12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга355
Россия, Свердловская обл., асбест
1

Групповая программа развития коммуникативных навыков и повышения мотивации к обучению младших подростков «Я и все-все-все»

ГРУППОВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

«Я И ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ»

1. Пояснительная записка

При организации учебной деятельности ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация и конструктивное общение в межличностном взаимодействии школьников.

К сожалению, многие учителя совершенно не обращают внимания на то, ради чего учится школьник, не анализируют процесс обучения с этой точки зрения. Вместе с тем самые, казалось бы, мелочи методики обучения, как, например, подбор и последовательность примеров и задач, имеют прямое, непосредственное отношение к формированию коммуникативных навыков и учебной мотивации. Результатом учебной деятельности является, прежде всего, изменение самого ученика, его развитие.

Данная программа разработана с целью формирования коммуникативных навыков и учебной мотивации младших подростков. Программа состоит из пяти занятий, которые рассчитаны на группу из 10-15 человек с целью эффективного взаимодействия. В каждое занятие входит ритуал приветствия и ритуал прощания участников друг с другом, а также упражнения, способствующие снятию коммуникативных барьеров. Продолжительность занятий 40-45 минут. Программа проводится на основе результатов диагностирования и по запросу классного руководителя.

Цель программы: создание социально-психологических условий для выработки младшими подростками эффективного стиля познавательной учебной деятельности и конструктивного общения в межличностном взаимодействии.

Задачи:

Создать благоприятные условия для активного участия в занятиях и сформировать положительное отношение участников друг к другу;

Организовать сплочение классного коллектива посредством включения детей в совместную деятельность;

Развить навыки взаимопонимания и внимательного отношения друг к другу;

Сформировать у детей позитивную учебную мотивацию, навыки самоанализа и саморефлексии;

Дать обучающимся возможность познать свои сильные стороны и научиться опираться на них в процессе учебных занятий.

Участники программы: Данная программа рассчитана на обучающихся младшего подросткового возраста.

Условия реализации программы:

Программа рассчитана на 5 часов, периодичность занятий – 1 занятие в неделю по 1 академическому часу.

Программа может корректироваться под актуальный запрос обучающихся.

Планируемые результаты:

Созданы благоприятные условия для активного участия в занятиях и сформировано положительное отношение участников друг к другу;

Организовано сплочение классного коллектива посредством включения детей в совместную деятельность;

Развиты навыки взаимопонимания и внимательного отношения друг к другу;

Сформирована позитивная учебная мотивация, навыки самоанализа и саморефлексии;

Обучающиеся знают свои сильные стороны и умеют опираться на них в процессе учебных занятий.

2. Содержание программы

занятия

Цель

Содержание

Кол-во часов

1

Сплочение группы и построение командного взаимодействия.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…, я люблю…».

3. Упражнение «Нам нужны правила!».

4. Упражнение «Правила группы».

5. Упражнение «Почесать спинку».

6. Упражнение «Поворот в прыжках».

7. Беседа.

8. Упражнение «Вавилонская башня».

9. Упражнение «Дом».

10. Рефлексия.

1

2

Сплочение коллектива, осознание ценности каждого члена коллектива, самоанализ и саморефлексия.

1. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

2. Упражнение «Скульптура».

3. Упражнение «Моя эмблема, мой девиз».

4. Упражнение «Горячий стул».

5. Рефлексия.

1

3

Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, личностных качеств.

1. Упражнение «Ласковое имя».

2. Упражнение «Ребус».

3. Упражнение «Тарабанская грамота».

4. Упражнение «Рисуночное письмо».

5. Упражнение «Быстрота реакции».

6. Упражнение «Узел».

7. Упражнение «Обезьяна и зеркало».

8. Рефлексия.

1

4

Дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя.

1. Упражнение «Необычное приветствие».

2. Беседа «Я».

3. Игра «Кто я?».

4. Игра «Бездомный заяц».

5. Беседа «Я» (продолжение).

6. Упражнение «Заполните таблицу».

7. Упражнение «Закончить предложение».

8. Рефлексия.

1

5

Овладение методами активизации мотивов и усиление учебной мотивации.

1. Упражнения «Корабли и скалы».

2. Притча о молодом человеке.

3. Дискуссия на тему «Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?»

4. Разминочное упражнение - приветствие «Твое будущее»

5. Упражнение «Визуализация моего успешного будущего»

6. Упражнение «Похвальная грамота», «Чемодан».

7. Рефлексия всего курса.

1

ИТОГО:

5

3. Методическое обеспечение программы Программно – методическое обеспечение 1. Дидактический материал:
  • психодиагностические методики;
2. Методические пособия:

Конспекты занятий, раздаточный материал.

Материально – техническое оснащение Для успешного проведения занятий предусмотрено наличие следующего оснащения: Оборудование: столы и стулья по количеству участников, ковер, диван. Материалы: бумага для рисования, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры, гуашь, цветная бумага, пластилин, повязки для глаз. Техническое оснащение: музыкальный центр, компьютер (ноутбук).

4. Список литературы

Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. С-Пб.: Питер, 2002.

Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся: 6-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 112с. – (Педагогика. Психология. Управление).

Кревцова С., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М.: Генезис, 1999.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: Академия, 1999.

Родионов В. А. Я и все, все, все. Ярославль: Академия развития, академия холдинг, 2002.

Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./под ред. Дубровиной И.В., 3-е изд., М.: Академия, 1998.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Т. 3. – М.: Генезис, 1998

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. – М.: генезис, 2003.

Приложение 1.

Примерное содержание занятий

1 занятие

Цель занятия: Сплочение группы и построение командного взаимодействия.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Здравствуйте, меня зовут…, я люблю…».

Цель: дать возможность участникам познакомиться.

Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам встать в круг и по очереди представиться остальным участникам, начиная свое представление фразой: «Здравствуйте, меня зовут…, я люблю…»

3. Упражнение «Нам нужны правила!».

Цель: развитие представлений о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; дальнейшее развитие навыка уважать свои права и стремления отстаивать свои права.

Задачи: актуализировать представления о правах и обязанностях; формировать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Для дальнейшей работы детям необходимо разделиться на группы (либо выполнять задание индивидуально). Деление на группы можно произвести по принципу — кто в какое время года родился. Каждая группа выделяет художника, которому дается задание быстро и красиво на листах формата А3 (или на доске) нарисовать здание.

Художники начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша современная, во дворе бассейн, высокий забор, определенное количество этажей и т.д.

Выдвижение все новых и новых претензий вызывает у участников игры бурный протест.

Когда художники все же заканчивают рисунок, психолог сообщает, что все равно задание нарисовано неправильно: например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.

Дети начинают возмущаться.

Психолог. Ой! Как вы кричите! Почему?

Дети (кричат наперебой):

Так нечестно!

Почему вы так делаете?

Так нельзя!

Нужно было сразу сказать, какое здание рисовать!

Психолог. Что я сделала? Правильно, я не сказала вам, какое здание надо нарисовать. А теперь давайте успокоимся и попробуем найти ответ на вопрос: что произошло?

Обсуждение:

С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

Почему игра не получилась?

Что не было сделано до начала игры?

Что вызвало такой крик и такое возмущение?

Психолог записывает ответы учащихся на доске. Высказывания учащихся сводятся к тому что, прежде чем начать игру, необходимо обговорить ее правила. Психолог обращает внимание на то, что никакое дело без правил не может получиться.

Психолог. Нужны ли нам правила?!

Практически хором звучит ответ: «Нужны!»

4. Упражнение «Правила группы».

Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.

Проявлять активность.

Слушать друг друга, не перебивая.

Говорить только от своего лица.

Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения

В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

Ход упражнения: Ведущий предлагает участникам ознакомиться и обсудить правила участия в занятиях.

5. Упражнение «Почесать спинку».

Цель: Снять напряжение, повысить групповую сплоченность

Инструкция: Необходимо встать в круг. Все одновременно повернитесь направо. Теперь каждый видит перед собой спину своего одноклассника. И мы начинаем делать друг другу приятный и бодрящий массаж. (Называются имена двух школьников стоящих друг рядом с другом.) Пусть Маша начнет растирать ладонями плечи стоящего перед ней Андрея. Когда Маша завершит массаж, Андрей сделает такой же массаж следующему – стоящим перед ним. И так далее по кругу, пока массаж не «вернется» к тому, кто его начал – к Маше.

Психологический смысл упражнения: релаксация перед занятием, снятие внутреннего напряжения.

6. Упражнение «Поворот в прыжках».

Цель: активизация группы, сплочение.

Инструкция: Все участники должны встать так, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному знаку (хлопок ведущего) все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

7. Беседа.

Певец С. Адамо считал: «Дружба - это дополнение одного человека другим. Это полное понимание друг друга и умом, и душой».

Что означают для Вас слова; «Бесценный дружеский союз»?

Обсуждение по кругу.

8. Упражнение «Вавилонская башня».

Ресурсы: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Инструкция: Вы должны нарисовать башню. Разговаривать запрещено. Рисовать должны все одновременно, но каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения: В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Беседа – обсуждение:

Трудно ли было выполнять задание?

Что показалось наиболее трудным?

Что такое дружба по – вашему?

Важно ли, чтобы класс, в котором вы учитесь или работаете, был дружным?

9. Упражнение «Дом».

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Инструкция: «Ваша команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение:

Как проходило обсуждение в команде?

Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

Почему Вы выбрали именно эту роль?

Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

10. Рефлексия.

«Наше занятие подошло к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!».

2 занятие

Цель занятия: Сплочение коллектива, осознание ценности каждого члена коллектива, самоанализ и саморефлексия.

1. Упражнение «Аплодисменты по кругу».

Цель: снятие эмоционального напряжения в группе.

У вас замечательная команда, и каждый заслужил аплодисменты. Вы должны встать в круг. Я подхожу к одному из вас, называю имя и приветствую аплодисментами, затем он (а) выбирает еще кого-нибудь, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами и т.д.

2. Упражнение «Скульптура».

Цель: формирование положительного отношения друг к другу.

Почти в каждом городе есть свои скульптуры, некоторые созданные человеком, другие – природой. Сейчас вы должны будете создать свою скульптуру.

Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш… Попрошу одного из вас положить ручку посреди класса, второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтобы они соприкасались друг с другом и так далее.

Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из класса ладошками, плечами, коленями….

Что ж, молодцы, поздравляю вас!!! (Фото скульптуры)

3. Упражнение «Моя эмблема, мой девиз».

Ход упражнения: Каждый игрок получает бумагу и карандаш. По сигналу ведущего каждый придумывает и рисует то, что может быть эмблемой и пишет ту фразу или слово, которое может служить его девизом (это может быть пословица, фраза из песни, крылатое выражение, название кинофильма и т.д.) Потом делается выставка работ, где каждый рассказывает о себе, о своей работе.

4. Упражнение «Горячий стул».

Всем по очереди предлагается сесть на стул посреди комнаты, и каждый из участников по очереди говорит сидящему на стуле что-то приятное, какой-то комплимент. По окончании процедуры ведущий задает участникам вопрос, как они себя чувствовали, когда им говорили комплименты.

Можно продолжить упражнение, но произносить необходимо отрицательные качества сидящего на стуле. Рефлексивная беседа.

5. Рефлексия.

Наше занятие подошло к концу. Думаю, что оно принесло вам массу положительных эмоций. Мне хотелось бы узнать:

Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?

Что порадовало, а что огорчило?

Что было приятно, а что нет?

3 занятие

Цель занятия: Создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся, личностных качеств.

1. Упражнение «Ласковое имя».

Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника.

Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».

2. Упражнение «Ребус».

Участникам раздаются три разрезанные (по количеству участников) картинки. Собрав картинку, участники тренинга делятся на три команды, отгадывают ребус и узнают название своей команды. Команды занимают места за игровыми столами.

Итак, у нас образовалось три команды: «Вишенка», «Радуга», «Солнышко». И как вы догадались сегодня вы будете работать в командах.

3. Упражнение «Тарабанская грамота».

Перед вами – «Тарабанская грамота». Ваша задача – прочесть, что там написано. Время выполнения задания 3 минуты.

BLHСJUGLKIUYUУGЧTVЕGDHGFDSДLЕJHGCDYЬFDSДWQOIUJNNBGVЕFЧGDRCESfWРQALКMNJHUIOUYIRЛMNИVДZЕSQWЛDRFАGYТHUЬLffGFBHNJЕUЧYTREWNVGYTRГDEDRFCVОBNL

- Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

- Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание.

4. Упражнение «Рисуночное письмо».

Когда – то люди не знали букв. Но они могли писать друг другу письма. Каким образом? Они могли рисовать. Напишите с помощью рисунков короткое письмо вашим соперникам.

Команда «Солнышко» пишет письмо (с помощью рисунков) команде «Вишенка».

«Позвони мне сегодня в 6 часов вечера».

Команда «Вишенка» пишет письмо команде «Радуга».

«Пойдем сегодня после уроков играть в футбол»

Команда «Радуга» пишет письмо команде «Солнышко».

«Приходи в воскресенье ко мне на День рождения в 15 часов».

Что помогло вам справиться с заданием?

5. Упражнение «Быстрота реакции».

Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка. А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.

Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников игры: Спасибо за работу.

6. Упражнение «Узел».

Участникам предлагается завязать узел из тел, двигаясь медленно в центр круга и держась за руки, при этом руки опускать нельзя. Когда будет уже невозможно выполнять действия, участники останавливаются и начинают распутывать узел. В дальнейшем участникам интерактивного спектакля предлагается выполнить это же упражнение, но с закрытыми глазами.

7. Упражнение «Обезьяна и зеркало».

Цель: обучение взаимопониманию, развитие невербальных средств общения.

Один ученик-обезьяна, другой – зеркало, в котором повторяются все движения обезьяны, а потом участники меняются местами.

Ребята, какая же роль вам понравилась больше, почему?

Я вам хочу сказать, что очень важно уметь внимательно относиться к человеку, с которым вы общаетесь, так как движения человека могут выражать его внутреннее состояние.

8. Рефлексия.

Спасибо вам, сегодня мы с пользой провели время.

Что вам понравилось, а что нет на нашем занятии?

Что порадовало, а что огорчило?

Что было приятно, а что нет?

4 занятие

Цель занятия: Дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого подростка; развивать навыки самопознания и принятия самого себя.

1. Упражнение «Необычное приветствие».

Это упражнение предполагает, что дети должны поприветствовать друг друга без помощи слов, то есть невербально. Психолог может сам, если дети затрудняются, задавать конкретные формы приветствия — ладошками, коленками, плечами и т.п.

2. Беседа «Я».

Что, кроме нашей внешности, делает нас непохожими на других?

В форме групповой дискуссии обсуждаются различные сферы проявления «Я». Чем дети отличаются друг от друга? Что между ними общего?

Участникам дается представление о структурных компонентах личности:

«Я — физическое» (мое тело, возраст, пол, особенности внешности);

«Я — интеллектуальное» (мой ум, представления, интересы);

«Я — эмоциональное» (мои чувства, переживания);

«Я — социальное» (каждый человек играет одновременно много социальных ролей: в школе — ученик, дома — сын, дочь, внук, внучка; кроме того — коллекционер, спортсмен, участник театральной студии).

Необходимо показать важность знаний о самом себе и позитивного самовосприятия.

3. Игра «Кто я?».

Участникам дается задание написать 10 определений, отвечающих на вопрос «Кто я?» и являющихся их характеристикой.

Каждый ответ должен начинаться так: «Я – ...»

Затем ребята должны посчитать, каких слов в характеристике больше: положительных или отрицательных. По желанию можно зачитать определения, обсудить их.

Анализ. Каково соотношение позитивных и негативных представлений о себе? Какие определения вы поставили на первое место? Почему так значимы для вас именно эти проявления?

4. Игра «Бездомный заяц».

Участники рассаживаются на стулья, поставленные в круг. Один стул убирается. В центре круга остается водящий. По своему желанию он выбирает какой-либо признак, имеющийся у некоторого числа участников, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами все те, у кого светлые волосы, кто любит собак, увлекается танцами». Обладающие данным признаком встают и меняются местами друг с другом. Задача ведущего — занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим и придумывает новый признак.

5. Беседа «Я» (продолжение).

Каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы. В подростковом возрасте нужно учиться принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека. Каждый человек — индивидуальность, личность. Подумайте еще над тем, какие особенности характерны только для вас. Любой ребенок интересен и талантлив. Как стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Нужно прислушаться к тем советам, которые предлагают люди, имеющие на это право.

СОВЕТЫ ЧАРЛИ ЧАПЛИНА

Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.

Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.

Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.

Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.

Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.

Не упускайте мгновения удачи.

Не предъявляете к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.

Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.

Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.

Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать из него уроки.

Любите людей, и они ответят вам тем же.

6. Упражнение «Заполните таблицу».

Чувства

Никогда

Иногда

Часто

1. Злость

 

 

 

2. Удовольствие

 

 

 

3. Гнев

 

 

 

4. Радость

 

 

 

5. Страх

 

 

 

6. Испуг

 

 

 

7. Стыд

 

 

 

8. Облегчение

 

 

 

9. Нетерпение

 

 

 

10. Огорчение

 

 

 

Поставьте «+» в соответствующей колонке.

Обсуждение

Насколько трудно распознать эти чувства?

7. Упражнение «Закончить предложение».

Ведущий заранее записывает на доске:

Я люблю...

Я сержусь...

Я ликую...

Я доволен...

Я ненавижу...

Я мечтаю... и т.д.

Каждый из группы по очереди на доске дописывает любое предложение.

Обсуждение

Какие предложения было легче закончить?

Какие чувства встречаются чаще и как мы реагируем на их проявления?

8. Рефлексия.

Обмен впечатлениями.

5 занятие

Цель занятия: Овладение методами активизации мотивов и усиление учебной мотивации

1. Упражнения «Корабли и скалы».

Цель: обучение взаимопониманию, развитие невербальных средств общения.

Половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камни». Цель «скал» - не допустить «кораблекрушения». Потом играющие меняются ролями.

2. Притча о молодом человеке.

Жил-был один молодой человек и очень ему не нравился современный мир, и он решил сделать все возможное, чтобы его изменить. Окончил школу с золотой медалью, институт международных отношений. Стал дипломатом и в меру своих сил старался изменить мир. Лет через 15 он с горечью заметил, что мир не изменился. Тогда он решил сузить пространство своего влияния, вернулся в свой родной город, вот здесь-то он сможет реализовать свои мечты: он построит людям новые дома. Улучшит материальное положение и т.д. Работал, не покладая рук. Но прошло лет 10 и он с сожалением заметил, что жизнь в городе, какой была, такой и осталась, люди не изменились. Тогда он решил воздействовать на членов своей семьи, изменить их. Но и через 5 лет он не увидел результатов своего труда. Тогда он решил измениться сам, он пересмотрел свои взгляды. Свое отношение к людям и с удивлением заметил, что изменились люди, окружающие его, изменился мир вокруг.

3. Дискуссия на тему «Нужно ли изменять себя, совершенствоваться?»

4. Разминочное упражнение - приветствие «Твое будущее»

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга таким образом: поворачиваясь к соседу, делаете ему небольшой прогноз на будущее. Например - Андрей, я думаю, что через пять лет, ты будешь жить в Москве, или - Марина, мне кажется, что через год, ты станешь более уверенной в себе. Пожалуйста, начинайте.

Обсуждение:

1. Кто не согласен с прогнозом.

2. Какой прогноз вы желали бы услышать.

5. Упражнение «Визуализация моего успешного будущего»

Каждый из вас, думал, где и как он хочет жить в будущем, и может быть, даже сформулировали это в виде цели. И вот прямо сейчас, мы потренируемся в конструирование образа этой цели. Ваша задача, слушать мой голос и создавать свои внутренние образы.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните.

  • Еще раз вдохните и выдохните.

    Представьте себе свой обычный день вашего будущего.

    Итак, вам 26 лет. Вы просыпаетесь утром. (30 сек)

    Во сколько? Где? Это ваша квартира, дом.

    Оглянитесь. Что вы видите вокруг себя? (30 сек)

    Добавьте краски вашей картине. Пусть это будет яркая, приятная для вас картина. Не торопитесь, попробуйте увидеть все, что сможете предельно подробно и конкретно.

    Подойдите к зеркалу. Как вы выглядите? (30 сек)

    Прислушайтесь к звукам комнаты, к звукам за окном. Может быть, это утреннее пение птиц, а может легкая музыка. (30 сек)

    Добавьте тактильные ощущения - кожей вы чувствуете приятную утреннею прохладу или касание нежной теплой ткани. (30 сек)

    Одни ли вы дома или рядом с вами кто-то еще? (30 сек)

    Ваш образ должен быть позитивным, в настоящем времени и приятным. Он должен вам нравиться! (30 сек)

    Медленно возвращаемся мыслями в наше время, сюда, в наш класс, на наш урок.

    Вдохните глубоко, и на выдохе откройте глаза.

Обсуждение:

Кратко, в нескольких предложениях, зафиксируйте основное, что вас заинтересовало больше всего.

Что получилось легко, что не очень?

Понравилось ли вам, то, что вы там увидели?

Я предлагаю вам дома составить письменный рассказ об увиденном и пережитом.

6. Упражнение «Похвальная грамота», «Чемодан».

Дописать предложения: «Я ценю в тебе...», «Мне нравится, как ты...» и вручить кому-нибудь. Иметь запасные «грамоты» для тех, кому не достанется. Если учащиеся захотят, могут зачитать.

7. Рефлексия всего курса.

0

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.