12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана18
2

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников»

Мастер-класс

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателем по изобразительной деятельности с целью обогащения словарного запаса дошкольников»

«Истоки творческих способностей и дарования

детей – на кончиках их пальцев. Другими словами:

чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

/В.А. Сухомлинский/

Цель: расширение знаний педагогов в обогащении словаря дошкольников фразеологическими оборотами через изобразительную деятельность.

Задачи:

пополнить теоретический запас знаний о формировании фразеологического словаря дошкольника;

показать значимость взаимодействия работы педагогов МДОУ в обогащении словаря дошкольников.

Оборудование: компьютерная презентация, литература по теме, альбомы с работами детей, родителей и педагогов, памятки для педагогов и родителей.

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития навыков речевого общения де­тей, развития речи в тесной взаимосвязи с развити­ем мышления, осознания себя и окружающего мира. Вот почему работа по речевому развитию детей зани­мает одно из центральных мест в дошкольном уч­реждении.

По мнению К.И. Чуковско­го, взрослые мыслят словами, словесными формулами, а ма­ленькие дети — вещами, пред­метами. Их мысль на первых порах связана с конкретными образами. Именно особеннос­тями детской психики опре­деляется выбор поэтических образов. Ребенок усваивает родной язык, подражая живой разговорной речи, впитывая поэтические образы.

Фразеология — одна из са­мых увлекательных и занима­тельных сфер языка. Предме­том фразеологии является фразеологическая единица, как особая единица языка, а ее объектом — состав таких единиц в языке. Фразеологи­ческий оборот — величайшая сокровищница и непроходя­щая ценность любого языка. Данное стихотворение позволяет убедиться в правильности этого высказывания:

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

Поэтому не случайно мы обратились к использованию возможностей фразеологии в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста в обогащении словаря.

На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами в детском саду указывали A.M. Бородич, Ю.С. Ляховская, О.С.Ушакова. Значимость этой работы показывают исследования, в которых вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами затрагивались в связи с решением таких проблем, как:

определение содержания словарной работы;

усвоение переносных значений слов детьми;

совершенствование качества связных высказываний дошкольников;

становление словесного творчества;

развитие образной речи детей;

понимание содержания текстов художественной литературы;

формированию интереса к родному языку;

Существуют некоторые особенности происхождения фразеологизмов русского языка, это:

- исконно русские;

- старославянские;

- заимствованные из других языков.

В зависимости от происхождения они делятся на несколько групп:

фразеологический зверинец

сказочные фразеологизмы

цветные фразеологизмы

математические фразеологизмы

фразеологизмы о человеке «От макушечки до пят»

окружающий мир и др.

Наша работа с использованием фразеологической лексики осуществляется поэтапно:

1) знакомство с фразеоло­гическим оборотом — толко­вание. Сначала даётся тол­кование предложенных фразе­ологических оборотов: за семью замками — большой секрет, великая тайна;

использование наглядной основы в работе с фразеологи­ческим оборотом активизация фразеологиз­ма в речи детей. Детям пред­лагается подобрать синонимы к каждому фразеологическому обороту, а также вспомнить
сходную ситуацию из жизни. Данный прием, на наш взгляд, способствует «вхождению высказывания в жизненный опыт ребенка»; (тише воды, ниже травы)- бесшумно.

закрепление знаний де­тей. В процессе повседневно­го общения, при анализе бытовых ситуаций детям предлагаем вспомнить и назвать фразеологизм, который бы соответствовал случаю (начинать с нуля - заново; наломать дров - наделать ошибок).

выполнение творческих заданий: воспитанники составляют рассказ и прорисовывают ситуацию, либо наоборот.

Например, при изучении темы: «Человек», используются «фразеологические загадки».

Такие как:

- её теряют иногда; она варит; на неё неожиданно падает снег (голова).

- его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело (нос).

- не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают; не бельё, а их развешивают (уши).

А при изучении темы «Дикие животные», подбирая признаки животных, детям предлагается договорить сравнения:

голоден как волк ; хитёр как лиса ; колючий как ёж ; труслив как заяц ; неуклюжий как медведь.

Только после этого формируется у детей умение конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. Чтобы ребёнок услышал, увидел и почувствовал слово в данной ситуации.

А сейчас мы хотим предложить Вам упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний о значении фразеологизмов:

1. Распределите фразеологизмы на две группы, согласно их значению:

- засучив рукава;

- в поте лица;

- пальцем не пошевелить;

- сложа руки;

- палец о палец не ударит;

- не покладая рук.

2. На сколько групп можно распределить фразеологизмы, согласно их значению:

- сломя голову;

- и дело с концом;

- во всю прыть;

- дело в шляпе;

- поминай, как звали.

3. Запишите рядом с каждым фразеологизмом противоположный ему по значению фразеологизм:

- за тридевять земель;

- повесить голову;

- с гулькин нос;

- выйти из себя;

- хоть пруд пруди;

- взять себя в руки;

- воспрянуть духом;

- рукой подать.

4.Упражнение, направленное на формирование образности речи.

Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным?

Ничего не помню, всё вылетело из головы. - Ничего не помню, всё забыл.

Свалился, как снег на голову. - Неожиданно приехал.

Пишет, как курица лапой. - Плохой почерк.

Знакомство с фразеологизмами может происходить не только на занятиях по развитию речи. Например, фразеологизмам, связанным с понятием единиц измерения, можно уделить несколько минут на занятиях по математике: как две капли воды, от горшка два вершка; два сапога пара; не по дням, а по часам. Большое количество фразеологизмов, связанных с природой и животными, могут вписаться на занятиях по ознакомлению с окружающим миром: ходить гоголем; медведь на ухо наступил; где раки зимуют. Обогащение словаря фразеологическими оборотами так же закрепляется в изобразительной деятельности. Так как фразеология представляет собой выражение национальной самобытности носителей языка. Образы, закрепленные во фразеологическом составе, так или иначе, связаны с материальной, социальной или духовной культурой народа. Использование фразеологизмов позволяет конкретизировать предмет мысли, а также выразить при этом свое отношение к нему через изобразительную деятельность, чтобы наглядно представить истинное лексическое значение фразеологизма.

Такую работу, мы проводим с воспитанниками на занятиях и кружках по изобразительной деятельности, с родителями на родительских клубах и с педагогами на мастер - классах в рамках «Школы дошкольных наук».

Предлагаем вашему вниманию альбомы с фразеологическими оборотами, выполненные детьми, педагогами, родителями.

А сейчас предлагаем вам нарисовать фразеологический обороты.

Задание 1 группе. В какой сказке волк точил зубы на козлят? На поросят? На девочку? Нарисуйте этот фразеологический оборот.

Задание 2 группе. В какой сказке повесил нос ослик Иа? Дед и баба? Малыш? Нарисуйте этот фразеологический оборот.

Задание 3 группе. В каких сказах герои садились на голову? Нарисуйте этот фразеологический оборот.

Познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря дошкольников, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, самое главное, привьёт любовь к родному языку и литературе.




Литература

Ерёмина О.А. От макушечки до пят. - Самара: «Учебная литерату­ра», 2003.

Лаврентьева Е.В. Весёлый фразеологический словарь. Росса.

Лаврентьева Е.В., Валасина А.В. Знакомимся с фразеологизмами.
Карапуз, 2007.

Перова О. Слова-волшебники, - М: Махаон, 2008.

Чуковский К.И. «от 2 до 5».


6


Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 31.10.20 в 09:05 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную информацию!
Шабанова Алёна, 31.10.20 в 15:09 0Ответить Пожаловаться
Светлана, а поясните ещё пожалуйста, как осуществляется у Вас взаимодействие логопеда и воспитателя? Логопед подбирает фразеологизмы и Вы это обсуждаете с детьми и рисуете?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.