Доклад «Взаимодействие семьи и школы в системе образования»

1
0
Материал опубликован 28 August

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Актуальность заинтересованности законных представителей в образовании детей вызвано позитивным воздействием родителей в школьную жизни детей. Все - таки успешность реализуемых средств взаимосвязь семьи и школы до настоящего времени сохраняется спорной.

Ключевые слова: сотрудничество (взаимосвязь) семьи и школы, активизация родителей, обучение.

 

Взаимосвязь семьи и школы всегда считалось ключевой задачей в воспитании. В Древнем мире система воспитания и обучения состояла из двух составляющих – школьного и семейного. Так, например, Конфуций читал, что нормы поведения, привитые в семье, должны соответствовать правилам поведения в государстве. В Древнем Вавилоне семья рассматривалась как важный фактор воспитания дисциплины и нравственности. Аристотель

предлагал до семи лет воспитывать ребенка в семье, затем в государственных учреждениях. Квинтилиан М. Ф. предпочитал организованное школьное образование домашнему. Мыслители подчеркивали важность семейного воспитания в детские годы и необходимость обучения в школе как одного из важных условий формирования гражданина – человека государства.

В настоящее время одной из основных проблем считается сотрудничество семьи и школы. Успех в труде по обучению и воспитанию детей возможен лишь, когда все представители педагогического процесса – учителя, родители, воспитанники, – оказываются сплоченным коллективом, обретают полное взаимопонимание.

«Самое сложное в работе с детьми –это работа с их родителями» - так глаголит старый школьное высказывание.

Эффективность деятельности школы по обучению и воспитанию детей обусловлено тем, что, насколько полноценно сформировано сотрудничество педагогов с родителями. Ведь до зачисления ребенка в школу родители становятся его главным наставником.

Зачастую мамы и папы не понимают значимость активного сотрудничества с школьным объединением, некоторые намеренно отстраняются от воспитания детей, а значительная часть остаются пассивными зрителями.  Т.к. в инновационной экономической сфере многих волнует, прежде, благосостояние семьи.

Как привлечь родителей в образовательное учреждение, к проблемам, удачам и неудачам? Как изменить отношение законных представителей к школе в общем, и к развитию ребенка в том числе? 

В текущей обстановке школе выдвигается много претензий, направленных на усовершенствование уровня образования. В наибольшей степени значимым является отношение преподавателя с родственниками обучающегося. В профессиональной деятельности педагога выделяют такие трудовые действия, как применение созидательных просветительских усилий для родителей обучающихся, поддержка семьи в урегулировании споров воспитания ребенка, внедрение, вместе с родителями, программ личностного роста ребенка.

В. Сухомлинский - великий русский педагог говорит: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». [4]

Взаимоотношения образовательной организации и семьи – это общение преподавателей, родителей и учащихся в ходе их совместной работы.

Главным институтом воспитания ребенка считается семья. Непосредственно там закладывается ценность человека, цели на будущее. Семья прививает социальные нормы, формирует мировоззрение и этические правила поведения. В семье ребенок приобретает первые знания об общественной жизни, людях и их взаимоотношениях друг с другом. Также получает сведения о событиях, происходящих в обществе, и узнает мнение родителей о них. Семья формирует у ребенка творческий потенциал и интересы, дает первые представления о правилах хорошего тона, приучает к труду.

«Взаимодействием называется процесс воздействия субъектов друг на друга, рождающий их взаимосвязь. Взаимодействием людей, объектов друг с другом называют такие процессы, действия, состояния, в которых все участники процесса оказывают влияние друг на друга и совместно влияют на что-то иное» [5].

Школа выступает в качестве инициатора воспитания детей и корректирует неправильный рост и развитие в семье. Помогает формированию личности с помощью различных наук, поддержания дисциплины, прививает ребенку чувство добросовестности и самостоятельности.

Задача педагога - создать в семье условия, необходимые для становления индивидуальности ребенка. Обучить обмениваться опытом, проговаривать ситуации, сообща находить и способы их решения, т.е. сделать законных представителей своими сторонниками в процессе воспитания и просвещения. Так родители из пассивных наблюдателей стали постоянными деятелями процесса воспитания и обучения своих детей. 

Для сохранения регулярного общения школы с семьей, педагог должен давать законным представителям педагогические советы, оказывать профессиональную поддержку. У каждой школы в работе с родителями имеется свой опыт. [3]

Одной из главных задач ФГОС НОО является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей [6].

Рассматривая совместную заинтересованность родителей в школьную жизнь и образовательную деятельность, можем сделать вывод, что она подразумевает разнообразные формы и способы действий родителей, которые непосредственно относится к образованию их детей.

Важно отметить, что учащиеся добиваются более высоких результатов, личного успеха, хорошего эмоционального здоровья, становятся гармоничными личностями, если родители принимают интенсивное участие в их учебе и школьной жизни. Термин «вовлеченность родителей в образовательный процесс» охватывает многообразные способы действий и поведения родителей, которые так или иначе связаны с образованием их детей. Вовлеченность может быть как домашней (организация совместного досуга, контроль домашнего задания), так и школьной (посещение родительских учебных семинаров и собраний). Родительскую вовлеченность в образование детей определяют также как «коммуникацию семьи со школой и со своими детьми для содействия успеху в учебе» [1]

Бесспорно, родительская погруженность в образование детей служит

комплексным конструктом, который охватывает как прямое отношение к урокам, так и свободную помощь учебному заведению в разработке мероприятий, участие в школьных собраниях, а также проговаривание с педагогами вопросов просвещения детей в школе, домашнего обучения и воспитания.

Родительское собрание –вид действий с законными представителями, где рассматриваются сложные моменты бытия классного и родительского сообщества. Обсуждения жизни класса полезны родителям и учителю. Т. к. здесь родители получают истинную картину о школьной жизни и воспитании ребенка, а преподаватель – интересующий материал для более детального понимания трудностей ученика. Нахождение родителей на школьных собраниях оказывает расширенное понимание основных учебно-воспитательных моментов, представленные учебным заведением.

Важным фактором, определяющим участие родителей в школьной

жизни - успеваемость детей. Учебные показатели выше у тех учащихся, если родители чаще бывают в образовательном учреждении.

В настоящее время нацеленность российского образования направлена на распределение современных технологий во все сферы производства и общественную жизнь. Разработка ЭОР (электронных образовательных ресурсов) нового поколения порождает эффективную трансформацию результатов образования, рост реализации индивидуальных образовательных программ и предоставляет совершенно иную степень образовательных услуг. И так, актуальность «электронного школьного дневника» бесспорно, поскольку на современном уровне развития информационно - коммуникационных технологий родители, выходят в Интернет, и дистанционно следят за педагогической составляющей своих детей.

Следовательно, главными особенностями «вовлеченного родителя» служат «эффективная» посещаемость учебного заведения, включая взаимоотношения с учителями, общий школьный и домашний досуг по желанию детей и взрослых, а также проверка домашнего задания. В дополнение, современным учебным заведениям необходимо принимать во внимание образ жизни большинство семей.

 

 

1. Гайворонская Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании //

Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва). М.: Буки-Веди, 2012. С. 243–245

2. Мамайчук, И. И. Психолого-педагогическая помощь семье [Текст] / И.И. Мамайчук, Л.А. Киреева. – Л.: Знание, 1986. – 30 с

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025 г.г.) [Текст]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 // Собрание законодательства. 2015.

4. Сухомлинский Василий Александрович. издательство: Тион, 2023 г., с-416. https://www.labirint.ru/books/993651/

5.Толковый словарь русского языка под ред. Д.В. Дмитриева- Москва: Астрель [и др.], 2003 (ГУП ИПК Ульян. Дом печати). - 989 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс]. URL: http.минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 25.04. 2018).


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.