Статья на тему «Взаимодействие семьи и школы как основа организации патриотического воспитания школьников»
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
учитель начальных классов,
падагог – психолог
«МОУ СОШ №1 г. Новоузенска Саратовской области»
Уразова Елена Александровна
Как учитель начальных классов глубоко убеждена, что начальная школа – фундамент всего дальнейшего обучения. В начальной школе ребёнок приобретает знания и умения, овладевает способами действий, у него формируются важные личностные качества будущего гражданина.
Патриотизм, как одна из значимых ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.
В современном обществе в связи с экономическими реформами произошёл пересмотр духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. Как следствие, у современного молодого поколения часто проявляется равнодушие к своей Родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах.
Настораживает и развитие национал – радикальных организаций, стремящихся оказать своё влияние на молодежь.
Актуальность работы связана с тем, что здоровые силы общества и государство проявляют все больший интерес к проблеме возрождения системы патриотического воспитания в России.
Таким образом, одной из главных задач воспитания считаю формирование у ребят высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Выдающийся педагог К.Д. Ушинский обращал внимание взрослых на такой факт, что если на веточке молодого дерева посидит птичка, ветка уже меняет направление роста; так и ребенок: очень немного нужно, чтобы он изменил направление своего духовного развития.
Каждый маленький изъян в поведении ребенка, вырастая вместе с человеком, превращается в серьезную беду для общества. А зерно светлого благородного в его поведении со временем дает добрые всходы.
Вот почему важно так организовать жизнь ребенка, чтобы она была постоянным упражнением в нравственных поступках, чтобы она исключала возможность накопления отрицательного в воспитательном отношении опыта.
Планирование и осуществление воспитательного процесса дело ответственное и непростое.
И его результат будет только тогда, когда школа и семья будет работать в тесном сотрудничестве.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в воспитании, поскольку школьник участвует в этом процессе вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Таким образом, весь воспитательный процесс сосредоточен на создании благоприятных условий для формирования и развития высокопатриотической, творческой, образованной и активной личности.
Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.
На протяжении многих лет работы классным руководителем накоплен определённый опыт в данном направлении.
Мною ведется кружковая работа «Мой край – Земля Саратовская». На занятиях кружка дети расширяют знания о своей малой родине, осознают её значимость в жизни страны, участвуют в проектах, в том числе, и дистанционных, благодаря родителям узнают больше о традициях, культуре семей.
В рамках работы кружка и по плану воспитательной работы учащиеся вместе с родителями составляют родословную своих семей, узнают о династиях в профессии, пишут исследовательские работы. Ученица моего класса, Макарова Кристина, написала работу о профессии строителей «Династии семьи Макаровых» и приняла участие во всероссийском конкурсе «Династии России».
Результатом нашей совместной работы стало не только участие в конкурсах различного уровней, но формирование таких важных качеств как гордость за своих предков, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны, трудившихся в тылу, осуществляющих свой воинский патриотический долг.
Очень важно, когда каждый ученик чувствует значимость вклада своей семьи, её членов в дело всей страны. Отмечая дату вывода войск из Афганистана, говоря об этом важном событии, мы с ребятами совершили экскурсию в Народный парк, в котором воздвигнут памятник участникам Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов. Прототипом создания этого памятника, является дедушка ученика нашего класса Альхова Саши, Рябикин Валерий, воевавший в Афганистане. Дедушки, к сожалению, уже нет в живых, но чувство гордости за выполненный воинский долг деда перед Отечеством, прочно сформировались у внука на всю жизнь, так как детские воспоминания самые эмоционально - яркие.
С чувством великой благодарности ребята приносят свои цветы к памятникам героев, в Дни Великой Победы.
Накануне каждой годовщины Великого праздника в начальной школе проводится конкурс - смотр строя и песни. На мероприятии присутствуют родители обучающихся. Учащиеся соревнуются в строевой ходьбе, маршируют, выполняют строевые команды, поют военные песни. Каждый класс представляет своё выступление в военной экипировке: в костюмах, в пилотках, тельняшках.
Это мероприятие стало уже традиционным. Оно формирует гражданскую позицию, прививает уважение к воинским достижениям великого русского народа.
В майские дни мы с ребятами и родителями совершаем экскурсию в городской парк к Мемориалу Победы.
В предыдущие годы дети с цветами вместе с родителями приходили к Мемориалу на митинг, посвященный Дню Победы. Многие ребята с интересом обнаруживали фамилии своих родственников на плитах, узнавали предков на фотографиях.
В этом учебном году была проведена акция «Окна Победы», в которой участвовали ученики и моего класса вместе с родителями.
Проекты «Голубь мира», «Журавлик памяти» стали традиционными. Через них ребята благодаря информации родителей узнают о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, пишут исследовательские работы, создаются групповые проекты такие как: «Мой дед на войне», «Труд моих предков в тылу».
Считаю, что все проведённые мероприятия способствовали формированию у учащихся высокого патриотического сознания.
Наш Новоузенский район многонациональный. Ежегодно в школе проходит «Этнографический фестиваль», который является итоговым проектом по изучению самобытности народов и народностей, проживающих на территории района. Мы с ребятами изучали фольклор, традиции, культуру, обычаи одного из народов, проживающих на территории района. С помощью родителей создавались национальные костюмы, приготавливалось национальное блюдо, устраивалось мини - национальное подворье. Родители активно вовлекаются в этот проект, так как патриотическая идея является мощным мотивом сплочения национальных групп, выступает важнейшей духовной составляющей личности.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.
Важной формой взаимодействия семьи и школы является сотрудничество с Новоузенским станичным казачьим обществом, проведённые классные часы, совместные праздники и проекты с атаманом и есаулом, отложили отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания учащихся. Несколько учащихся класса занимаются в казаческом клубе. Отрадно, что воспитанники клуба награждаются медалями за достижения в деятельности казачества.
Важной формой воспитания любви к малой родине, формированию юного гражданина является сотрудничество с краеведческим музеем, который функционирует в городе.
Любой регион в социальном отношении – это люди. Их отношение к своей стране, городу, школе, степень удовлетворенности своей жизнью накладывают отпечаток на уровень гражданско-патриотического самосознания. Мы вместе с ребятами и родителями хорошо изучили все залы нашего музея и постоянно посещаем новые выставки, отражающие прошлое и настоящее Новоузенского района.
Экскурсии на предприятия города также помогают воспитывать чувства любви к малой родине и ее людям, проживающим, трудящимся, прославляющих свой район.
Замечательное направление «Мой брат, друг, сосед служит в армии». Два ученика моего класса Власенко Евгений, Ахметов Равиль имеют братьев, которые в настоящий момент проходят службу в армии. Мальчики вместе с родителями находятся в тесном контакте со своими близкими: звонят, пишут письма, отправляют посылки, тем самым заботятся о своих родственниках, лучше узнают о месте, условиях, особенностях службы. Данная работа способствует расширению кругозора, укреплению внутрисемейных связей, воспитание ценностей семьи, воинского долга, ответственности за безопасность Отечества.
Сотрудничество с родителями пограничной части оказывает ощутимую роль на формирование гражданско – патриотического воспитания молодого поколения. В классе у троих ребят папы пограничники.
Об их нелегкой работе по охране неприкосновенности государственных границ написали их дети. Исследовательский проект «Мой папа – пограничник» Утегалиева Алина и Ермакова Яна представили в пограничной форме на школьной научно – практической конференции «Юникс». Особенно приятно, что конференции присутствовал папа Утегалиевой Алины, служащий воинской части №2129 № г. Новоузенска.
Будущее неразрывно связано с настоящим. Сегодня и завтра ребенка-это разные ступени единого процесса развития. Если сегодня ученик живет, сопрягая свои интересы с интересами своих родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотносить свои жизненные планы с интересами общества.
Считаю важным, чтобы каждая семья осознала: воспитывая своих детей, она выполняет часть дела, которое стало в нашей стране общенародным, дела формирования нашей юной смены.
Дети наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда…Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое - нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.
Список использованной литературы и источников
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Столяренко В.Е. Психология и педагогика. - Ростов н/д: Феникс, 2014. - 636 с.
2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис - пресс, 2002. - 224 с.
3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. -М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496с.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000. -176 с.