12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Екатерина677
Россия, Ярославская обл.

Статья: «Взаимодействие школы и семьи на этапе профессионального самоопределения школьников»

Аннотация: В статье рассмотрены трудности и пути возможного взаимодействия школы и семьи на этапе выбора профессии.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, взаимодействие, школа,семья.

Abstract: the article discusses the difficulties and ways of possible interaction between school and family at the stage of choosing a profession.

Keywords: professional self-determination, interaction, school, family.

Успешность профессионального самоопределения зависит от осознания человеком того, что я сам выбрал профессиональный путь. Проектирование собственной жизни предполагает активную жизненную позицию, связывающую психологическое настоящее и психологическое будущее. Но безусловно, для того чтобы выбрать профессию старшекласснику необходимо взаимодействие школы (учителей, педагога-психолога) и семьи (не только родственники, но и друзья)

Актуальность исследования профессионального самоопределения обусловлена глубокими экономическими преобразованиями в России и связана с переориентацией производства, исчезновением одних профессий и появлением других.

Выпускники школ очень часто не подготовлены к новым требованиям социально-экономической ситуации, далеко не все старшеклассники могут выбрать профессию и связанное с ней дальнейшее обучение. Юношам и девушкам трудно ориентироваться в различных профессиях, так как часто в основе их отношения к профессиональной деятельности лежит не свой собственный, а чужой опыт. Нередко из-за этого происходят ошибки в профессиональном выборе, замедляется профессиональная адаптация, появляется чувство неудовлетворенности собой, все это оказывает влияние на построение жизненных перспектив.

Н. С. Пряжников видит сущность профессионального самоопределения в самостоятельном и осознанном нахождении смыслов выполняемой работы в конкретной исторической социально-экономической ситуации. Он предложил модель, включающая следующие компоненты: осознание ценности труда и профессиональной подготовки, ориентировка в социально-экономической ситуации, общая осведомленность в мире профессий, нахождение информации о специальностях и профессиях, учебных заведениях, представление о возможных трудностях достижения профессиональных целей, поиск альтернативных вариантов выбора профессии, реализация личной профессиональной перспективы.

Профессиональное самоопределение начинает формироваться еще в дошкольном возрасте, проявляясь в избирательном отношении к сюжетно-ролевым играм. Продолжает свое развитие в младшем школьном возрасте – выражаются учебно – познавательные интересы, в подростковом возрасте склонности и способности к учебным предметам.

В возрасте ранней юности профессиональное самоопределение становится одним из центральных психологических новообразований. Находясь на пороге самостоятельной взрослой жизни, девушки и юноши должны стать субъектами своей будущей профессиональной жизни: старшеклассникам необходимо выбрать профессиональное учебное заведение, учащимся системы начального и среднего профессионального образования — определить свое отношение к получаемой профессии.

Ведущим видом деятельности в этом возрасте становится учебно- профессиональная. Она составляет базу для психологически обоснованного и компетентного выбора будущей профессии. Чтобы стать личностно - образующей и профессионально ориентированной, ведущая деятельность должна быть вариативной и дифференцированной. Избирательное отношение юношей к учебным предметам устанавливает необходимость вариативного обучения. А сформированные к этому времени склонности и способности говорят о необходимости еще большей дифференциации школьного образования. Так, согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, с 2020 года в школах должно быть предусмотрено профильное обучение для старшеклассников. Именно такая дифференциация образования старшеклассников в наибольшей мере соответствует психологии ранней юности.

Задача родителей при выборе профессии: не навязывать свой надуманный выбор, прислушиваться к желаниям своего ребенка, рекомендациям школьного педагога-психолога. Смотреть на интересы, желания и возможности школьника. Помочь разобраться с возможными специальностями в университетах.

Задача психолога: проводить профориентационные мероприятия беседы, индивидуальные консультации, давать рекомендации родителям на дом.

Важно взаимодействие не только педагога-психолога с родителями, но и предметных учителей, которые так же могут порекомендовать информацию на которой более конкретно специализируются.

Чтобы помочь выбрать профессию, можно следующие методики:

1) «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчарова

2) «Диагностика профессиональных установок подростков» И.М. Кондаков

3) «Опросник профессиональной готовности» Л. Н. Кабардова

4) «Готовность к выбору профессии» А. П. Чернявская

5) «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенский»

При активном взаимодействии школы и родителей процесс профессионального самоопределения будет эффективным и позволит школьнику выбрать достойную профессию. Ведь, выбор профессии- это длительный, часто многолетний процесс активного личностного самоопределения, выбор образа жизни, судьбы, пути развития.



Список литературы

1. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст]: Психологическое исследование/ Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. - 464 с. 

2. Борисова, Е. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е. М. Борисова, К. М. Гуревич // Вопросы психологии. - 1988. -№ 1. - С. 77-82.

3. Врублевская, М.М. Профориентационная работа в школе [Текст]: метод. рекомендации / М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004. -80 с. ( Овчарова стр.7-9)

4. Завоеванная Н. С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятии, и подходы к изучению// Наука. Мысль: электронный периодический журнал.- №11.-2014 .- С. 6-15. То же [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-gotovnost-kratkaya-istoriya-osnovnye-ponyatiya-i-podhody-k-izucheniyu/viewer

5. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика [Текст]/ Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова, А. М. Павлова.- Академический проект, 2008.-192с.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с. То же [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.kirovipk.ru/sites/default/files/dokumenty/zeer_e.f._psihologiya_professiy.pdf

7. Зеер Э. Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности [Текст]: Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.