12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Daniel Mukhabovich Kapov8626
Методист. Практикующий психолог. к.психол. н.,высш.кат. Врачеватель душ человеческих. В своей работе пользуюсь авторскими методиками. Область интересов и исследований - психология масс, дивергентное мышление.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Материал размещён в группе «Педагоги-психологи»

«Родитель как субъект педагогического взаимодействия. Что нужно знать современному родителю о школе?»

(материал выступления в рамках семинара: «Организация группы поддержки по разрешению конфликтных ситуаций с родителями обучающихся. Актуальность, польза и ресурсы»).


Автор материала:

Д. М. Капов


Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Д. И. Менделеев

Педагогическое мастерство, в основе своей, держится не только на умении качественно, доступно и грамотно подать учебный материал, научить и воспитать, но еще и выстроить качественно-полезную взаимосвязь со взрослыми, а именно, с родителями и\или законными представителями обучающихся.

Коммуникация педагога с родителями является важным компонентом, как в начальной, так и в старшей школе, и направлено оно (в первую очередь), на создание единого гармоничного воспитательно-образовательного пространства.

Взаимодействие с родителями дает возможность педагогу лучше узнать ребенка, понять его индивидуальные особенности, определить оптимальный подход к развитию ребенка и формированию его ценностных ориентиров.

Не менее важным, в контексте коммуникации педагог-родитель, является, и готовность родителей иди на этот контакт, но (увы), не всегда так получается.

Перед тем, как исследовать вопрос о том, что должны знать родители о школе, мы провели независимый опрос педагогов различных образовательных учреждений, на предмет выявления типичных причин «неконтакта» с родителями.

Проведя анализ опроса, мы выделили несколько причин:

Незаинтересованность родителей в школьной жизни;

Отсутствие критического отношения к ребенку;

Чрезмерная опека;

Игнорирование актуальных потребностей ребенка;

Неблагоприятные семейно-бытовые условия;

Анонимные жалобы на учителей со стороны родителей ;

Недоверие к учителю со стороны родителей.

Успех сотрудничества «педагог-родитель» зависит не только от соблюдения учителем этических и педагогических требований, но и от позитивного отношения родителей к участию в этом сотрудничестве.

Учитель, как профессионал своей деятельности, всегда должен стремиться к построению конструктивного диалога и продуктивных взаимоотношений с родителями: наладить контакт , не отталкивать обратившихся за помощью родителей, укреплять и поддерживать у родителей уверенность в своем ребенке, и тд.

Очень важно демонстрировать родителям свою заинтересованность и доброжелательность по отношению к их ребенку.

Для наиболее продуктивного взаимодействия с родителями и\или законными представителями, каждый педагог может (совместно с родителями) составить кодекс взаимоотношений педагога и родителей.

С одной стороной вопроса мы ознакомились, а как обстоят дела с другой?

В процессе понимания отношения родителей к школьной жизни и педагогической деятельности, мы часто можем слышать мнение, подобное «Школа должна воспитывать и обучать детей», «Школа должна создавать условия для развития и становления личности ребенка», «Школа должна!»

И действительно, школа должна, но не следует забывать и о том, что родители (в первую очередь), ответственны за воспитание своих детей, и всегда должны помнить о том, что базовые качества и основы воспитания закладываются в семье, а далее (в школе, они уже корректируются, дополняются, совершенствуются).

Однажды, я услышал, что «Современная школа совсем не направлена на создание условий для грамотного, качественного и продуктивного обучения детей. Школа стала потребителем, и исходит из той позиции, что дети все равно придут, потому, что они должны прийти. Школа не заинтересована в воспитании достойных личностей».

Возможно, в этом высказывании и скрыт корень истины, но сказано оно родителем, явнее не настроенным на создание конструктивного диалога со школой, так как в его восприятии, школа уже выступает раздражителем.

И отсюда возникает вопрос, так что же все-таки должны знать родители о школе?

И ответ на этот вопрос нам помог найти опрос, проведенный среди родителей.

Форма опроса позволяла родителям свободно высказывать свои мысли, идеи отношение, и это позволило нам определить качественные идеи и мысли тех родителей, которые настроены на диалог с учителями, и активно участвуют в школьной жизни.

Родитель знать и понимать следующее:

Недопустимо (со стороны родителя) вмешиваться в личную жизнь педагога;

Родитель не должен диктовать свои порядки в школе, и ждать следования его советам;

Родитель должен интересоваться успехами и неудачами своего ребенка ;

От родительского отношения (во многом), зависит авторитет учителя;

Родитель должен адекватно воспринимать замечания и советы учителя, и не относиться к ним как к критике себя, как родителя;

Только родитель (в первую очередь), может помочь своему ребенку в решении каких-либо трудностей, а уже потом, педагог;

Родитель должен воспринимать педагога, как союзника. В любом случае, в вопросах воспитания ребенка, полезным будет иметь такого союзника;

Не стоит осуждать учителя, при возникновении конфликтной ситуации. Нужно попробовать вместе разобраться в ней, и найти оптимальный выход из нее;

В любой ситуации сохранять самообладание и не терять человеческого лица.


Это лишь малая часть, но именно об этом, говорят родители, чей настрой на взаимодействие с о школой , носит конструктивный характер.

Так неужели только этого и достаточно, для создания прочной и обоюдно полезной коммуникации родителей со школой?

Ответ на этот вопрос прост, да. Этого вполне достаточно.

Личная заинтересованность родителей – это один из важнейших показателей формирования и развития культуры взаимодействия не только с отдельным учителем, но и со школой в целом.

Важно перестать воспринимать школу – как систем урочных и внеурочных действий, направленных лишь на потребление родительского ресурса.

Школа – это птица, полет которой не возможен без двух крыльев, одно из которых – учитель, а второе – родитель.


Вспомогательная литература:

1. Бескоровайняя О.В. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н\Дону.:, Феникс, 2011,

2. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя в начальной школе. – Волгоград, 2011.

3. Лодкина Т., Кевля Ф. Диагностика классного руководителя с семьей // Народное образование. - 2010. - №1.

4. Осипова М.П. Работа с родителями./ Пособие для учителей начальных классов./ Минск, 2010.

5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – Москва, 2011.

10. Ярулов А.А. Работа классного руководителя с семьей // Народное образование, 2013. - №6. 





Опубликовано в группе «Педагоги-психологи»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.