Статья «Взаимосвязь художественно-эстетического и психологического развития дошкольника»
Взаимосвязь художественно-эстетического и психологического развития дошкольника
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисование помогает детям развиваться как умственно, так и физически. Это связано с тем ,что моторика напрямую влияет на работу мозга. Дети, которые хорошо рисуют, способны логически рассуждать, лучше понимают и внимательно слушают. Художественное движение также полезно для развития навыков письма, поскольку оно предполагает движение руки, пальцев. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственного мышления и ассоциативных навыков, необходимых для освоения математики. Известный педагог И. Дистервег утверждает, что «художник получает больше пользы от часа рисования, чем тот, кто просто смотрит на него в течение девяти часов». Ученые считают, что детское рисование участвует в развитии и координации связей между полушариями головного мозга. Это происходит потому, что рисование включает в себя как конкретное мышление, которое в первую очередь связано с правым полушарием мозга, так и абстрактное, логическое мышление, которое связано с левым полушарием мозга.
Рисование связано с важнейшими психическими функциями: зрительной, моторной, языковой и мыслительной и не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их воедино.
Рисуя, дети развивают мелкую моторику, память и внимание, учатся думать, анализировать, воображать и сравнивать. Рисование участвует в построении зрительных образов, помогает овладеть формой и развивает сенсорную и моторную координацию. Дети учатся понимать свойства материалов и движения, необходимые для создания определенных форм и линий. Все это ведет к лучшему пониманию окружающей среды и развитию эстетических чувств и способностей.
Постепенное увеличение запаса знаний, основанных на представлениях о форме различных пространственных объектов, таких как окружающие предметы, предметы разных размеров и оттенков цвета, имеет решающее значение для умственного развития детей. Чтобы сформировать представления о предметах, детям необходимо получить знания о свойствах и характеристиках предметов, их форме, цвете, размере и положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают объекты и находят сходства и различия, т.е. занимаются умственной деятельностью. Таким образом, изобразительная деятельность способствует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Кроме того, высказывания, сделанные при наблюдении за объектами, обследовании предметов и конструкций, рассматривании иллюстраций и репродукций рисунков художников, оказывают положительное влияние на развитие словарного запаса и формирование связной речи.
Рисование помогает детям развить многие практические навыки, необходимые для широкого круга будущих художественных работ, развивает ловкость рук и повышает их самостоятельность. Регулярное рисование развивает такие важные в первые годы обучения в школе качества, как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность и умение планировать рабочий процесс.
Важность изобразительной деятельности заключается и в том, что она является средством эстетического воспитания. Эстетическое чувство, возникающее при виде прекрасного, включает в себя различные компоненты, такие как чувство цвета, пропорции, формы и ритма. Знакомство с произведениями искусства очень важно для эстетического воспитания детей и развития их изобразительных навыков. Дети постепенно развивают свои художественные чувства.
Рисование так же позволяет детям выражать свои эмоции, мысли и чувства. Рисование доставляет детям удовольствие и радость, а также удовлетворение от работы и самой жизни. Поэтому рисование является эффективным способом снятия эмоционального и психологического напряжения у детей.
В процессе знакомства с произведениями искусства у детей развивается эмоциональное восприятие и положительная реакция на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного творчества и ремесел. У детей начинает развиваться способность понимать содержание произведений искусства и эстетическое чувство.
Художественная деятельность способствует развитию у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации и декоративно-прикладному искусству, развивает и совершенствует их навыки в этих видах деятельности.
У детей второй группы в возрасте от 2 до 3 лет необходимо развивать художественное восприятие и восприимчивость к доступным картинкам, сказкам и музыке. Детей знакомят с игрушками народного творчества: дымковской, богородской, матрёшкой, с иллюстрациями из произведений детской литературы. Воспитатель обращает внимание на яркие украшения и характер игрушек. Речь педагога должна быть эмоциональной, наполненной интересом к изучаемому. Дети должны чувствовать искреннее удовольствие педагога от прикосновения к образцам.
В младшем возрасте (3-4года) продолжайте знакомить детей с книжными иллюстрациями, которые являются лучшими образцами искусства. Они узнают о различных видах искусства и о том, как рассматривать предметы искусства. Их знакомят с рудиментарным и представлениями о различных видах искусства и учат участвовать в кукольных спектаклях и детских выставках.
Начиная со средней группы (4-5 лет), детей знакомят с творческими профессиями, такими как артисты, художники и композиторы. Их поощряют узнавать и называть реальные явления и предметы в художественных образах. В этом возрасте дети учатся различать жанры и виды искусства, такие как живопись, скульптура, архитектура и строительство.
В 4-5 лет у детей развивается интерес к зданиям, расположенным рядом с детскими садами (детские сады, магазины, поликлиники, театры, кинотеатры, музеи), обращая внимание на сходства и различия между зданиями и различия между частями здания (форма и размер дверных проемов, окон, крыш, крылец и т.д.). В среднем дошкольном возрасте дети начинают ходить на экскурсии в музеи.
В старшем возрасте (5-6 лет) у детей появляется интерес к искусству, и они продолжают знакомиться с картинами, скульптурами и архитектурными произведениями. Знакомство с живописью, скульптурой и архитектурными произведениями расширяет их представления о графике.
В подготовительной группе (6-7 лет) дети начинают знакомиться с историей искусства и развивают полученные ранее знания и навыки. Признается важность человеческих чувств в художественной деятельности. Они начинают интересоваться искусством родного края.
В процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эмоциональной отзывчивости на отображение красоты в окружающем мире, приобщения к миру искусства и развития способностей к изобразительной деятельности воспитатели должны обеспечить активное взаимодействие взрослых и детей, детей и сверстников, поддерживать развитие самостоятельности и спонтанности в изобразительной деятельности. Они также должны поддерживать развитие самостоятельности и спонтанности в изобразительной деятельности. Дети учатся объективно и субъективно оценивать свои работы и работы других детей, понимают, что каждый видит мир по-своему и имеет свои представления о том, что такое «красиво». В результате у детей развивается индивидуальность и желание создавать что-то отличное от того, что уже существует.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста тесно связано с познанием окружающей среды и своего внутреннего «я» ,а также с саморазвитием и самореализацией ребенка.