектирования или в изобразительной деятельности дети создадут карты воздушных путей, покажут как самолеты, вертолеты совершают перелеты из одного населенного пункта в другой. Динамику развития дороги мы изобразим в конструировании из разных материалов.

Ранний возраст и младшая группа конструирует дорожку из кирпичиков и обыгрывают с помощью транспортных средств, игрушек, куклы, пальчиками. Исследуют ее, хорошо ли она построена, прочная ли, гладкая, удобная ли. (Включаем элемент самоконтроля, получилось или нет). Затем вводим элементы проблематизации, усложнения содержания на осмысление, того, что дороги бывают разными. Как узкая дорожка превращается в широкую или наоборот, показать возможность замены: кирпичика на пластину.

С возрастом необходимо усложнять задачи. В средней группе можно задать вопрос: Всегда ли дорога прямая? Может ли дорога быть кривой? Хорошо это или плохо? Создаем игровую ситуацию. Дети на ковре создают конструкцию лес, сад, которые размещены свободно, не линейно. Кукла, приходя в лес по прямой дороге сталкивается с затруднением: удобно ли будет пройти по лесу по прямой дороге? Необходимо побудить детей к рассуждению, пусть каждый выскажет свой вариант. Например можно вырубить лес и пройти, но жалко деревья рубить, какой будет дорога если не вырубать деревья? Рассуждая, дети должны самостоятельно придти к выводу, что дорога может быть узенькой и огибать деревья, что бы кукла могла пройти по лесу, не повреждая его (воспитываем экологическое мышление, ответственность за природу). Когда ответ на вопрос найден, конструируем дорожку, но нам нужна замена материала, кирпичики здесь не подойдут, пусть дети попробуют сами подобрать подходящий материал, может это будет скакалка или лента или тесьма, шнурок. Кто будет прокладывать дорожку по лесу? Может каждый ребенок проложит свою или дети смогут договориться и сделать одну общую или разделятся на подгруппы.

Вышла кукла из леса, села в машину и поехала по дороге мимо полей, лугов и вдруг впереди река. Как преодолеть реку? Размышляем вместе с детьми. Можно перейти, можно переплыть, а если зима, холодно, а если мы не умеем плавать, а если кукла просто боится воды? Что делать? Еще раз хочу обратить внимание на то, что педагог не должен давать готовые ответы, дети должны сами размышлять и делать выводы. Надо построить мост. Если это младшая группа, то мы знаком детей с архитектурным сооружением – мост, через подбор картинок, можно показать слайды, создать фото экскурсию. И так мы пришли к идее моста, как к продолжению дороги. В младшей группе вместо реки выступает ленточка или полоска цветной бумаги, дети должны перебросить кирпичик через речку, примерить удастся ли куколке пройти или проехать по мосту, не опрокинув его (включатся механизмы контроля и самоконтроля). Детям старшей группы, усложнить задачу. Например, половодье. Можно подключить изобразительную деятельность. Мостик не выдержал. Что делать? Нужно построить мост по другому, дети начинают думать, предлагать свои варианты: удлинить мост. Дети меняют свои постройки (принцип трансформации). Работа над осмыслением данной ситуации. Какие бывают мосты? А что, если кукла боится пройти по мосту? Надо построить перила. А если по реке поплывет корабль с высоким парусом? С низу появляются опоры, на которых мост поднимается вверх. Как спуститься с моста? Появляются ступеньки, спуск, скат. Можно создать макеты, панно, коллажи. Мы подводим детей к осмыслению своей деятельности. Проигрываем ситуацию, подталкиваем к поиску ответа на вопросы, даем детям опыт в решении проблемных ситуаций.

К старшему возрасту, дети способны создавать разные макеты. Это и горы, дорога в горах – серпантин. Городская дорога какая, сельская, сказочная, в море, в небе, в космосе? Что такое дорога жизни? Жизненный путь человека?

Любой объект можно взять и смоделировать путь его развития и вместе с детьми дать ответы на эти вопросы. Круг тем задан программой: одежда, обувь, предметное окружение, здание, дом, книга, и т.д. Это целые путешествия в мир культуры. Любая тема может быть спроектирована таким образом по принципу культуросообразности, и в этом значение интеграции, переход осмысленной информации из одной области в другую.

Принцип сезонности

Конструирование из фольги.

Снежки.

На улице конструируем снежки из снега. В группе из ваты, из бумаги, из фольги.

В самой младшей группе конструируют снежки, отрывая кусочки как получиться, можно усложнить задание, предложив, сделать два снежка, один большой, другой маленький.

В средней и старшей группе взять два кусочка фольги одинакового размера, сравнить их наложением и предложить сделать два снежка один большой, другой маленький. Необходимо что бы дети услышали и осмыслили цель. Необходимо дать детям возможность самостоятельно найти решение поставленной задачи.

В подготовительной группе можно предложить создать пустотелую форму шара, это может быть уже не снежок, а новогодняя игрушка на елку. Это сложная задача, связанная с экспериментированием. Очень важно, что бы при постановке такой задачи, в поле зрения детей находились предметы шарообразной формы. Дети должны догадаться, что необходимо использовать прием оборачивания. Дальше начинают экспериментировать, можно ли извлечь из формы то, что является каркасом (каркасный способ конструирования), а затем вернуться к форме шара?

Здесь важен тип задачи: от создания комочка до создания пустотелых форм, Вот такую цепочку мы с вами выстроили и увидели, как усложняется задача.

Сосулька

В младшей группе, дети имя представление о сосульке, раскатывают ее из фольги. Усложняя, как и в предыдущем примере, делают две, одну большую, другую маленькую.

В старшей группе, предложить сделать пустотелую сосульку. При условие имеющегося опыта конструирования пустотелых конусов из бумаги. Что бы дети могли сами перенести усвоенный способ конструирования, с одного материала на другой с учетом его характерных особенностей. Попросить ребенка охарактеризовать свою сосульку, какая она:

Длинная – короткая

Широкая – узкая

В подготовительной группе:

Грустная – веселая

Хулиганка – послушная (провоцировать ребенка на размышление, как придать характер своей поделке)

Не достаточно только создать конструкцию, проанализировать ее, найти место в пространстве, необходимо продумать вместе с детьми, где будет находиться поделка и как ее прикрепим. Может создадим гирлянду из сосулек. Если гирлянду, то как будем размещать сосульки на веревочке, свободно или чередовать, например большие и маленькие. Где повесим гирлянду. Стараемся реализовать идею каждого ребенка, важно, что бы каждый был услышан.

Вывод:Наша цель - ребенок инициатор образовательной ситуации, активный самостоятельный, уверенный в себе, своих знаниях, в своих действиях, опирающийся на свой опыт и умеющий отбирать, то, что удовлетворяет его запросам, потребностям, представлениям. В одной и той же ситуации дети могут выбирать разные решения. Ребенок имеет право выбора. Это принципиально – педагог должен создать условия.


 

Опубликовано в группе «Воспитателям в помощь)»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.