Статья «Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно знать современному родителю о школе?»
«Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно знать современному родителю о школе?»
(материал выступления в рамках семинара: «Организация группы поддержки по разрешению конфликтных ситуаций с родителями обучающихся. Актуальность, польза и ресурсы»).
Автор материала:
Д. М. Капов
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев
Педагогическое мастерство, в основе своей, держится не только на умении качественно, доступно и грамотно подать учебный материал, научить и воспитать, но еще и выстроить качественно-полезную взаимосвязь со взрослыми, а именно, с родителями и\или законными представителями обучающихся.
Коммуникация педагога с родителями является важным компонентом, как в начальной, так и в старшей школе, и направлено оно (в первую очередь), на создание единого гармоничного воспитательно-образовательного пространства.
Взаимодействие с родителями дает возможность педагогу лучше узнать ребенка, понять его индивидуальные особенности, определить оптимальный подход к развитию ребенка и формированию его ценностных ориентиров.
Не менее важным, в контексте коммуникации педагог-родитель, является, и готовность родителей иди на этот контакт, но (увы), не всегда так получается.
Перед тем, как исследовать вопрос о том, что должны знать родители о школе, мы провели независимый опрос педагогов различных образовательных учреждений, на предмет выявления типичных причин «неконтакта» с родителями.
Проведя анализ опроса, мы выделили несколько причин:
Незаинтересованность родителей в школьной жизни;
Отсутствие критического отношения к ребенку;
Чрезмерная опека;
Игнорирование актуальных потребностей ребенка;
Неблагоприятные семейно-бытовые условия;
Анонимные жалобы на учителей со стороны родителей ;
Недоверие к учителю со стороны родителей.
Успех сотрудничества «педагог-родитель» зависит не только от соблюдения учителем этических и педагогических требований, но и от позитивного отношения родителей к участию в этом сотрудничестве.
Учитель, как профессионал своей деятельности, всегда должен стремиться к построению конструктивного диалога и продуктивных взаимоотношений с родителями: наладить контакт , не отталкивать обратившихся за помощью родителей, укреплять и поддерживать у родителей уверенность в своем ребенке, и тд.
Очень важно демонстрировать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку.
Для наиболее продуктивного взаимодействия с родителями и\или законными представителями, каждый педагог может (совместно с родителями) составить кодекс взаимоотношений педагога и родителей.
С одной стороной вопроса мы ознакомились, а как обстоят дела с другой?
В процессе понимания отношения родителей к школьной жизни и педагогической деятельности, мы часто можем слышать мнение, подобное «Школа должна воспитывать и обучать детей», «Школа должна создавать условия для развития и становления личности ребенка», «Школа должна!»
И действительно, школа должна, но не следует забывать и о том, что родители (в первую очередь), ответственны за воспитание своих детей, и всегда должны помнить о том, что базовые качества и основы воспитания закладываются в семье, а далее (в школе, они уже корректируются, дополняются, совершенствуются).
Однажды, я услышал, что «Современная школа совсем не направлена на создание условий для грамотного, качественного и продуктивного обучения детей. Школа стала потребителем, и исходит из той позиции, что дети все равно придут, потому, что они должны прийти. Школа не заинтересована в воспитании достойных личностей».
Возможно, в этом высказывании и скрыт корень истины, но сказано оно родителем, явнее не настроенным на создание конструктивного диалога со школой, так как в его восприятии, школа уже выступает раздражителем.
И отсюда возникает вопрос, так что же все-таки должны знать родители о школе?
И ответ на этот вопрос нам помог найти опрос, проведенный среди родителей.
Форма опроса позволяла родителям свободно высказывать свои мысли, идеи отношение, и это позволило нам определить качественные идеи и мысли тех родителей, которые настроены на диалог с учителями, и активно участвуют в школьной жизни.
Родитель знать и понимать следующее:
Недопустимо (со стороны родителя) вмешиваться в личную жизнь педагога;
Родитель не должен диктовать свои порядки в школе, и ждать следования его советам;
Родитель должен интересоваться успехами и неудачами своего ребенка ;
От родительского отношения (во многом), зависит авторитет учителя;
Родитель должен адекватно воспринимать замечания и советы учителя, и не относиться к ним как к критике себя, как родителя;
Только родитель (в первую очередь), может помочь своему ребенку в решении каких-либо трудностей, а уже потом, педагог;
Родитель должен воспринимать педагога, как союзника. В любом случае, в вопросах воспитания ребенка, полезным будет иметь такого союзника;
Не стоит осуждать учителя, при возникновении конфликтной ситуации. Нужно попробовать вместе разобраться в ней, и найти оптимальный выход из нее;
В любой ситуации сохранять самообладание и не терять человеческого лица.
Это лишь малая часть, но именно об этом, говорят родители, чей настрой на взаимодействие с о школой , носит конструктивный характер.
Так неужели только этого и достаточно, для создания прочной и обоюдно полезной коммуникации родителей со школой?
Ответ на этот вопрос прост, да. Этого вполне достаточно.
Личная заинтересованность родителей – это один из важнейших показателей формирования и развития культуры взаимодействия не только с отдельным учителем, но и со школой в целом.
Важно перестать воспринимать школу – как систем урочных и внеурочных действий, направленных лишь на потребление родительского ресурса.
Школа – это птица, полет которой не возможен без двух крыльев, одно из которых – учитель, а второе – родитель.
Вспомогательная литература:
1. Бескоровайняя О.В. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н\Дону.:, Феникс, 2011,
2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя в начальной школе. – Волгоград, 2011.
3. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностика классного руководителя с семьей // Народное образование. - 2010. - №1.
4. Осипова М.П. Работа с родителями./ Пособие для учителей начальных классов./ Минск, 2010.
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – Москва, 2011.
10. Ярулов А.А. Работа классного руководителя с семьей // Народное образование, 2013. - №6.