Занятие с просмотром фильма на тему «Взаимосвязь понятий дружба и ответственность»
Внеклассное мероприятие
«Взаимосвязь понятий дружба и ответственность»
Цель: формирование у подростков знаний о понятиях «дружба» и «ответственность», о их значении в жизни человека.
Аудитория: 5-8 классы
Оборудование: проектор с экраном, листы, фломастеры.
Упражнение 1. Дискуссия на тему «дружба»
Вопросы для дискуссии:
-Что такое дружба?
- Что такое привязанность?
- Чем отличается друг от приятеля, товарища?
- Кто такой настоящий друг?
- Может ли быть много настоящих друзей?
- Почему люди дружат?
- Познается ли друг в радости или в беде?
- Чем можно пожертвовать ради друга?
- Когда мы приобретаем друзей?
- Зачем человеку друзья?
- Как могут проявляться дружеские чувства?
Резюме ведущего: Ведущий подчеркивает, что дружба – это важнейшая часть жизни человека. Дружбу легко разрушить, но трудно потом восстановить, поэтому к ней надо относиться как к ценности, беречь ее, проявлять внимание к друзьям и заботиться о них. Дружеские отношения существуют в совершенно разных формах. Иногда друзья общаются по несколько раз в день. В других случаях они общаются даже не каждый год. Но главное, что объединяет друзей – это интерес к жизни друг друга, взаимная забота и помощь.
Упражнение 2. «Поговорим об ответственности»
Подростков необходимо разделить на 4 микрогруппы, каждая из которых предлагает свои варианты ответов на один из вопросов:
- «Я ответственен за…» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
- «Я ответственен перед…» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
- «Я не обязан нести ответственность за…» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
- «Ответственный человек – это…» (какие качества личности соответствуют такому определению).
После работы в группах варианты ответов выносятся на обсуждение, при необходимости дополняются ответами других групп.
Упражнение 3. «Опора»
Два участника становятся спинами, опираются друг на друга, расслабившись и отдав всю тяжесть опоре. В другом варианте держать своего партнера, пренебрегая своим удобством.
Обсуждение:
- В каком случае стоять удобнее?
- Когда стоять хотелось дольше?
- Что легче – опираться или поддерживать?
Упражнение 4. Просмотр и обсуждение фильма «Марш-бросок» (фильм можно предложить учащимся посмотреть заранее, в ходе занятия использовать эпизоды из фильма)
Россия, 2001
Режиссер Николай Стамбула
В ролях: Владимир Волга, Ольга Чурсина, Евгений Косырев, Александр Балуев, Сергей Гармаш и др.
Краткое содержание фильма
Саня Буйда, воспитанник детского дома, не имея ни своего дома, ни родных, стремится попасть на чеченскую войну, веря, что именно там его место, что именно в этих тяжелых условиях он сможет проявить себя.
Пройдя подготовку, Саня попадает в элитные войска спецназа и отправляется навстречу суровым испытаниям, которые ждут его на войне.
В условиях жесткой борьбы он остается верен своим жизненным принципам и проявляет себя как герой и настоящий мужчина, для которого невозможно предательство, даже если от этого зависит его жизнь.
Саня попал в Чечню с Вовой Федотовым, с которым познакомился в военкомате, у них завязались дружеские отношения. На всем протяжении фильма он показывает себя уверенным, сильным человеком, сознающим и умеющим защищать свои жизненные ценности, ответственным за друга, которого позвал с собой в спецназ. На первом же боевом задании из-за действий предателя отряд попадает в засаду, а друзья — в плен к чеченцам. Из плена они бегут. Вовчик погибает. Саня совершает подвиг и знакомится с сестрой погибшего Вовчика...
Преодолев все испытания, познав боль потерь, Александр находит свою любовь и обретает дом, где его ждут...
Обсуждение фильма:
- Каковы ваши первые впечатления о фильме? Какой эпизод запомнился больше всего?
- Кто лидер в отношениях между Саней и Вовчиком?
- Как вы думаете, какой темперамент у Вовчика и Сани?
- Какие качества характера позволили Сане лидировать в отношениях?
- Как вы думаете, почему Саня так поступил в эпизоде пленения Вовчика?
- Мог он поступить иначе? А вы? Как бы вы поступили?
- Что делает человека человеком?
- Где в фильме прослеживается тема дружбы и ответственности?
Упражнение 5. Подведение итогов
В качестве обобщения подросткам предлагается выразить свое отношение к рассмотренным понятиям через написание синквейнов (нерифмованных пятистиший по правилам).
Правила написания синквейна:
1 строка: название темы, выраженное одним словом (существительным или местоимением).
2 строка: определение темы в двух прилагательных или причастиях.
3 строка: три глагола, показывающие действия в рамках данной темы.
4 строка: фраза из 4 слов, показывающая отношение автора к теме.
5 строка: завершение темы, синоним первого слова, выраженного любой частью речи.
Использованная литература:
1.Как помочь детям адаптироваться в лагере/авт.-сост. Т.В.Молоканова. – Волгоград, 2007.
2.Повышение социальной компетентности детей и подростков. – М.: Генезис, 2006.
3.Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения. – Н.А.Сирота