Литературно-музыкальный вечер ко дню рождения С. Есенина «Я сердцем никогда не лгу» (9–10 классы)
«Я сердцем никогда не лгу…»
(Литературно-музыкальный вечер
ко дню рождения С. Есенина)
Звучит музыка. Демонстрируется портрет Есенина.
Чтец : В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёз и синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»
Всей России встают черты…
Ведущий 1: Уважаемые гости, наша сегодняшняя встреча посвящена Дню рождения Сергея Есенина. Родился он 3 октября 1895 года в Рязанской губернии.
Сергей Александрович Есенин - большой русский поэт, задушевный и искренний. Прожив короткую и полную противоречий жизнь, безвременно покинул землю. "Пел не голосом, а кровью сердца", - скажут о Сергее Есенине современники. Есенин подтвердит это:
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Есенинская поэзия очень мелодична, поэтому рассказ о ней начнется с песни.
Под гитару исполняется романс "Не жалею, не зову, не плачу" (1921)
Ведущий 2: Поэт В. Боков сказал о Есенине «Есенин - природа. Есенин - дух. Есенин - великая любовь, которая собственно и творит всё лучшее, что есть на земле».
А мы смело можем сказать:
Он нес любовь, зелёную, светлую,
Немножко грустную, но беззаветную.
Его стихи покоряют нас чистотой помыслов, искренностью, исповедальностью. Стихами он поведал читателям о родной Рязанщине, о любви ко всему живому.
О своей судьбе Есенин писал так:
Чтец: Было время, когда из предместья
Я мечтал по мальчишески - в дым,
Что я буду богат и известен
И что всеми я буду любим.
Да! Богат я, богат с излишком,
Был цилиндр, а теперь его нет.
Лишь осталась одна манишка
С модной парой избитых штиблет.
И известность моя не хуже,
От Москвы по парижскую рвань
Моё имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
Ведущий 1 : Но судить о поэте по одному исповедальному стихотворению нельзя. Судьба его была трагичной. Уже с самого раннего детства Сергей Есенин был отдан на воспитание деду по материнской линии, у которого было трое взрослых сыновей.
Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
Он стал превосходным пловцом, а так как ему часто приходилось от них прятаться, то и отлично лазал по деревьям.
И вырос он отъявленным сорванцом. На селе слыл первым драчуном. Почти каждый день с ребятами дрался, домой приходил в синяках, а то и с расквашенным носом. Бабка его бранила. А дед заступался. Дед научил его, как надо драться.
Ведущий 2: Писать стихи Сергей начал довольно рано — в 9 лет, но сознательное творчество относил к 16-18 годам. Его первые произведения печатались в детских изданиях «Проталинка», «Мирок», «Новь» и др. Первый сборник вышел в 1916 году и назывался «Радуница».
С. Есенин любил слушать русские народные песни. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни.
Под окнами
Костер метели белой,
Мне девять лет.
Лежанка, бабка, кот…
И бабка что-то грустное,
Степное пела,
Порой зевая
И крестя свой рот.
Ведущий 1: Осенью 1913 Сергей Есенин (18 лет) вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, которая была старше его на четыре года.
В то время она работала вместе с Есениным корректором в типографии.
21 декабря 1914 года у них родился сын Юрий (Георгий). Анна Романовна очень любила Есенина, но какой-то жертвенной, материнской любовью.
Юрий Сергеевич Есенин - сын Сергея Есенина и Анны Романовны Изрядновой по ложному доносу он был арестован и 13 августа 1937 года, в свои юные 23 года, Юрий Есенин был расстрелян.
Ведущий 2: Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы. Поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловрате - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений".
Ведущий 1: В это время на него обращает внимание известный "крестьянский" поэт Николай Клюев, который вскоре становится единственным ближайшим другом, учителем и верным спутником Сергея. Современники отмечали, что влияние Клюева на Есенина в 1915-1916 гг. было огромно. Незадолго до смерти Сергей Александрович признавался: "Как был он моим учителем, так и останется...".
Ведущий 2: Николай Клюев и Сергей Есенин в ту пору часто вместе выступали с чтением стихов. На вечере в Тенишевском училище Есенин вышел, наряженный в шелковую голубую рубашку, плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи на каблучках. Читал стихи, аккомпанируя себе на балалайке. Балалайка была и у Клюева. Некоторые критики назвали это выступление "литературным балаганом", поэтов - "потешниками и скоморохами".
Ведущий 1: Но известность уже готова прийти к С. Есенину. Под Рождество 1915 г. Сергей идет в Царское Село с номером "Биржевых новостей" для Гумилева и Ахматовой, где рядом с произведениями Андреева, Мережковского, Бальмонта, Бунина напечатано и его стихотворение:
Чтец: Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных. (1919)
Ведущий 2: К любимому краю обращено раннее, прозвучавшее сейчас стихотворение Есенина. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к родине".
Есенинская Русь - страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых "относит ветер вдаль"; страна белых берез, душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине - это любовь ко всему, что дышит, движется, растет - живет на родной земле.
Недаром столько художников её воспевали в своих картинах.
Спит ковыль, Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь. (1925)
(Фоторепродукции пейзажей русских художников.
На экране - репродукции известных полотен Васильева, Нестерова, Васнецова, Грабаря. )
Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживет в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, белым, синим, золотым цветами - цветами неба, зари, снега, озер, колосящегося поля!
Романс "Отговорила роща золотая"
Ведущий 1: И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил
Листвою плачет на песок...
Есенин знал многих, со многими расставался. Но сам говорил, что любил по-настоящему только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.
Ведущий 2: Зинаида Райх бала артисткой. И так уж вышло что она и лучший друг Есенина Мариенгоф ненавидели друг друга. Он был между ними, как между двух огней. В одном из скандалов Есенин что-то сказал в пользу Мариенгофа и Зинаида Николаевна ушла от Есенина. Он очень скучал по детям о трехлетней Тане и полуторогодовалом Косте. Однажды он сказал: «Я женюсь на такой артистке, что все рот разинут!» (Это было сказано за несколько месяцев до встречи с Айседорй Дункан). М.Ройзман спросил его «Почему обязательно на артистке?» Есенин ответил «Хочу, чтобы мой сын был знаменитей меня». Но любовь к Зинаиде он пронес через всю жизнь.
Ведущий 1: Через несколько лет он напишет стихотворение «Письмо от матери». Когда впервые Есенин прочитал это стихотворение, опустил голову (чего не делал никогда, читая свои стихи) и произнес их с таким надрывом, как будто у него сердце оборвалось:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой ушел в кабацкий омут.
Ведущий 2: Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921 года. Ему - 26, ей - за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни - что-то скандально-трагическое. О чувствах Сергея к Исидоре, возродившей свободный эллинский танец, можно было бы сказать словами известного поэта античности Катулла:
Я ненавижу, любя.
"Возможно ли это? ", - ты спросишь.
Сам я не знаю,
Но чувствую так и томлюсь.
В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре Дункан, много отчаяния и грусти.
Сменяются кадры - фото Дункан. Танец
Выходит ученица, на плечах - легкая шаль, напоминающая те, которые любила носить Айседора. В ее исполнении звучит стихотворение "Пой же, пой..."
Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы плачут твои в полукруг.
Ведущий 1: Вернулся Есенин в Москву изнуренным и больным. Его замучила тоска по Родине. Лучше России он не может представить. Гастроли Дункан не давали Есенину писать. Она не отпускала его ни на шаг от себя. Он пытался даже удрать от нее. Когда приехал к нему друг Кусиков. Они скрылись в одном из частных пансионов.
Айседора четыре дня объезжала все пансионы и поздно ночью ворвалась с хлыстом в руках туда, где был Есенин. Она перебила хлыстом всю посуду в буфете, все люстры и увела Есенина. На следующий день предъявили знаменитой танцовщице «страшный счет». Естественно для свободолюбивого Есенина это была невыносимая жизнь и он убедился, что его жена в семейной жизни настоящая собственница. Еще за границей Есенин решил уйти от Дункан. В Москве он несколько раз уходил от нее, но снова возвращался. И в эти трудные дни его подруга Галя Бениславская стала ему опорой. Он любил ее как друга, а не как женщину, Есенин доверял ей во всем.
Ведущий 2: ...Они расстались. Айседора ненадолго пережила Сергея, нелепо погибла в 1927 году во время поездки в открытом автомобиле: ее задушил длинный шарф, обмотавшийся вокруг колеса.
Фото Есенина с сигаретой в правой руке (1922 г.), в костюме и шляпе (1925 г.)
В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Европе и Америке, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них - тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.
Обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом(1922)
Ведущий 1: Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина "бесприютной", Москва - "кабацкой", а сам поэт казался себе опавшим кленом.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел (1925)
Ведущий 2: Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось.
...Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь
Сергей Есенин был тяжело болен.
Ведущий 1: В конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице "Англетер". Встречался с Клюевым, читал "Черного человека". Очень боялся оставаться в номере один - ему мерещились преследователи.
27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не было чернил, порезал руку, чтобы писать). Оно стало знаменитым, предсмертным, последним.
Стихотворение " До свиданья, друг мой..."
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди. (1925)
Фото: Есенин в шляпе (1925)
Ведущий 2: В ночь с 27 на 28 декабря Сергея Есенина не стало.
Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать,
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать... (1924)
"Мы теперь уходим понемногу" О ком эта есенинская строка? К сожалению, не только о себе самом. Многие русские поэты, лучшие русские поэты, приходили на эту землю, "чтоб скорей ее покинуть". А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Маяковский, М. Цветаева, Н. Рубцов, В. Высоцкий ушли в свою последнюю зиму, в последнюю весну, в последнее лето, в последнюю осень. Но с нами остались их живые стихи, а значит - их души.
Ведущий 1: «Он ушёл молодым, золотым, с плывущими по воздуху нитями волос», - писал о Есенине Юрий Олеша.
А современник С. Есенина, поэт Николай Тихонов предсказал…
«Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня… Его стихи не могут состариться. В их жилах течёт вечно молодая кровь вечно живой поэзии».
В записи звучит песня Ю. Шевчука "Последняя осень".
Сост.: А.В.Нагаева - зав. методико-библиографическим отделом