Внеклассное мероприятие на тему «Взаимопонимание и дружба. "7 цветов радуги"» (3–4 класс)

7
2
Материал опубликован 12 May 2020 в группе

 Внеклассное мероприятие на тему: Взаимопонимание и дружба. «7 цветов радуги».

Цель: 
Развитие коммуникативных навыков общения и актуализация навыков сотрудничества.

Задачи:

1.Создавать позитивный психологический климат в группе.
2.Развивать навыки личностного общения в группе сверстников, способы взаимодействия.
3.Определять условия эффективного взаимодействия.
4.Формировать интерес к себе, первичные навыки самоанализа.
5.Упражнять умение работать в паре, группе.

Материалы и оборудование: карточки с заданием; человечек-улыбка,;  радуга; столы и стулья; листы-заготовки «Правила общения», колокольчик, повязка для глаз, мешочек с вопросами для  «Лотереи вопросов», песня «Улыбка», листы рефлексии.

План занятия:

1.Приветствие. Упражнение «Плечом к плечу».
2.Введение в тему «Взаимопонимание и дружба».
3.Основное содержание занятия. Упражнения «Улыбка», «Собери узор из квадратов», «Пословицы о дружбе» «Путь доверия», Физминутка, Лотерея вопросов, «Ниточка тепла».
4.Итоги занятия.
5.Рефлексия. Упражнение «Спасибо за приятное занятие».

Ход занятия.

1.Организационный момент. Приветствие.
Упражнение «Плечо к плечу»
Психолог: «Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас. Давайте встанем с вами в один общий круг. Вы сегодня, конечно, уже приветствовали друг друга. Я же предлагаю вам поздороваться еще раз, но на этот раз без слов, одними прикосновениями. Поприветствуйте своего соседа, соприкоснувшись с ним локтями». После этого, психолог просит детей «поздороваться» плечами, мизинцами рук, пятками, коленями, кончиками ботинок и т.п.
2.Введение в тему.
Педагог-психолог предлагает детям пройти и сесть на коврик и внимательно послушать отрывок из песни «Улыбка». Звучит песня. Обсуждение. 
 Наше сегодняшнее занятие называется «7 цветов радуги». Ребята, представьте, что ваш класс – это радуга. И если класс – это радуга, то каждый из вас – составляющая этой радуги, какая-то цветовая дорожка. Она красива, наша радуга, не правда ли? Но если убрать хоть одну дорожку из нее, то она уже не такая красивая. А если 2, 3, то радуга совсем распадется, от былой красоты и гармонии не останется и следа. Так и вы, ребята, пока вы вместе, пока вы дополняете, понимаете друг друга – вы коллектив. Будете ссориться, конфликтовать и распадется ваша классная радуга. Что же нужно, чтобы сохранить ее? В этом мы сегодня и будем разбираться. 
Идет обсуждение.
Педагог-психолог: (итог) – Верно, необходимо взаимопонимание. Что же такое взаимопонимание?  
(краткое обсуждение).
Вывод: это способ отношений между людьми, при котором учитываются интересы всех и каждого, это взаимное согласие, понимание, что все мы разные. Ребята, сегодня в процессе игр и общения мы с вами определим несколько правил, которые помогут устанавливать взаимопонимание среди нас. Вы готовы? Тогда начнем. 

3. Основная часть.
Упражнение «Улыбка».
Педагог-психолог: «Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Есть у радости подруга, в виде полукруга. На лице она живет: то куда-то вдруг уйдет. То внезапно возвратится. Грусть-тоска ее боится. (улыбка). Верно, молодцы, это улыбка.  И вот она пришла к нам на занятие. Давайте же мы ей улыбнемся, искренне, по-настоящему.  А теперь, давайте улыбнемся так, чтобы от нашей улыбки всем стало светлей. Именно такая улыбка очень высоко ценится в общении, понимании среди людей.
Для этого сядьте поудобнее, подтяните подбородок, голову держите прямо. Наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Повернитесь к соседу слева и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов друг другу».
Обсуждение: что вы почувствовали, улыбаясь другому? Когда улыбались вам?
Педагог-психолог: «Запомните, ребята, что улыбка иногда длится лишь мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Вы можете удивиться, но именно с улыбки начинается любое взаимопонимание». 
Поэтому наше 1 правило звучит так: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам».  (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).

Упражнение «Собери узор из квадратов».
Делимся на пары с помощью цветных фигурок.
Одному ребенку из пары выдается рисунок узора, состоящего из 9 квадратов различных цветов, а второму – пустое поле из соответствующего количества клеточек. Тот ребенок, у которого карточка, не показывая ее своему товарищу, объясняет последнему узор, описывая лишь местоположение квадратов в узоре (например, «в нижнем левом углу кубик стоит красной стороной»).
Инструкция: «Следующее наше упражнение называется «Собери узор из кубиков». Выполнять его вы будете в парах. Один из вас будет «исполнитель» - то есть будет непосредственно складывать узор. А второй – «инструктор». Он должен, глядя на изображение узора и не показывая его товарищу, давать словесные инструкции, по которым можно этот узор сложить. Например, «верхний правый угол – красный кубик», и так далее».
После того, как дети справятся с заданием, психолог предлагает ответить на вопрос о том, легко или сложно было выполнить упражнение и почему, что помогло ребятам правильно выполнить задание. 
Педагог-психолог (вывод): «Итак, для того, чтобы достичь какого-либо результата в совместной работе, необходимо умение слушать друг друга, уступать другому, договариваться».
Правило 2: «Умей слушать и слышать другого». (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).
 
Упражнение «Собери пословицу о дружбе»
Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».
Начало пословиц находятся на одной карточке, а концовку вам нужно будет найти на другой, которые я сейчас раздам. 
 «Старый друг лучше……(новых двух)».
 «Человек без друзей,…..(что дерево без корней)».
«Дружба – как стекло:….(разобьешь – не сложишь)».
«Друга за деньги …..(не купишь)».
 «Друг познается…(в беде)».
«Дружба не гриб…(в лесу не найдешь)».
«Крепкую дружбу и топором не….разрубишь.»
Смотрите, у меня есть тоже пословица о дружбе. Как вы понимаете это высказывание? Можем ли мы повесить его на доску?
Правило 3: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!».  (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).
 
Упражнение «Путь доверия».
Педагог-психолог: «Ребята, я хочу предложить вам игру, которая называется «Путь доверия». Заключается она в следующем: вы разбиваетесь на пары. Один из вас надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести «слепого» ребенка по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Только вот говорить при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик, вы поменяетесь ролями». 
После упражнения проводится анализ:
- что ты чувствовал, когда был «слепым»?
- вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
- как ощущал себя в роли поводыря?
- что ты делал для того, чтобы твой товарищ чувствовал себя уверенно и не боялся?
-  когда тебе было лучше: когда ты вел сам или когда тебя вели?
- от чего зависел успех этой игры?
Педагог-психолог: (Итог) «Верно, успех этой игры зависел от того, насколько вы доверяли своему товарищу. От того насколько ответственным был тот, кто видел и вел своего одноклассника. Если бы вы не доверились, то и упражнение бы не получилось. Так же и в дружбе очень важным является доверие. Не страшно, если ты доверяешь своему другу. Но надо быть достойным доверия, не подводить другого в трудной ситуации. А значит - каково следующее правило?
Правило 4: «Умей доверять и быть достойным доверия!».  (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).

Упражнение «Дружба - это не работа»
А сейчас станьте в круг и повторяйте за мной движения:
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).Жить (хлопаем в ладоши).Друзья (соединяем руки ладонями).
Ребята, а у вас есть друзья? Умеете ли вы дорожить дружбой?
Правило 5: «Умей дорожить дружбой!».  (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).

Упражнение «Лотерея вопросов»
Учащиеся вытягивают по очереди вопросы из мешочка: 
1.Что такое дружба? (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.) 
2. А кто такой друг? (Друг – это человек, который связан с кем- то дружбой.) 
3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами - назови такие слова? (приятель, товарищ) 
4. Кого или что можно назвать другом? (Маму, книгу и т.д.) 
5.А кто такой настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!) 
6. Как вы понимаете дружный класс? (Например, у нас дружный класс. Потому что мы помогаем, поддерживаем, не обижаем друг друга. Не ссоримся и защищаем друг друга.)
7. Без чего не может существовать дружба? (Без понимания, без помощи друг другу, без уважения. Уважение – это почтительное отношение, вежливое обращение к человеку. Умение признавать достоинства другого человека.) Обсуждение. Правило 6: «Уважен хочешь быть - умей других уважить!». (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).

Педагог-психолог: я предлагаю снова вам встать в круг.
Упражнение «Ниточки тепла».
Педагог-психолог: «В нашем классе чувствуется что между ребятами тянутся ниточки тепла и нежности друг к другу, как будто образуется клубочек тепла, охватывающий нас всех. Давайте при помощи нити создадим видимый клубочек тепла. Для этого по очереди по часовой стрелке будем говорить своему товарищу только приятные, теплые и добрые слова.  Педагог-психолог помогает тянуть ниточку к следующему ребенку и так продолжается до тех пор, пока все дети не откажутся «в клубочке».
Педагог-психолог: «Молодцы. А теперь давайте снимем аккуратно ниточки, снова смотаем клубок и положим в коробку счастья, чтобы сохранить его как знак теплых отношений между вами. Когда кому-нибудь станет плохо, всегда можно будет открыть коробку и вспомнить эти минуты».
Педагог-психолог (итог): «Какое правило общения мы можем с вами вывести после этого упражнения? Верно, почаще говорить друг другу приятные слова, комплименты. То есть находить в других людях хорошие черты и достоинства. Так и звучит наше следующее правило:
 Правило 7: «Находи и цени достоинства в другом!» (правило помещается на доску рядом с человечком-улыбкой).

4. Итоги занятия.
Педагог-психолог: Один знаменитый французский врач доказал, что одинокий человек в океане после кораблекрушения мог бы продержаться не менее месяца. Но он обычно погибает на 3 сутки. И смерть эта наступает не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от всех и вся, то есть от того, что человек остается один в этой ситуации.  Это научное доказательство подтверждает одно высказывание. Вслушайтесь в него: «Человек может обойтись без многого, но не без человека!»
Обсуждение: Каков смысл высказывания? Как вы его понимаете?
Мы вписали в нашу радугу 7 правил, которые помогают находить взаимопонимание между людьми.  Давайте прочтем их еще раз. 
Сегодня на занятии я узнал(а)…
Я понял(а), что…
Своей работой на уроке я….
Мне эти знания пригодятся в жизни…(в каких ситуациях?)

5. Рефлексия: 
Прощание
Включается музыка.
- Педагог-психолог:
Упражнение «Огоньки опыта»
 «Мы сегодня хорошо поработали, многое узнали. Нельзя, чтобы эти знания исчезли. Поэтому мы обязательно должны их сохранить. Для этого вытяните правую руку вперед ладонью вверх. Мысленно положите на ладошку все знания, которые вы принесли на занятие. Вытяните левую руку вперед ладонью вверх. На левую ладошку мысленно положите все то, что узнали на занятии. Представьте, что у вас на ладошках два теплых солнечных зайчика. Готовы соединить руки, для того, чтобы внутри ладошек сохранился огонек вашего опыта?
Упражнение «Спасибо за приятное занятие»
Педагог-психолог: «А в заключение я предлагаю вам поучаствовать в небольшой, но приятной церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Каждый произносит: «Спасибо за приятное занятие!» и благодарит за хорошую работу аплодисментами.

Литература.
1.Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта. – СПб. Издательство «Речь», 2007. 
2.Груздева Ю. В., Богачкина Н. А. Классные часы с психологом. 1-4 классы.  – М.: издательство «Глобус». 2009 г.
3.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие. Пер. с нем. В 4-х томах. Т.3 – М.: издательство «Генезис», 1998 г.
4.Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми– М., 2004.
5.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1995.
6.Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
7.Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
8.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
9.Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
10.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1996. 
11.Осипова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
12.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками: с чего начать? М.: Генезис, 2003г., 198с.
13.https://rcdo.kz/publ/2513-zanyatie-s-elementami-treninga-druzhba-krepkaya-u-nas.html

Комментарии

Материал хорошишй. Спасибо. Немного доработайте оформление. Рекомендации по улучшению оформления: в названии следует указывать, что это - занятие, векласное мероприятие и т. д.

13 May 2020

Благодарю за рекомендации и за хороший отзыв!!!

13 May 2020