Публикация «Создание ситуации успеха в педагогическом взаимодействии с дошкольниками как фактор формирования самооценки»

1
0
Материал опубликован 1 December 2021
Введение

Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. В дополнительном образовании, в котором отметочная система вообще отсутствует, работа именно с самооценкой детей представляется очень важной. Д. Б. Эльконин считал, что начинать формирование самостоятельного контроля рациональнее всего в начальной школе, но новые образовательные стандарты, видящие основной целью обучения формирование, прежде всего общеучебных умений, позволяют думать о том, что заложить основы для формирования дифференцированной, адекватной самооценки, развивать само оценочную деятельность, навыки самоконтроля у детей можно начинать и в более раннем возрасте.  К тому же, очевидно влияние самооценки детей на их поведение, межличностные контакты, низкая самооценка, как и завышенная, мешает ребёнку благополучно развиваться, быть уверенным в своих силах, самостоятельно выбирать интересную именно для него деятельность.

Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Самооценка ребенка в раннем возрасте не является величиной постоянной, она постоянно меняется в зависимости от окружающих обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, возможно, предупредить или преодолеть и педагогу необходимо сформировать систему методов и средств, которые смогут помочь ребёнку развить способность дифференцированно и адекватно оценивать собственные действия, контролировать их. 

Одним из этапов развития, где ребенок учится ставить пред собой цель и стремиться выполнить ее, является посещение образовательных учреждений. Ребенок, начиная заниматься какой-либо деятельностью, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь родителей, сверстников, педагогов. И самая серьезная проблема любого обучения - это крушение детских надежд на успех и, как итог, потеря к нему (обучению) интереса. Всего лишь одно грубое и неаккуратное слово, один неосторожный шаг человека, помогающего ему развиваться, влекут потерю доверия у ребенка.

В данной статье представляется опыт учреждения дополнительного образования по применению педагогических технологий создания у ребенка интереса к собственному развитию, способствующего осознанию чувства уверенности в себе, как в будущем обучении, так и в социуме.

1. Оценка и самооценка. Особенности самооценки дошкольников

Детская оценка и самооценка формируются в процессе общения ребенка с другими людьми, и уже на первые сознательные активные действия он получает со стороны окружающих взрослых оценки в виде порицания или одобрения. Все действия, поступки дошкольника направляются и организуются взрослыми, которые оценивают их, сравнивают, на примерах показывая лучшие и худшие образцы, тем самым, воспитывая у детей стремление, сравнивать себя с другими, оценивать. Психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое действие, приобретенное ребенком, оценивается окружающими, что в дальнейшем приводит к уже самостоятельному поиску ребенком оценки своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. В формировании детских оценок и самооценок большую роль играет оценка значимого для него взрослого, которым, после родителей, членов его семьи становится педагог, а затем и сверстники. Особенностью формирования и развития детской оценки и самооценки является факт, что в процессе оценивания своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт, а ценность личности измеряется в большой мере тем, что, как хорошо (или плохо) и для чего он что-либо умеет делать. Адекватное осознание своих умений, действий является не только средством и условием успешного обучения, но имеет также большое воспитательное значение как фактор, могущий выступать катализатором, «спусковым механизмом» выявления и развития лучших качеств личности.


1. 2. Специфика формирования самооценки дошкольников.

Изучение и анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В. А. Горбачева, Е.В. Субботский, М.И. Лисина, А.И. Сильвестру, Е В. Кучерова и др.), позволил выделить ряд специфических для дошкольного возраста, закономерностей:

Самооценка дошкольника — явление неустойчивое, ситуативное, а, следовательно, поддающееся коррекции.

Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям:
а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.

Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается:
- от конкретной оценки за какие-то действия к обобщенной оценке себя;
- от оценок значимых взрослых (родителей, членов семья, педагогов), затем сверстников, к развитию самооценки, основанной на информации о качестве результата деятельности, решения конкретных задач.

Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как правило, завышенная.

Самооценка дошкольника характеризуется: целостностью (ребенок не различает себя как субъект деятельности и себя как личность); недостаточной объективностью и обоснованностью; малой рефлексивностью и слабо выраженной дифференциацией; наличием завышенного уровня притязаний.

Общение ребенка с взрослыми имеет решающее значение в формировании самооценки на первых этапах становления личности (конец раннего, начало дошкольного периода), и чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. Интенсивность и информативность современной жизни не могли не отразиться на стиле современного воспитания детей. Новая стремительная динамика жизни взрослых, рост нетерпимости по отношению к окружающим, в том числе и к собственным детям, постоянная родительская занятость подчас порождают социальные проблемы у детей. Поэтому одним из важнейших направлений воспитательной работы, связанное со становлением адекватной самооценки дошкольника, является обязательное проведение в связи с этим консультативно -разъяснительной работы с родителями. Например, в отношении слов и выражений, способных постепенно повышать или понижать самооценку человека, с которым мы общаемся. К числу тех, которые следует исключить из употребления, относятся: «О чем ты только думаешь», «Неужели тебе трудно запомнить, что…», «Сколько раз надо повторять…», «Неужели ты не видишь, что…», «Все люди…, а ты…», «Что ты ко мне пристала» и прочее; совершенно необходимо объяснить важность умения детей говорить комплименты, так как не только другие люди влияют на наше представление о себе, но и мы влияем на их представление о них самих и пр.

Наибольшее воздействие на формирование и воспитание личности ребенка, социально-психологическое стимулирование и регулирование его деятельности происходит в процессе прямого социального взаимодействия, протекающего в малой группе. Такая «социальная микросреда» создается в образовательном учреждении – первом социальном институте ребенка. Педагог, также являясь значимым для ребенка взрослым, стимулирует зарождение и влияет на развитие у ребенка оценочной деятельности, когда:

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;
- организует деятельность ребенка, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;
- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения; - организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

Таким образом, одним из главнейших факторов развития личности является формирование адекватной самооценки, которая активно развивается именно в период дошкольного возраста и особенно зависит от оценок взрослого. Необходимо всегда помнить и учитывать, что, осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Отрицательный образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, негативные оценки закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе, мотивацию к любой деятельности, будущую успешность. В этом смысле, наиболее естественным и закономерным является применение педагогической технологии «создания ситуации успеха», как необходимого фактора формирования адекватной самооценки.

2. Самооценка и успех. 2. 1. Влияние ситуации успеха на самооценку дошкольников

Дошкольное детство - это период с момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). Здесь решающую роль играют не календарные сроки развития, а социальные факторы формирования личности. В период дошкольного детства формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии детства характерны:

- максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей;

- максимально высокая роль семьи в удовлетворении всех основных видов потребностей (материальных, духовных, познавательных);

- минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний среды.

Для педагога важно учесть именно те особенности психофизического развития, которые определяющим образом сказываются на готовности, возможности ребенка включиться в социальный и образовательный процесс. Каждый раз при включении ребенка в образовательный процесс, у него возникает потребность достичь ситуации успеха. Стремление избежать ситуации неуспеха связано с мобилизацией усилий, воли. Чем чаще возникает ситуация преодоления, чем больше надежды на успех, тем интенсивнее идет процесс формирования воли. Решающее значение в формировании воли имеет осознание ребенком противоречия между желанием достичь цели и реальными возможностями. Поэтому важно обеспечить разумное сочетание отрицательных и положительных эмоций, учить ребенка психологическим механизмам управления своими настроениями. Эмоциональная неустойчивость ребенка мешает его общению, формированию нормальных отношений в детском сообществе, отношению со взрослыми: может провоцировать патологическую робость, застенчивость, некоммуникабельность либо, наоборот, агрессивность, неадекватность реакций, постоянную гипервозбужденность - все это отягощающие факторы развития ребенка не только психологического, но и нравственного плана. Не следует путать эмоциональную неуравновешенность с проявлениями болезненных состояний. Психолого-педагогический диагноз эмоционально-волевой сферы должен коррелировать с медико-педагогическим. Дифференцировать психо- и неврогенные проявления и психолого-педагогические чрезвычайно трудно. Ошибки в этом - одна из предпосылок возникновения педагогической запущенности.

Схематически алгоритм организации ситуации успеха можно представить следующим образом:

Атмосфера доброжелательности (улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату)- снятие страха – скрытая инструкция педагога - авансирование будущих достоинств - персональная исключительность - педагогическое внушение - высокая оценка (какой-либо детали, но не целостного оценивания сделанного). Данный алгоритм позволяет прослеживать эффективность воздействия каждой операции на групповых или индивидуальных заданиях.

Педагогическая технология ситуации успеха предусматривает этапы:

1. Мотивационный - установка на успешное выполнение задания, предложение различных мотивов достижения цели: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для других людей и пр. Цель этапа - актуализация или нейтрализация различных эмоций для предстоящей деятельности.

2. Организационный – обеспечение, с учётом индивидуальных способностей, личностных качеств детей и конкретных обстоятельств, условий для успешного выполнения заданий, побуждение заинтересованности к познавательному процессу. Цель – помощь во включении в процесс, преодоление утомления, усталости, страха, неуверенности, стимуляция деятельности.

3. Результативный – организация деятельности таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для следующего задания. Цель – создание основы для формирования мотивов будущей деятельности.

Дошкольник обладает индивидуальным диапазоном задатков и возможностей, связанным с обогащением и усложнением механизмов его ментального, психологического и социального опыта. При одних условиях происходит интенсивное наращивание и прогрессирующее усложнение такого опыта, при других - процесс его накопления и интеграции оказывается замедленным и редуцированным. В конечном счете, именно процессы индивидуального опыта предопределяют его интеллектуальные и творческие возможности. Необходимость создания ситуации успеха каждому ребенку давно осознана педагогической общественностью. Успех называют топливом, поддерживающим костер интересов и стремлений. К.Д. Ушинский, например, представляет следующую последовательную цепочку: деятельность - ситуация успеха – интерес - вдохновение, которые должны привести к нужному для ребенка результату и желанию продолжать действовать дальше. В дополнительном образовании создание ситуации успеха – наиважнейшая педагогическая технология для дополнительного образования. Ее достижение в массовой практике УДОД в основном, связано с организацией и проведением различных интерактивных мероприятий интеллектуально-творческого характера (конкурсы, выступления, выставки авторских работ, ярмарки проектов, праздники.). Данные формы работы чаще реализуются, согласно двум сценариям. Первый заключается в том, что ребенок находится в ситуации сравнения его «достижений» с другими. Во втором варианте в сравнительную «борьбу за победу» вовлекаются команды (группы) детей. И в первом, и во втором случае существует опасность возникновения ситуаций неуспеха для «не победивших», не слишком активных, не слишком ярких детей, обезличенная общая победа, не подчеркивающая вклад каждого ребенка в общую копилку. В рамках данных сценариев необходимо номинирование индивидуально-личностного вклада каждого ребенка в общую победу, в достигнутый результат. Важным условием является обладание педагогами навыками «быстрого реагирования». Именно в этом и заключаются профессионализм, творчество и гуманность педагога, который в любой ситуации должен отыскать и поддерживать источник внутренних сил каждого ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание познания окружающего мира, создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и ощущал внутреннее удовлетворение, а это не что иное, как создание ситуации успеха. Для воспитанников дошкольного возраста особенно важны эмоционально доброжелательная атмосфера радости и одобрения, создаваемая как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты) средствами и приемами. Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть робость и смущение, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и взрослых - педагогов, родителей, окружающих.

2.2. Инструментарий самооценивания.

В учебной и методической литературе разработано много различных методик и инструментария по формированию контрольно-оценочной деятельности детей дошкольного возраста. В работе учреждения дополнительного образования используются различные психолого-педагогические методы и приемы, проводятся регулярные диагностические процедуры, совместно с психологической службой учреждения, где может быть создано специальное подразделение для работы с данным возрастным контингентом.

2.2.1. На занятиях (например, изобразительным искусством) детям предлагается выбор задания трех видов сложности: легкие, средней сложности и сложные. Каждый вид оценивается различным количеством баллов (5-сложные, 4-средние,3-легкие). При этом, если ребенок выбирает задание, но не справляется с ним-он в любом случае получает оценку, но – самое наименьшее количество баллов -1. На основе данной методики можно определить число выполненных и невыполненных заданий в зависимости от их степени трудности, что поможет планировать дальнейший учебный план; сделать вывод о соответствии уровня притязаний возможностям выполнения, адекватности или неадекватности реакции ребенка на успех или неудачу в работе (в первом случае уровень притязаний должен повышаться при успешном выполнении, во втором -понижаться или сохраняться при неудачах.), что позволит строить индивидуальную стратегию работы с каждым ребенком в зависимости от особенности его самооценки.

Как правило, в начале года по результатам данной методики дети делятся на 4 группы:

1. выбирающие после достижения успеха более сложные задания, а после неудачи-менее сложные;

2. выбирающие несложные заданий независимо от того, достигают они успеха или нет (избегающие ситуации неуспеха);

3.часто выбирающие сложные задания независимо от постигшей их неудачи, что может

говорить о неадекватно высокой самооценке, или высокой мотивации;

4.у которых достигаемый или недостигаемый успех не влияет на выбор задания, что может говорить, как о высокой мотивации к образовательному процессу (каждое задание-челлендж), так и об индифферентном к нему отношении.

Третья и четвертая группа – наименьшие по количеству. К концу учебного года, при систематическом использовании такой методики, вкупе с использованием приемов создания ситуации успеха («Эврика», «Эмоциональный всплеск», «Даю шанс» и др.), возрастает количество детей во всех группах, кроме 2. Наибольшая динамика роста-в группе 3, что позволяет говорить о росте самооценки у детей и/или повышении мотивации к деятельности.

2.2.2. В качестве инструмента само оценивания ребенком его работы на занятиях используются шкалы-отрезки, с помощью которых измеряются разные критерии выполненного задания (правильность выполнения задания, интересность, аккуратность, уровень сложности). Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые рисуются на доске (листе ватмана, и пр) на каждом уроке отдельно для каждого воспитанника.

П (правильность)


И (интересность)

А(аккуратность)


С (сложность)

С помощью педагога ребенок ставит крестик, либо другой значок на данной шкале, зная, что вверху ставят крестик в том случае, если данный критерий выполнен, соответственно внизу – если данный критерий не выполнен вообще. В свою очередь, педагог соотносит адекватность самооценки с каждым ребенком индивидуально, корректируя при необходимости.

2.2.3. Эффективным инструментом является взаимооценка. Оценка, полученная от сверстников в таком возрасте, как правило, воспринимается как более конкретная, весомая. При этом,  ребенку даётся право выбора: отказаться от оценки сверстника, не согласиться с ней или, наоборот, согласиться. Для начала, на примере оценивания педагога дети учатся формулировать оценочные фразы, используя методику «Две звезды и пожелание». Например, на занятиях по театральной деятельности педагог показывает детям театральный этюд, либо выразительно декламирует произведение, а затем, детям предлагается рассказать, что им понравилось больше всего, что им еще понравилось, и какие пожелания они хотели бы дать, чтобы задание было выполнено еще лучше. Так, из занятия в занятие, дети учатся правильно формулировать свои мысли, анализировать работу сверстников, увидеть свои и чужие успехи, чтобы использовать их в своем дальнейшем развитии, высказывать свое мнение. Главное условие оценивания –обязательное подчеркивание успешности по какому-нибудь из оцениваемых критериев, рекомендательный и доброжелательный характер пожеланий - способствует формированию адекватной позитивной самооценки. Кроме того, каждый раз воспитанники совершенствуются в умении оценивать свою и чужую деятельность, осознают, что она представляет сумму многих умений, что создает основу для формирования дифференцируемой самооценки.

Сравнительный анализ показал, что в результате проведённой работы по формированию самооценочной деятельности, показатели самооценки и учебной мотивации возросли по сравнению с началом учебного года.

Таким образом, можно говорить о том, что деятельность по формированию мотивации к осуществлению контрольно-оценочной деятельности с использованием создания ситуации успеха,  способствует, во-первых, появлению у дошкольников самой потребности и желания осуществлять контроль и давать адекватную оценку своей деятельности, во-вторых, поэтапное формирование контрольно-оценочных умений с постепенным усложнением требований к ним способствует достижению самостоятельности в оценочной деятельности воспитанников.

Заключение.
В настоящее время в российской образовательной системе главенствует гуманистическая тенденция развития, при которой главными ориентирами являются - целостное развитие личности, ее духовные и познавательные способности, самоорганизация и саморегуляция, приобщение к универсальным ценностям культуры. Главным инструментом достижения указанных целей является партнерство, взаимодействие, диалог, тесная связь с социальной средой. Поэтому организация образовательно-воспитательного процесса, будет эффективной при условии сотрудничества всех заинтересованных сторон, и только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности. Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности.

Большая самостоятельность и независимость от взрослых, которая появляется у дошкольников, расширение и усложнение взаимоотношений с окружающей средой дают ему возможность более полно и глубоко осознать и оценить себя. Знать оценочные и само- оценочные действия дошкольника очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое ребёнок включаются. С возрастом ребенок все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств, поэтому ее формирование происходит в процессе воспитания, а позднее – образовательном процессе, где главная роль принадлежит семье и образовательному учреждению. Работа по развитию умения адекватно оценивать свои действия является актуальной именно на этой возрастной ступени и для педагогов это должно стать наиважнейшей задачей в образовательно-воспитательном процессе.

Литература:



1. Авдеева Н.Н., Сильвестру А., Смирнова Е.О. Развитие представления о самом себе у ребёнка от рождения до семи лет// Воспитание, обучение и психическое развитие. -М., 1977. С. 28-29.

2. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. -М., 1980. С. 7-26, 38-63.ф

3. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания.
4. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?. - М.: Просвещение, 1991. - 14 с.

5. Белобрыкина О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации // Психолог в детском саду. – 2008, № 2. – С. 5 – 12.
6. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. -132 с.

7. Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. - М.: Просвещение, 1991.- 150с8 Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина.Воронеж : МОДЭК ; Москва : Институт практической психологии, 1997.-384 с.

8. Пинская М. А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учеб. пособие. - М.: Логос, 2010. - 264 с. 5.

9. Иванова В.Т. « О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всем на свете» - СПб., Образовательные проекты, 2011. - 160 с.

10. Теряева, С.В. Организация коммуникативного пространства на основе доверительных отношений в системе «педагоги-дети-родители» [Текст]: Монография / С.В. Теряева. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М., 1977. С. 2952, 88-89, 120-122.
12. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. -М-Воронеж 2001.-С. 139-142.

13. Bandura A. Social foundations of thought and action. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 1986. p. 116-122.

14. Burns R.B. Attitudes to self and three categories of others in a student group // Educational Studies, 1975, 1,181-183.

15. The Works of William James. 19 Volumes. Edited by Frederick H. Burkhardt, Fredson Bowers, and Ignas K. Skrupskelis. Cambridge, Mass., London, England: Harvard University Press, 1975 - 1988.

16. Wallerstein, Robert S. Erikson's Concept of Ego Identity Reconsidered, 1998 // Journal of the American Psychoanalytic Association 46 (1)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации