Урок обществознания на тему «Понятие и значение"Семья"» (6 класс)
Тема: Понятие и значение «Семья»
Цель: Уточнить и расширить представление и значение учащихся о семье и членах семьи.
Задачи:
обогащение словарного запаса, выработка речевых штампов через составление рассказа о своей семье по заданной схеме;
развитие общей и мелкой моторики при изготовлении рамочки для фотографии семьи;
формирование уважения и интереса к членам своей семьи.
Оборудование: презентация, поэтапная схема изготовления фоторамки, фотографии, цветная бумага и картон, клей, ножницы, шаблоны листьев.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель Создание положительного эмоционального настроя.
II. Теоретическая часть урока.
1. Беседа по картинке.
- Кто изображен на фотографии?
- Почему вы решили, что эти люди – семья?
- Как вы думаете, какие у них отношения?
- Почему?
- Что такое семья?
2. Запись в тетрадь.
Семья – это люди (родственники), живущие вместе и ведущие общее хозяйство.
3. Рассказ учителя.
Семья – это самые дорогие тебе люди. Ты должен интересоваться жизнью близких, знать полные фамилии, имена и отчества близких родственников. Их место работы или учебы, возраст. У тебя должно быть чувство ответственности перед семьей и определенные обязанности, которые ты должен в обязательном порядке выполнять.
Словарная работа (запись в тетрадь, слайд 2).
Ответственность – высоко развитое чувство долга.
Обязанности – действия, которые должны в обязательном порядке выполняться.
В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым.
– А как ты помогаешь взрослым?
– Дружна ли твоя семья?
– Как твоя семья проводит свободное время?
Работа на доске (слайд 3).
Соотнести со словами, обозначающими родственников и их определения.
Ребенок – мальчик СЫН
Ребенок - девочка ДОЧЬ
Мама мамы БАБУШКА
Отец мамы ДЕДУШКА
Сестра папы ТЕТЯ
Брат папы ДЯДЯ
Дочь дочери ВНУЧКА
Сын дочери ВНУК
Сыновья одной мамы БРАТЬЯ
Дочери одной мамы СЕСТРЫ
4. Работа с таблицей, чтение, запись в тетрадь (слайд 4).
Правила поведения в семье
1. Заботиться друг о друге.
2. Вместе выполнять домашнюю работу.
3. Не мешать друг другу отдыхать или заниматься своими делами.
5. Физминутка.
Левая рука сжата в кулак.
Папа, мама, брат и я -
Правой рукой разгибать пальцы на левой руке по одному пальцу.
Вместе дружная семья.
Крепко сжать и показать кулачок левой руки.
Раз, два, три, четыре,
Левой рукой загибать на правой руке по одному пальцу.
Все живем в одной квартире.
Показать крепко сжатый кулачок правой руки.
6. Составление рассказа о своей семье (слайд 5).
Пример рассказа
Фамилия нашей семьи – Кузнецовы.
Мы живем в Хабаровске, по улице Серышева, дом 50.
Маму зовут Елена Викторовна, она не работает, занимается домашним хозяйством, а папа, Олег Петрович, шофер.
У меня есть старший брат Иван, ему 18 лет, он учится. Еще есть младшая сестра, Яна, она еще маленькая и не ходит в школу.
Моя семья очень дружная, мы любим вместе ходить в лес и смотреть по вечерам телевизор.
7. Итог теоретической части урока.
III. Практическая часть урока.
1. Вводное слово.
В каждой семье есть фотографии свадьбы родителей, близких и дальних родственников, семейных праздников и дней рождений. Некоторые фотографии хранятся в альбомах, и достают их рассматривать один-два раза в году. А есть такие снимки, которые хочется видеть каждый день, их вставляют в рамки и ставят на полку или развешивают на стенах. Вот и мы сегодня сделаем самодельную рамку для фотографий.
(Примечание: Это могут как семейные фото, так и фотографии любимых животных, друзей).
2. Планирование работы (слайд 6).
На слайде этапы работы, перед началом работы проговариваются
1. Обводим шаблон кленового листа на цветном картоне.
2. Обводим имеющуюся фотографию и на расстоянии
1 см проводим пунктирную линию
3. Вырезаем прямоугольник и с левой стороны вклеиваем фотографию. Кладем под пресс.
4. Обводим и вырезаем еще один лист, приклеиваем подставку.
После этого склеиваем 2 части.
Фоторамка готова.
3. Повторение правил охраны труда при работе с ножницами и клеем.
4. Самостоятельная работа.
1 группа педагогических возможностей - самостоятельное выполнение всех этапов работы.
2 группа педагогических возможностей – помощь педагога в разметке прямоугольника для фотографии.
3 группа педагогических возможностей – листы с готовой разметкой листьев и прямоугольников для фотографий.
5. Завершение работы, уборка рабочего места.
6. Итог практической части урока.
IV. Итог урока + оценивание.