“Я не такой как все”: Как помочь девиантному ученику почувствовать себя в безопасности
“Я не такой как все”: Как помочь девиантному ученику почувствовать себя в безопасности
Работа с девиантными учащимися – это сложный, но важный аспект педагогической деятельности. Задача классного руководителя - не просто “исправлять” поведение, а помочь ребенку включиться в образовательный процесс, почувствовать себя частью коллектива и обрести уверенность в себе.
Создайте атмосферу добра и понимания:
Найдите ключ к сердцу ребенка. Изучите сферу его интересов. Возможно, он увлекается спортом, музыкой, компьютерами или каким-то другим хобби. Постарайтесь включить его увлечения в образовательный процесс. Создайте условия для совместной деятельности с одноклассниками в рамках его интересов. Например, если он любит рисовать, поручите ему оформить стенгазету или создать иллюстрации к школьному спектаклю.
Поручите ему ответственность. Доверьте ребенку определенные обязанности в классе, например, помогать учителю в подготовке к уроку, вести журнал дежурных или распределять поручения среди одноклассников. Важно контролировать исполнение обязанности и поощрять его за ответственность.
Создайте ситуацию успеха. Постарайтесь найти в ребенке сильные стороны и создайте ситуацию, где он сможет проявить свои способности и достичь успеха. Не фокусируйтесь на негативных сторонах, а поощряйте его усилия. Например, если он хорошо рисует, позвольте ему продемонстрировать свои работы на выставке в классе или школе. Это повысит его самооценку и веру в свои силы.
Посоветуйте ему заняться спортом или творчеством. Спорт или хобби помогут ребенку развить дисциплину, уверенность в себе, найти новых друзей и выплеснуть свою энергию в положительном направлении.
Работайте с родителями. Важно помнить, что родители девиантного ребенка могут сталкиваться с собственными проблемами. Проявите к ним понимание и предложите им информацию о психологической и наркологической помощи, телефон доверия.
Создайте атмосферу где можно допустить ошибку. Позвольте ребенку ошибаться, не боясь осуждения. Важно не заострять внимание на ошибках, а использовать их как возможность для учения. Объясните ему, что ошибки - это часть учебного процесса, и из них можно извлечь ценный урок.
Формируйте веру в успех. Подчеркивайте любые улучшения, отмечайте сильные стороны ученика и демонстрируйте свою веру в него. Даже маленькие успехи заслуживают отмечания. Используйте разные способы: аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.
Анализируйте и закрепляйте успехи. Вспомните и отметьте прошлые достижения ребенка, чтобы подчеркнуть его прогресс и мотивировать на дальнейшие успехи.
Создайте реалистичные задания. Признавайте трудность заданий и ограничьте время на их выполнение, чтобы ребенок не чувствовал себя перегруженным. Постепенно увеличивайте сложность заданий, по мере того, как ребенок набирается опыта и уверенности в себе.
Взаимодействие с другими учителями. Важно создать единую систему поддержки ребенка в школе. Поговорите с другими учителями и согласуйте с ними стратегию работы с девиантным учеником.
Помните, что каждый ребенок уникален. Найдите индивидуальный ключ к сердцу девиантного ученика, и вы сможете помочь ему преодолеть трудности и почувствовать себя частью коллектива.
В заключение, работа с девиантными учащимися требует терпения, внимания и понимания. Не ожидайте быстрых результатов, но не опускайте руки. Создайте атмосферу добра и доверия, и вы увидите, как ребенок начинает меняться в лучшую сторону.
Автор: Щёголева Ульяна Владимировна