Материал на проверке

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у детей.

1
0
Материал опубликован Вчера в 12:44

Мt1733218963aa.jpg униципальное образование «Город Воткинск»

Управление образования Администрации

Муниципального образования «Город Воткинск»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Эколого-биологический центр»

города Воткинска Удмуртской Республики

















Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у детей.















Автор: Евстафеева Светлана Рамисовна

Должность: Педагог дополнительного образования















Воткинск 2024



Содержание

Введение 3

I.Развитие гуманистического образования 5

II.Значение ознакомления школьников с природой и животным

миром для развития гуманности 8

III.Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным. 12

1.Ознакомление с животными на занятиях в объединении «В мире животных» 14

2.Знакомство с живой природой через игру. 15

3.Живой уголок 17

4.Наблюдения на экскурсиях 19

5.Значение домашних животных 21

Список литературы 24

Приложение 1 25

Приложение 2 26

Введение


Экологическое воспитание является одним из важнейших в современном мире. А, как известно, именно в младшем школьном возрасте закладываются этические принципы отношения к природе, то есть выработка навыков гуманного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами, понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека c ней.

В современном мире контакт детей с природой практически не осуществляется, что, несомненно, отрицательно сказывается на их развитии. Дети вырастают жестокими и бездушными.

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся. Отсутствие собственного социального опыта делает их весьма податливыми на воспитательные воздействия.

По мнению большинства педагогов и психологов у детей младших классов преобладает чувственное восприятие окружающего мира. Общение с природой вызывает у школьников эмоциональный отклик, т.к. он своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечения к окружающему миру. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения.

Наблюдаются любопытство, стремление приблизить к себе, показать, понять. Но, в то же время часть ребят относится к природе потребительски, а подчас и жестоко ловят насекомых, мучают животных, разоряют муравейники и птичьи гнезда, топчут и рвут без нужды растения и т.д..

Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Именно в младшем школьном возрасте появляется желание и возможность самому ухаживать за природными объектами. Ребенок имеет активное желание и реально может приобретать незаменимый опыт партнерских взаимоотношений, общения с представителями мира природы.

Формирование начальных оcнов экологической культуры у детей младшего школьного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.

Особая роль в решении этих социальных задач принадлежит дополнительному образованию в силу того, что структура этих учреждений, формы и методы их работы предоставляют большие возможности для внедрения новых идей в процесс воспитания.




I. Развитие гуманистического образования

Первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Начальный школьный возраст является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем мире. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах педагогики пединститутов. Одно из первых — исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению школьников с птицами, показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи, вырабатывают чувство прекрасного и гуманное отношение к живому.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в состав теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания школьников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения — привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

В школьной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому, а, следовательно, и гуманистическому подходу в ознакомлении детей с природой.

Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера школьного воспитания.

Именно с детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формирует гуманные чувства, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются основы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников и школьников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования детей.

Обзор ряда программ экологического образования школьников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с детства, так как именно в этом возрасте можно научить детей гуманности.

II. Значение ознакомления школьников с природой и животным миром для развития гуманности.

Как известно животные всегда играли в жизни человека огромную роль. Они создают хорошее настроение, служат своеобразным стимулом к жизни, способны избавлять людей от многих заболеваний, делать более открытыми, уверенными в себе, помогают решать коммуникативные проблемы, да и просто делают человека добрее.

Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, гуманного отношения к животным, активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является объективной необходимостью для всего человечества. Люди подчас не осознают, как пагубно влияют на природную среду. Долгое время существовало мнение о неисчерпаемости и вечности природы, но эти представления были не верны. Негативные последствия данных заблуждений мы сейчас испытываем на себе. Наших детей нужно воспитывать вне вековой потребительской традиции, в совершенно ином, сочувственном и уважительном отношении к природе, в понимании того, что природа – источник всей нашей жизни – духовной, материальной и физической. Разумеется, человек всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни и развития. Мы должны научиться оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла наши нужды, но и сама совершенствовалась. Мы только сейчас начали действительно понимать, в какой мере природа является источником физической и материальной жизни человека. Но мысль о том, что она в такой же мере источник нашей духовной жизни для большинства, до сих пор находится за семью замками. Природа и животный мир является основой эстетического аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день неизбежно в будущем имеют первичным источником природу.

Восприятие природы помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнёзда, обижать животных. Приобретённое в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

В основе общения ребёнка с животными лежит через отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о животных). Мы часто сталкиваемся с незнанием школьника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно формировать у детей младшего школьного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Экологическое воспитание школьника – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Важнейшим условием воспитания у детей гуманного отношения к природе является осознание им себя как части живой природы. Школьнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребёнка к сравнению с собой. Например: животному больно, как и мне, оно двигается, питается, дышит – как и я.

Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия школьников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степенью сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы определяет у детей и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.

С другой стороны, именно в познавательной сфере, в первую очередь, и проявляется субъективное отношение к природе у младших школьников. Характерно рассогласование между отношением к природе у школьников и взрослых, с которыми они взаимодействуют, например, учителей в школе. Если первая реакция учительницы, увидевшей бабочку: «Ах, какая прелесть!», то первая реакция школьника поймать ее и потрогать, узнать, «какая она на ощупь» и т.д. Иногда познавательная активность ребёнка носит слишком «исследовательский» характер: в этом случае он может стереть пыльцу с крылышек этой бабочки и даже оторвать их, чтобы посмотреть «что же будет». Такая шокирующая взрослых «жестокость» детей по отношению к природным объектам объясняется тем, что дети просто не относят природное к сфере равного с ними в своей самоценности.

В сущности, учителя навязывают детям свой собственный, свойственный взрослым, тип отношения к природе.

Это ярко проявляется в таких явно «скопированных» со взрослых ответах школьников на вопрос, почему они любят природу: «Нравится любоваться природой», «Природа украшает нашу жизнь» и т.п. С трудом можно представить школьника, который идет по лесу и «любуется природой», если, конечно, рядом нет взрослого, который подскажет, что природой нужно любоваться.

Практический компонент интенсивности отношения к природе у школьников также сформирован достаточно низко. Их стремление к практическому взаимодействию с природными объектами носит, в основном, не активный, а реактивный характер: когда ребенок тянется, например, к собаке, он просто реагирует на поступающие от нее специфические стимулы. Кроме того, из-за отсутствия технологической вооруженности, т.е. наличия соответствующих умений и навыков взаимодействия с природой, они и не могут реализовать практический компонент отношения.

В незначительной степени развит и поступочный компонент. Для детей характерно противоречие между декларируемым и реальным поведением среди природы, оно обусловлено не их собственным отношением, а системой запретов: «не рвать», «не сорить», «не ломать». Действенность таких запретов весьма относительна. Если человеку дается инструкция: «Ни в коем случае не представляйте яблоко» он просто не может не представить это яблоко.

Таким образом, у детей преобладает когнитивный компонент отношения. Следовательно, для младшего школьного возраста, в целом, характерен когнитивный субъектно-прагматический тип отношения к природе, то есть мотивом познавательной деятельности в данном случае является не радость от самого процесса познания, а восприятие мира природы как источника материальной пользы, поставщика ресурсов, которым можно полностью распоряжаться, покорять и т. д.



III. Методы и формы работы по воспитанию гуманного отношения к животным

При ознакомлении детей с животным миром существует три воспитательные задачи:

1. Формирование представлений о животных;

2. Развитие эмоционально-положительного отношения к животным;

3. Воспитание гуманного бережного поведения в природе.

Осуществляя работу в указанных направлениях необходимо помнить, что важным условием её эффективности является связь ребёнка и семьи. В семье могут быть созданы условия для наиболее естественного и благоприятного контакта детей с животными.

Для того чтобы дать ребёнку наиболее полное представление о животных, ознакомление можно разделить на три части:

1. Внешний вид животного, его жизненные проявления (части тела, издаваемые звуки, характерные движения, особенности питания и размножения).

2. Среда обитания, характер приспособления к условиям жизни.

3. Приносимая польза.

По основной цели занятия, используемые для формирования правильного представления о природе и формированию гуманного отношения можно разделить следующим образом:

· Направленные на формирование новых представлений о животных (экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, чтение художественных произведений);

· Уточняющие и обобщающие знания детей (беседы, сравнительные наблюдения, рассказы детей, рисование);

· Активизирующие, проверяющие знания детей (решение логических задач, загадок, дидактические игры) итоговые беседы.

Таким образом, экологическое воспитание играет большую роль в воспитании гуманного высокообразованного и культурного человека, обеспечивает комплексных подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к жизни.

Методы экологического воспитания помогают воспитать такого человека, и направлены на обучение думать, искать, пробовать и находить решение. Занятия по ознакомлению школьников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи. На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью педагог использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ видеороликов и кинофильмов. На других уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе. Основная задача занятий третьего вида — обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике. Эффективность занятия зависит от того, как педагог подготовится к его проведению. Наметив тему занятия, он должен пополнить, уточнить собственные природоведческие знания по теме, а затем разработать программные задачи занятия.

В определении содержания занятия педагог исходит из того как это занятие отвечает поставленной задачи (воспитание гуманности), а так же соответствует ли оно требованиям «Программы воспитания» и уровню развития детей своей группы, учитывает ли особенности природного окружения. Отбирая программное содержание, необходимо уточнить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация, упражнение в применении знаний и т. д.). При этом педагог должен помнить, что одно и то же программное содержание должно повториться в занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.

1. Ознакомление с животными на занятиях в объединении «В мире животных».

Являясь руководителем объединения «В мире животных», на своих занятиях для формирования экологической воспитанности младших школьников я большое внимание уделяю практической деятельности, чтобы дети не на словах знали как ухаживать за домашними животными, чем их кормить, а сами могли все это попробовать сделать на практике, которая возможна благодаря живому уголку нашего Эколого-биологического центра.

Живой уголок – это объект экологического воспитания, который знакомит детей с природой, с домашними животными, их содержанием, воспитывает бережное отношение к ним.

Общение с животными – играет важную роль в познании животного мира. Посетители зоопарков могут наблюдать за представителями фауны, размещенными в клетках или, в лучшем случае, в просторных вольерах, только издалека. В живом уголке совершенно иной формат общения детей и животных, где ребенок может погладить животное и покормить его. 

Тут нет табличек с надписями: «животных не кормить» или «руками не трогать». В этом проявляется особенность живого уголка.

Он помогает вернуть детям радость общения и понимания мира животных, воспитывать гармонично развитую личность, удовлетворяет любознательность учащихся, дает больше знаний о повадках, поведении, физиологических особенностях домашних животных, о том, как вступать с ними в контакт или оказывать им посильную помощь.

Воспитывая экологическую культуру личности у детей младшего школьного возраста, уделяется большое внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, что составляет основу экологической культуры личности.

Не для кого не секрет, что многие дети, да и взрослые негативно относятся к змеям, они вызывают чувство страха, неприязнь. Но это отношение у детей меняется на практических занятиях в объединении. На первом этапе, используя интернет – ресурсы на занятии ребята самостоятельно находят всю информацию по змее Маисовый полоз, которые обитают в нашем живом уголке. Дети разделятся на 2 группы, одни находят информацию о среде обитания Маисового полоза, другие о их содержании в искусственных условиях.

Из собранной информации дети выясняют, что змея Маисовый полоз не ядовитая, в искусственной среде змеи проживают намного дольше, чем на воле, в связи с хорошим уходом, стабильным питанием и ветеринарной помощи в случае необходимости, а при удачно созданных условиях змеи способны к размножению. У ребят появляется интерес, благодаря которому дети могут написать исследовательский проект и участвовать в научно-практической конференции с защитой проекта «Размножение маисового полоза в неволе». (Приложение 1, фото 1)

Так дети на первом этапе не только прививают любовь к животным, но и вовлекаются в исследовательскую, проектную деятельность.

2. Знакомство с живой природой через игру.

Играя, обучающиеся осваивают и закрепляют сложные понятия, формируя умения и навыки непроизвольно. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы "погрузить" детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия "природного" содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

Часто занятия проходят в игровой форме, с элементами перевоплощения в сказочные персонажи.

Так с образом доктора Айболита у детей связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них.

Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, с целью оценки состояния их здоровья. Осматривая своих пациентов (именно как врач), он демонстрирует, как это надо делать, как и по каким признакам выявлять неблагополучное состояние обитателей уголка природы, как замечать недостаток каких-либо необходимых условий жизни.

Еще одна важная особенность Айболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам. Так, осматривая аквариум с рыбами, Айболит рекомендует долить воды или заменить часть ее свежей, дает советы, как разнообразить корм для рыб. (Приложение 1, Фото 2)

В первом случае ставится задача косвенного обучения детей - устами персонажа сообщая новые сведения, даются правила поведения (например, так, как это делает доктор Айболит). Во втором случае ставится задача закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

Так, например, для закрепления пройденной темы про содержание кролика в домашних условиях, дети очутились в сказке, где помогали кролику найти по следам дорогу домой, выполняя задания, связанные с содержанием кролика и его кормлением. Тем самым ребенок в легкой, непринужденной обстановке закрепляет полученные знания, которые могут пригодиться ему в жизни.( Приложение 1, фото 3)

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности.

3. Живой уголок

Отбор растений и животных для уголка природы осуществляют в соответствии с программой обучения. Все обитатели живого уголка должны быть достаточно разнообразными и интересными для наблюдения, неприхотливыми, чтобы труд по уходу за ними был доступен детям младшего школьного возраста, и не способствовал утомлению детей. Но чтобы научить детей любить и беречь животных и растения, педагог должен сам обладать этими качествами. При уходе за обитателями живого уголка педагог должен помнить, что его отношение к ним является образцом, которому подражают дети. Нужно хорошо знать биологические особенности растений и животных, иначе нельзя научить детей правильным приёмам ухода за ними.

Наблюдения помогают детям систематически знакомиться с миром животных и проявлять своё внимательное отношение к нему. Они начинают замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном начинают находить интересное.

Уход за живыми обитателями уголка формирует у детей эстетическое восприятие и отношение, умение создавать красоту самому и с уважением относиться к труду другого человека.

Под руководством педагога ребята наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создать. Педагог учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находить сходства и различия между ними, общее и различное у животных. Помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных.

В процессе систематического ухода за растениями и животными педагог формирует у детей определённые трудовые навыки, учит внимательно относиться к обитателям живого уголка, заботиться о животных, укрепляя, таким образом, у детей интерес к природе, настойчивость и достижение результата.

Планируя работу, педагог должен учитывать конкретные условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного окружения.

Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений и животных формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе. В четвертых, здоровые и красивые растения и животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.

В обучении детей уходу за живым уголком можно выделить четыре этапа:

I. Педагог проводит всю работу сам, а дети смотрят и слушают объяснения.

II. Педагог прибегает к небольшой помощи детей, а основную работу выполняет сам.

III. Дети трудятся самостоятельно под присмотром педагога, который по мере необходимости дает советы и указания.

IV. Дети выполняют всю работу самостоятельно без участия педагога. Контроль осуществляется избирательно.

Кроме непосредственных приемов работы, дети должны усвоить следующие правила:

· всю работу необходимо производить так, чтобы не причинить вред животному;

· клетка с животным не должна оставаться открытой, без присмотра, длительное время, иначе животное убежит;

· все оборудование по уходу за животными должно быть чистым и содержаться в определенном месте.

Интересные животные есть везде, в любой климатической зоне нашей страны. Иногда возможно показать и рассказать детям о животном, которое не характерно для той местности, где проживает ребёнок, но типично для другой климатической зоны и привлекает своей жизнью, внешним видом, повадками.

Таким образом, ознакомление младших школьников с животным миром должно обеспечить не только усвоение знаний о характерных особенностях животного, его повадках, условиях обитания и содержания, о правилах обращения с ним, но и их практическое применение, в процессе которого формируются гуманное отношение и действенная любовь к животным.

4. Наблюдения на экскурсиях

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии в лес, в поле, на берег пруда, привлекают внимание детей, предоставляют возможность под руководством педагога собирать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в живом уголке. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности. Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к родной природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, живой уголок, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых. (Приложение 2).

Педагог, планируя экскурсию, точно определяет тему и цель экскурсии, конкретизирует программное содержание, намечает объект экскурсии. Важно выбрать дорогу до места, которая не была бы утомительной, не отвлекала детей от намеченной цели. Определяя место экскурсии, надо учитывать физические возможности детей, а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, педагог уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений; устанавливает, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Чтобы экскурсия была интересной, педагог заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

За несколько дней до экскурсии педагог проводит с детьми небольшую беседу, с тем чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать.

При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Они должны одеваться с учетом погоды и сезона. Хорошо привлечь детей к подготовке вместе с педагогом экскурсионного снаряжения и оборудования для размещения собранного материала в живом уголке МАУДО ЭБЦ. Эта работа повышает их интерес к предстоящему занятию.

Ребята неоднократно наблюдали, как. муравей усердно тащит личинку, гусеницу. Этот момент наблюдения целесообразно использовать, рассказывая об огромной пользе муравьев: они съедают очень много вредных личинок. Если бы в лесу не было муравейников, то лес очень быстро погиб бы от насекомых, которые питаются листьями и плодами деревьев. Муравьи ― прилежные работники, целый день они трудятся, разыскивая и перетаскивая в муравейник личинки и гусениц разных вредных насекомых.

Такой небольшой рассказ подводит ребят к правильному ответу на вопрос: «Полезны ли муравьи? Как нужно относиться к муравейникам?» Дети приходят к выводу: «Надо, чтобы в лесу было много муравейников».

Планируя беседу после экскурсии, педагог должен поставить вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные моменты, подвести их к установлению связей между явлениями.

5. Значение домашних животных

Каждый маленький ребенок проходит в своем развитии стадию активного ознакомления с окружающим миром.

Особую роль на этом этапе играют домашние животные, и почти от каждого малыша в определенный момент можно услышать: «Мамочка, давай заведем щеночка!» В различных интерпретациях это кошечка, птичка, хомячок и т.д.

Все это неслучайно.

Во-первых окружающие взрослые кажутся ребенку более далекими и загадочными, нежели понятные и непосредственные в своих проявлениях животные.

Во-вторых, хотя большинству детей и свойственен эгоцентризм («я в центре вселенной!»), ребенок лишен взрослого высокомерия и с радостью уравнивает людей и животных.

И, наконец, не следует забывать, что повадки животных издавна считались своеобразной школой выживания для древних людей, и одной из любимых забав современных детей остается имитация и подражание известным ребенку зверям.

Влияние окружающих животных на развитие психических процессов ребенка трудно переоценить. Прежде всего речь идет о важнейшей задаче развития школьника – произвольности поведения. Иными словами, для дальнейшего гармоничного развития в обществе ребенку необходимо уметь себя контролировать.

Нередко, играя с кошкой или собакой, ребенок может сделать ей больно – на что животное отреагирует негативно: взвизгнет, зарычит, или вообще отойдет в сторону. Подобными простыми, на наш взгляд, действиями питомец сводит на нет проявления агрессии и способствует появлению осознанной регуляции поведения.

Со временем у подрастающего маленького хозяина питомца начинает формироваться столь важное чувство ответственности и заботы, которое он, будучи взрослым, распространит на других членов семьи и окружающих.

Но самое важное – это удивительное общение! Общение, в котором нет логического компонента, в нем есть только чувства и взаимный поток эмоциональной энергии.

Мы, взрослые, даже не отдаем себе отчета в том, как много наш ребёнок слышит от нас: правильно – неправильно, хорошо – плохо, верно – неверно… А при общении с животными он лишен всех этих суждений. Маленький человек получает знание напрямую, без слов, он учится слышать самого себя, развивает свой чувственный мир вне влияния социального шаблона.

Немаловажно также отметить помощь животных в решении проблемы недостаточного внимания со стороны родителей. С собакой или хомячком всегда можно поговорить, в отличие от занятой мамы или уставшего папы.

Кроме того, домашние животные зачастую связывают реальный мир со сказочным, ведь и в самом деле, разница между котом в сапогах и котом Васькой не так уж и велика, а значит и до сказки остается совсем чуть-чуть…

Стоит, однако, о многом предупредить родителей, которые собираются принести котенка или щенка в дом к маленькому ребенку.

Прежде всего, желательно посоветоваться с ребёнком и объяснить ему, что живое существо – не игрушка и требует заботливого и нежного обращения. Если же ребенок понимает важность этого решения, следует определить, какое животное больше подойдет для общения с вашим малышом. Далее необходимо определить, какие качества в юном натуралисте вы считаете нужным воспитать. Если, например, уверенность в себе, лучше выбрать кошку, если открытость и дружелюбие – собаку. И, наконец, важно правильно определиться с породой будущего питомца и, по возможности избежать склонных к агрессии и своевольности животных.

Для этого не спешите следовать стереотипам принятым в обществе, а лучше посоветуйтесь с профессиональным заводчиком. Вы сможете узнать много интересного – например, что “дикая бенгальская кошка» вовсе не дикая, и хорошо относится к детям, а добродушного на первый взгляд йоркширского терьера не рекомендуется заводить в семье с маленьким ребенком.

Общепринятой является точка зрения, что животные способны положительно наполнять атмосферу в семье, снижать стрессы, а также способствовать излечению хозяев от недугов.

Помните, что животные – не так уж важно, будет ли это веселый щенок или маленький хомячок — смогут сделать детство вашего ребенка счастливее и богаче.

Список литературы

Богсович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.29;

Валлон А. Психологическое развитие ребенка. М., Просвещение, 1997, с.24;

Герасимович Г.И., Делец М.И., Дерюгина М.П., Дисько Н.А., Шамякин И.П. Энциклопедия молодой семьи. Минск, 1987.

Буре Р.С. — Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у школьников. – М.: Просвещение, 2003. – с. 62

Гальцова Е.А. «Удивительные истории о животных.» Волгоград «Учитель» 2010 г.

Дыбина О.В. «Ребенок и окружающий мир» Издательство Мозаика -Синтез Москва 2005г.

Елкина Н.В., Мариничева О.В. « Учим детей наблюдать и рассказывать»

Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных», Москва, «Просвещение» 1988г.

Кряжева Н. Л. «Кот и пёс спешат на помощь» Анималотерапия для детей. Издательство Ярославль 2000 г.

Молодова Л.П. «Методика работы с детьми по экологическому воспитанию», Минск, «Асар» 2004 г.

Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.

Тамбиев А. К. Экологическая Азбука для детей (животные). Издательство Мозаика – Синтез Москва 2002 г.

https://www.georgiatimes.info/analysis/102300.html

https://scienceforum.ru/2017/article/2017033038

https://www.b17.ru/blog/animal/

https://razvitie-krohi.ru/eto-polezno-znat/vliyanie-domashnih-zhivotnyih-na-razvitie-rebenka.html

https://detki.guru/zdorove/bezopasnost/rebenok-i-domashnie-zhivotnye-plyusy-i-minusy.html



Приложение 1





t1733218963ab.jpg

Фото 1



t1733218963ac.jpg

Фото 2



t1733218963ad.jpg

Фото 3



Приложение 2



План-конспект экскурсии по живому уголку МАУДО ЭБЦ.

Цель: уточнить представление детей об обитателях живого уголка, условиях их жизни, питании.
Задачи: способствовать развитию навыков наблюдения у детей, укреплять интерес к животным, формировать умения и навыки грамотного содержания домашних животных.


Здесь у нас друзья живут,
Спят, едят, водичку пьют.
Им нужны уход, забота,
Это школьников работа.
Тут зверек и там зверек –
Это... живой уголок.


Итак, ребята, вы пришли на экскурсию в живой уголок Эколого биологического центра. Что это такое – живой уголок? Определённое место, где животным и растениям созданы условия для нормальной жизни.
Как вы думаете, что может находиться в живом уголке? Отгадайте загадки.

Домик, сделанный из сетки,
Называют дети... клеткой.

Живут у нас зверюшки дружно,
Мы кормим их лишь так, как нужно.
По правилам и нормам
Их угощаем... кормом.

Кусочек океана на тумбочке у нас,
Стеклянная коробка нам украшает класс.
И плавают в ней рыбки, улитки в ней встречаются.
Скажите-ка, ребятки, как это называется? Аквариум.

Оглянитесь вокруг! Перед вами наши питомцы. Сегодня я вас с ними познакомлю.

Ох, интересная же птица!
Красавица и баловница.
А как умна, ну просто – диво.
И говорит, причем, правдиво.
Хозяин что наговорит –
Заучит, вспомнит, повторит.
Её ты лучше не ругай –
Ответит! Это – …попугай.

Попугаи – обитатели тропической зоны нашей планеты. Наиболее распространены в Австралии, а также в Центральной и Южной Америке. В природе попугаи живут стаями. Голос у попугаев сильный и пронзительный, поэтому, когда они собираются группами, их крик заглушает все другие звуки.
У нас несколько видов попугаев.

Волнистых попугайчиков более 100 лет назад вывезли из Австралии. Их разводят во всех странах мира. В дикой природе они зелёной окраски, а в неволе был выведен целый ряд разновидностей этих птиц: голубые, синие, жёлтые, белые, пестрые...


Кореллы – симпатичные птички с хохолком и румяными щёчками. В природных условиях они живут в лесах, расположенных по берегам рек и в эвкалиптовых рощах Австралии.


Неразлучники – умные, общительные и красивые. За ними очень интересно наблюдать. Родина неразлучников – Африка и остров Мадагаскар. Своё название получили благодаря образу жизни. Пара попугайчиков всё делает сообща: едят, играют, отдыхают. Очень любят «купаться».


Ожереловые попугаи – это птицы, привлекающие наше внимание не только своим красивым ярко-зелёным оперением и яркой полоской на шее(за что и получили название), но и своей грациозностью. Кстати, такое яркое "ожерелье" только у самца.


Амадины обитают в тропических и субтропических зонах. Встречаются амадины в Австралии, Африке, Юго-Восточной Азии. Предпочитают выбирать открытые места или окраины лесов.
Как и у всех тропических птиц, у амадинов очень яркое разноцветное оперение. Послушайте, как они поют: нежно, мелодично.


Клетки, в которых живут птицы, должны быть с вынимающимся поддоном. Нужно обязательно поддерживать чистоту в «птичьем домике». В клетки помещают поилки и кормушки. Попугаи и амадины – зерноядные птицы. Их кормят просом, овсом, подкармливают зеленью, овощами и фруктами, яйцами, размоченным хлебом. Вода в поилках должна быть отстоянной. Кроме того, в клетках есть жёрдочки, колокольчики, зеркала.


И в море не купаются,
И нет на них щетинки,
И все же называются
Они – морские свинки.


Морские свинки не имеют отношения ни к морю, ни к воде. Более того, они очень плохо переносят сырость, сквозняк, легко простужаются. Эти безобидные грызуны были одомашнены жителями Перу задолго до открытия Америки, а в Европу их завезли более 400 лет назад. Видимо, название своё они получили потому, что были привезены из-за моря, заморские.

Днём он постоянно спит,
Ночью бегает, шуршит.
Раз он в миске искупался,
Весь намок и испугался.
Он ведь вовсе не моряк,
А зовут его... хомяк.

Это сумеречное животное почти весь день спит, лениво выползая из своего убежища только для того, чтобы перекусить. В клетках установлены палочки, лесенки, домики, где они обустраивают себе гнездо.

Ест морковку, длинноухий.
Хочешь, можешь взять на руки.
В клетке – деревянный домик.
Кто живет в нём? Это... кролик.

Родиной этих млекопитающих считают Испанию, откуда они распространились по другим странам. Приручением и одомашниванием диких кроликов люди начали заниматься в средние века. Кормят кроликов травой, ветками, овощами, злаковыми культурами.


Крупные уши, как бусины, глазки,
Бархатистая шёрстка, приятный окрас.
Посмотришь – зверушка, словно из сказки,
Возьмёшь – нет, реальность в ладони у нас.

Это шиншиллы – высокогорные зверьки, живущие в Андах Южной Америки. Шиншиллы ведут ночной образ жизни, поэтому днём они обычно отдыхают и набираются сил. Благодаря своему густому меху, у шиншилл никогда не заводятся паразиты.


Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы. Аквариум.



Вода в аквариуме всегда должна быть чистой, свежей. Водоросли сажают прямо в грунт или пускают плавать. Растения не должны мешать движению рыб.


Хвостик есть и голова,
Правда, не всегда видна.
С наступлением зимы
В спячке, видно, смотрит сны.
В ромбик-клеточку рубаха,
Это наша... черепаха.

Воду в аквариуме с черепахой нужно менять полностью 1 раз в месяц. Черепахи с удовольствием поедают рыбу, мясной фарш и гранулированные корма.


Ребята, вы познакомились с обитателями нашего живого уголка. Мы ждём новых встреч с вами. Общаясь с нашими питомцами, вы научитесь ухаживать за домашними животными, узнавать их характер и привычки. Растите добрыми, внимательными, заботливыми!


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.