Организация работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения одарённых школьников
Организация работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения одарённых школьников
В обществе, которое опирается на новые интеллектуальные и информационные технологии, главенствующая роль отводится «человеческому капиталу» – высококвалифицированным и высокообразованным людям. Особое внимание в таком современном обществе должно уделяться таланту, одаренности на всех этапах человеческой жизни, особенно в период взросления. Следовательно, одной из приоритетных задач современной педагогики является создание необходимых условий, которые способствуют выявлению и развитию одарённых детей, реализации их потенциальных возможностей в образовательном процессе. Организация работы с талантливыми учащимися, создание психолого-педагогических условий для обеспечения развития личности одаренного ребёнка – это достижение нового уровня качества образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся в рамках образовательного процесса выступает в качестве особой культуры поддержки и помощи школьнику в разрешении задач воспитания, обучения, социализации. К работе по выявлению, сопровождению одаренных детей и созданию «безбарьерной» образовательной среды привлекаются специалисты разных областей: педагоги, воспитатели, психологи, эксперты в той или иной предметной деятельности и др. Специалисты должны работать в одной связке с членами семьи талантливых детей.
Цель организации психолого-педагогического сопровождения - создание условий для всестороннего и гармоничного развития одаренного школьника.
Основными задачами сопровождения являются:
1) предупреждение возникновения возможных проблем развития одарённого ребенка;
2) содействие в решении актуальных задач обучения, социализации и др.: трудностей в учёбе, проблем, связанных с выбором образовательного маршрута, нарушений в эмоционально-волевой сфере, проблем личностных взаимоотношений с педагогами, родителями или ровесниками.
Эффективность решения проблем, связанных с обучением и воспитанием одарённого ребенка, зависит не только от усилий учителей и других работников учебного заведения, но и от готовности родителей создавать благоприятные условия для творческого самосовершенствования их ребенка.
На наш взгляд, проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности родителей заключается в том, что они нередко создают в семье атмосферу «захваливания» либо, наоборот, непонимания и отчуждения. Неадекватная оценка своих детей часто формируется вследствие стремления родителей к собственной самореализации за счет собственного одаренного ребенка. Завышенные требования родителей приводят нередко к возникновению перенапряжения организма ребёнка, к развитию у них тех или иных комплексов, которые зачастую связаны с чрезмерно высокой ответственностью за результаты своей деятельности. Кроме того, причиной подавления высокой познавательной активности талантливых ребят нередко является незнание и непонимание родителями специфики интересов и ключевых закономерностей развития одаренности детей.
Исследования специалистов, а также собственный опыт работы показывает, что родители часто испытывают сложности во взаимоотношениях со своим одарённым ребенком и нередко ощущают потребность в поддержке и квалифицированной помощи учителей и других специалистов. Именно поэтому проблема психолого-педагогической поддержки родителей одарённых детей является актуальной.
Под взаимодействием родителей с одарёнными детьми будем понимать «социально-значимую деятельность, обеспечивающую раскрытие и развитие одаренности ребенка» [6].
Представим модель психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей:
Рассмотрим подробнее компоненты предложенной модели.
Целевой компонент определяет цель, стоящую перед педагогом, - обеспечить психолого-педагогическое сопровождение родителей, подготовить их к взаимодействию с одаренным ребенком.
При постановке цели учитывались социально-личностные потребности 1) общества в одаренных, творческих компетентных граждан России, способных проявлять свои способности в современных условиях; 2) семьи в развитии индивидуальной личности ребёнка в целом и его творческих способностей в частности; 3) ребёнка в реализации своих способностей и творческого потенциала.
Постановка цели предполагает решение следующих задач:
1) создать необходимые условия с целью мотивации родителей к взаимодействию с ребенком, проявляющим способности; 2) передавать родителям знания об одарённости как феномене, о её природе, психологических особенностях и способах проявления детской одарённости, особенностях взаимодействия с таким ребенком; 3) организовать обучение родителей способам взаимодействия со своим одарённым ребенком.
Компонент методологического обеспечения включает в себя условия, подходы и принципы организации процесса сопровождения родителей в процессе работы с одаренным ребенком.
Среди эффективных условий взаимодействия семьи и ребёнка отметим следующие:
1) безусловная поддержка родителями детской одаренности;
2) подключение учителей, родителей к совместной с детьми социокультурной деятельности;
3) учет индивидуальных потребностей родителей в плане реализации творческого и интеллектуального потенциала их ребёнка.
Основные подходы: антропологический, личностно-ориентированный, системный.
Основными принципами являются следующие: 1) опоры на воспитательный потенциал семьи, который предполагает активизацию субъектной роли родителей, признание их потенциальных воспитательных возможностей; 2) диалогичности, который предполагает преобразование суперпозиции учителя и субординированной позиции родителя в личностно равноправные позиции сотрудничающих людей; 3) проблематизации, предполагающей изменение ролей и функций педагога и родителей, когда учитель должен не воспитывать, а актуализировать, стимулировать стремление родителей к личностному росту; создавать условия для самосовершенствования, саморазвития родителей, для самостоятельного обнаружения и постановки проблем; 4) рефлексии, который предполагает постоянное осмысление, анализ и перестройку родителями собственного опыта, обеспечивающие продвижение в своем саморазвитии и самовоспитании [6].
Организационно-деятельностный компонент – это методы, средства и формы организации процесса подготовки родителей к взаимодействию с одаренными детьми.
В нашей работе мы используем следующие методы работы с родителями: рефлексивные методы, «мозгового штурм», дискуссии, тренинги, разыгрывание конкретных ситуаций, их анализ и т.д..
Ведущими формами педагогического просвещения родителей являются: лекции, беседы педагогического содержания, родительские собрания, родительские конференции и конференции с участием родителей, «круглые столы», вечера вопросов и ответов и т.д. Кроме того, при организации совместной коллективно-творческой деятельности использовались следующие формы: тематические праздники, совместные вечера досуга, фестивали семейного творчества, защита творческих семейных проектов и т.д.
Среди средств выделим: обучающие, диагностические, материальные.
Содержательный блок модели психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей представлен:
1. Программой подготовки родителей к взаимодействию с одаренными детьми, реализуемой по следующим основным направлениям:
- курс «Поддержка детской одаренности» (тематические практико-ориентированные занятия с родителями);
- тренинг для родителей «Условия эффективного взаимодействия родителей и детей»;
- совместно осуществляемая коллективно-творческая деятельность родителей и их детей;
- индивидуальная работа с родителями.
2. Методическими рекомендациями для родителей одарённых детей.
Процесс сопровождения родителей проходит следующие этапы: 1) аналитико – проектировочный; 2) этап реализации; 3) рефлексивно-обобщающий; 4) оценочно-коррекционный этап.
Наконец результативный блок представляет собой результат внедрения модели сопровождения родителей в процессе их подготовки к взаимодействию с одаренным ребенком.
Нами был отобран комплекс диагностических методик (педагогическое наблюдение, анкетирование, выполнение практических заданий, анализ родительских сочинений, тесты Е.Н. Пановой, Д. Льюиса, В.С. Юркевич, Р. Кеттела, Е.В. Беловой, И.М. Юсупова и др.), позволивший получить объективную информацию о степени готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком и тем самым провести анализ эффективности предложенной модели.
Приведём в качестве примера результаты опроса родителей и детей по методике И. Марковской (ВРР), выявившей позитивную динамику развития их взаимодействия.
В опросе приняли участие родители троих учеников Б****, С****, Ш**** на первом аналитико – проектировочном этапе и на третьем рефлексивно-обобщающем этапе, для того чтобы наглядно увидеть изменения отношения родителей к своим одарённым детям.
Уровень взаимодействия | 2018-2019 уч.г. | 2020-2021 уч.г. | ||||
Б**** | С**** | Ш**** | Б**** | С**** | Ш**** | |
Низкий уровень взаимодействия | + | - | - | - | - | - |
Средний уровень взаимодействия | - | + | + | + | - | - |
Высокий уровень взаимодействия | - | - | - | - | + | + |
Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что при внедрении модели психолого-педагогического сопровождения родителей одаренных детей развитие готовности родителей к взаимодействию с одаренным ребенком более успешно.
Итак, в основу организации работы с родителями одарённого ребёнка должно быть положено признание приоритета семейного воспитания, что предусматривает необходимость пересмотра характера взаимоотношений родителей и образовательного учреждения на основе сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
На наш взгляд, достижение цели, поставленной в процессе реализации модели психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и их родителей, определяется соблюдением следующих условий: безусловной поддержки родителями детской одаренности; подключением учителей, родителей к совместной с детьми социокультурной деятельности; учетом индивидуальных потребностей родителей в плане реализации творческого и интеллектуального потенциала их ребёнка.
Список литературы
1. Дудырева Н.В. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными обучающимися: дисс….канд. псих. наук: 19.00.07. Ярославль, 2013. 249 с.
2. Квимсадзе Е. Е., Кошманова Ю. А. Работа с одарёнными детьми в образовательном учреждении //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (19). С. 42-46.
3. Красильникова С. Ю. Работа с одаренными детьми в начальной школе // Молодой ученый. 2014. №20. С. 589-591.
4. Образовательная инициатива «Наша новая школа» // http:// www. school27.orel.ru/project.htm.
5. Чегодаев А.В. Особенности работы с одарёнными детьми в учебном заведении инновационного типа // Вопросы территориального развития. - Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН. 2013. № 8 (8). С. 4-8.
6. Якина Ю.И. Особенности семейного воспитания одаренного ребенка// Детство: материалы регион. виртуальной науч.-практ. конф. Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2007. С. 35-39.
8