12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мальцева Светлана Анатольевна72
Россия, Хабаровский край, Бикин
2

Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов в рамках организации обучения и воспитания, коррекционно-развивающей деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Взаимодействие специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов в рамках организации обучения и воспитания, коррекционно-развивающей деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


         В условиях реализации регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» от педагогов образовательного учреждения, реализующего адаптированные образовательные программы, требуется не просто знания особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но и знание путей их профессионального сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут развития, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Залогом успешности этого образовательного процесса является система службы психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения. 

Деятельность Службы нашего образовательного учреждения можно рассматривать как один из вариантов, обеспечивающих благоприятные условия для реализации сопровождения при решении образовательных задач, предусмотренных ФГОС. В состав Службы включены: социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы. При такой организации весь остальной педагогический коллектив находится в пассивной позиции, как бы за границей Службы. В нашем случае можно выделить: специалистов сопровождения, участников сопровождения, административный совет.

Специалисты сопровождения (социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы) играют ведущую роль на уровне школы. Они реализуют диагностические, профилактические программы, охватывающие значительное количество учащихся, проводят мониторинги, предусмотренные планами работы специалистов. Информация, получаемая в результате диагностики и мониторинга, помогает участникам сопровождения (педагогам, воспитателям, классным руководителям) и самим специалистам в написании рабочих программ, планировании воспитательных мероприятий и т.п.

Участники сопровождения (все педагоги, в том числе и педагоги дополнительного образования, воспитатели) осуществляют свою профессиональную деятельность с учетов рекомендаций специалистов сопровождения и играют ведущую роль на уровне класса. Центральное место среди участников сопровождения принадлежит классным руководителям, поскольку они собирают и обобщают информацию о каждом обучающемся и, по сути дела, «держат руку на пульсе», являются кураторами процесса сопровождения в своем классе, осуществляя связь со специалистами, другими участниками сопровождения, родителями.

Административный совет (директор, руководитель службы сопровождения, заместители директора школы-интерната) разрабатывает стратегии сопровождения и осуществляет контроль деятельности Службы. 

Взаимодействие педагогов и всех участников Службы, при реализации образовательных маршрутов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется разными путями: поклассные совещания (проводятся с целью отслеживания текущего состояния дел в каждом классе, оперативного решения возникающих проблем и контроля исполнения предшествующих решений); малые педагогические совещания (проводятся с целью профилактики и оперативного решения проблем, возникающих в «критические» периоды школьной жизни: поступление в 1-й класс (адаптация), переход в 5-й класс, в среднюю школу (адаптация), окончание средней школы); консилиумы (проводятся с целью рассмотрения и решения наиболее сложных проблем сопровождения).

Описанное выше организационное обеспечение Службы делает работу специалистов службы сопровождения, в том числе педагогов и классных руководителей, востребованной и «вынуждает» включать рекомендации специалистов в работу всех участников сопровождения, т.е. тех, кому они, в первую очередь адресованы, осуществлять контроль исполнения принятых решений, обратную связь, формулировать новые запросы специалистам.

Без организации взаимодействия всех членов педагогического коллектива эффективность деятельности Службы сопровождения будет низкой, т.к. останется невостребованной информация полученная специалистами службы, а отсутствие обязательной обратной связи, контроля будут мешать реализовывать необходимые мероприятия в полном объеме.

Разрешите представить вашему вниманию систему взаимодействия педагогов-психологов с педагогическим коллективом в рамках достижения основной цели психологической службы сопровождения. А именно в цели – изучения и создания условий, максимально содействующих развитию индивидуальности обучающегося и его социализации в социуме.

         В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функциональными обязанностями педагоги-психологи осуществляют следующие виды деятельности: консультативную, диагностико-аналитическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и др. Так же как и остальные специалисты Службы, педагоги-психологи принимают участие в разработке и реализации программы коррекционной работы. На основе собственных психологических исследований и совместно с остальными участниками образовательного процесса:

- оказывают консультативную помощь в разработке АООП, СИПР, организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с  УО (ИН);

формируют  информационно-образовательную среду, повышающую возможность субъектов образовательного процесса в получении свободного доступа к информационным ресурсам;

- устанавливают актуальный уровень когнитивного развития обучающихся, определяют зону ближайшего развития;

- выявляют особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;

- определяют направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы;

- помогают учителю, тьютору и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие с родителями обучающегося;

- повышают психологическую компетентность педагогов, воспитателей, тьюторов и других специалистов, а также родителей;

- проводят консультирование всех участников образовательного процесса;

- совместно с администрацией школы-интерната проводят работу по профилактике и преодолению конфликтных ситуаций, работу по профилактике девиантного и рискованного поведения.

Педагогами-психологами школы-интерната определены основные задачи: разъяснение учителям, воспитателям, администрации школы, другим специалистам тех или иных особенностей поведения обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия  с ним; отслеживание динамики адаптации обучающегося в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у педагога, тьютора или воспитателя.

Совместная работа педагогов-психологов с другими педагогами школы начинается уже на этапе первичного обследования обучающегося. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня развития когнитивных процессов, сформированности разных видов деятельности, особенностей личностного развития.

В ежедневной работе связь педагогов-психологов со специалистами службы сопровождения заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий, взаимопосещениях. Проводятся совместные заседания школьных методических объединений.

В течение всего учебного года педагогами-психологами совместно с учителями-логопедами и учителями-дефектологами подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.

Рекомендации педагогов-психологов, полученные учителями, тьюторами, воспитателями дают возможность правильно построить работу с классом или группой, найти индивидуальный подход к тем детям, у которых не вполне сформированы те или иные виды деятельности, создать положительный микроклимат в классном коллективе.

Педагоги-психологи совместно работают со всеми участниками образовательного процесса, при этом главное, чтобы в центре всей их деятельности находились интересы детей. Этот ориентир – интересы ребенка – нельзя терять ни в коем случае. Результатом сотрудничества должна быть успешная социализация обучающихся, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем  эффективная самореализация в профессиональной и социальной деятельности.

Опубликовано


Комментарии (2)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 29.10.20 в 09:33 0Ответить Пожаловаться
Материал дублируется три раза!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.