Статья «Взаимодействие семьи и школы в условиях современного образования»
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Николаев Дмитрий Владимирович,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ СОШ № 2,
г. Калининск Саратовкой области.
Работа с семьёй – один из важнейших компонентов учебно – воспитательного процесса школы.
Семья – это одна из основных ценностей, занимающих главенствующее место в обществе. Данная ценность является социальным институтом. Значимость семьи невозможно переоценить. Ее не сможет заменить ни один социальный институт.
Предметом исследования являются перспективные формы и методы взаимодействия семьи и школы в образовательно – воспитательном процессе.
Объект исследования – это изучение совместной работы школы и семьи в процессе обучения и вопспитания.
Цель исследования: выявить, обосновать условия совместной работы семьи и школы в образовательно – воспитательном процессе.
Задачи исследования:
изучение литературы по проблеме;
изучение теоретических особенностей совместной работы школы и семьи по образовательно – воспитательном процессе.;
подбор наиболее актуальных форм и методов взаимодействия семьи и школы.
Сегодня, как никогда, актуальны модели взаимодействия отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам современного общества. Взаимодействие семьи и школы – одна из главных проблем образования. В традиционном педагогическом процессе эта проблема получила отражение как особое направление работы педагога - «работа с родителями». Условия современного образования сделали родителей субъектами образовательного процесса, то есть на родителей, как и на образовательное учреждение, возложена ответственность за качество образования подрастающего поколения.
В условиях внедрения современных образовательных стандартов первостепенным становится значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом критерия запросов родителей к качеству образования и воспитания детей; развитием коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим анализом и сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в определенных вопросах воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно - нравственного развития, воспитания и роста. Для установления педагогической целесообразности взаимодействия семьи и школы, для определения условий его результативности, для выявления особенностей и проблем взаимодействия в условиях реализации современных образовательных стандартов необходимо определить основные характеристики категории взаимодействия. В основе взаимодействия семьи и школы должны быть заложены принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Первостепенная задача педагога - найти общий язык с родителями ученика. На сегодняшний день школа – это не просто учебное заведение, где учат и воспитывают детей, сейчас школа – это партнер, помощник родителей в нелегком деле развития личности ребенка. Чтобы добиться успеха в развитии личности ребенка, родители и учителя должны действовать как единый механизм, прикладывая к этому все усилия. Только работая вместе, получится вырастить всесторонее развитого и успешного человека.
Учителю необходимо установить доверительные отношения с каждой семьей, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.
Для этого необходимо собрать полную актуальную информацию о семье учащегося. В распоряжении педагога на этот случай есть различные способы. Один из них – это анкетирование родителей. Этот способ широко используется педагогами, так как он удобен и практичен. Анкета должна быть составлена с учетом корректности, тактичности задаваемых вопросов, и естественно, в ней не должны быть вопросы о размерах заработной платы родителей и семейном обеспечении. Необходимо понимать, что анкета - это первичная информация, которая нужна для поверхностного знакомства с семьей. Для более близкого знакомства с родителями учеников, можно договориться на родительском собрании о «дне открытых дверей семьи», это день, когда учитель может посетить семью. Такой день необходимо определить заранее, составить список и график посещения семей, оповестить заранее родителей. Основной целью данного мероприятия является знакомство и анализ условий проживания ребенка. При посещении главное, на что стоит обратить внимание педагогу - это рабочее пространство ребенка и место его отдыха.
По результатам посещения семей учителю необходимо собрать, обобщить и систематизировать все данные, полученные в ходе наблюдений. Это даст возможность сформировать общее представление о семьях и поможет в дальнейшем наметить пути совместной, плодотворной работы с родителями. В педагогическом пространстве коммуникативные формы и методы взаимодействия принято делить на три группы: индивидуальные, групповые и коллективные. Это можно представить в виде схемы:
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Посещение семьи;
Индивидуальная беседа;
Психолого – педагогические консультации;
Общение по средствам мессенджеров;
Телефонное общение.
Заседание родительского комитета;
Групповые консультации;
Групповые беседы;
Творческие группы.
Лекции и беседы, конференции, совместные праздники, походы, экскурсии, родительские собрания, дни открытых дверей.
Несмотря на современные возможности коммуникации педагога с родителями, взаимодействие с семьями складываются не всегда продуктивно. Невозможно достичь положительных результатов, если не будет взаимного желания и стремления педагогов и родителей в совместной работе. Поэтому очень важно найти понимание и направление совместной работы педагогов и родителей.
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление и взаимодействие школы и семьи, на усиление её воспитательного потенциала. Для достижения положительной динамики в работе педагога уместно использовать как традиционные, так и инновационные формы и методы взаимодействия.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
2. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе //Педагогика, № 4, 1996.
3. Аммонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества – момент истины // Семья и школа.-1988.-№9.
4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М.: Просвещение, 1990. 9.
5. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.
Интернет-ресурсы:
https://1-sept.ru [Электронный ресурс]
https://www.art-talant.org [Электронный ресурс]
https://kopilkaurokov.ru [Электронный ресурс]