Внеклассное мероприятие «Я — ученик. Наша школа и наш класс»
Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую разработку внеклассного мероприятия по социальной адаптации учащихся
Внеклассное мероприятие «Я – ученик. Наша школа и наш класс»
(открытое занятие для родителей)
Пояснительная записка
Автор: Захаренкова Елена Владимировна, воспитатель.
Место работы: ГОУ РК СКШИ №4 г. Сыктывкара (Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4 г. Сыктывкара»).
Название работы: Внеклассное мероприятие «Я – ученик. Наша школа и наш класс».
Аннотация. Дополнительный класс в школе-интернате организован для успешного принятия обучающимися социальной роли ученика. Данное занятие духовно-нравственной направленности направлено на создание условий для формирования внутренней позиции школьника, овладения начальных навыков адаптации к школьному обучению. Предлагаемые задания ориентируют обучающихся к соблюдению норм школьного поведения.
Цель: создание условий для социальной адаптации к школьному обучению детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).
Задачи:
- Образовательные: применять навыки чтения при знакомстве с этапами занятия; классифицировать животное с местом обитания; производить анализ при создании смысловых пар («Найди пару»); узнавать (или подбирать по рифме) вежливые слова.
- Коррекционно-развивающие: активизировать устную речь в процессе выполнения заданий «Блиц-опрос», «Правильные советы», «Доскажи словечко»; пользоваться речью при построении собственных высказываний («Ошибки в поведении»); способствовать принятию обучающимися цели заданий; соотносить способ действия и результат (при складывании пазлов).
- Воспитывающие: формировать навыки общения и сотрудничества при работе в малых группах и классе; создавать условия принятия социальной роли ученика.
Предмет: внеурочная деятельность.
Класс: 1 Бд (дополнительный).
Оборудование: конверт с разноцветными кружками желтого, красного и зеленого цветов для распределения на три команды; ноутбук; экран; презентация; конверты с пазлами «Ученик», «Школа», «Класс»; наглядный материал для 6 этапов занятия для оформления на доске: номер этапа, его название; дидактические игры «Кто где живет», «Найди пару»; строительный конструктор; вопросы для воспитателя к этапам «Блиц-опрос», «Правильные советы», «Доскажи словечко».
Ожидаемый результат: В результате усвоения предложенного материала учащиеся:
- будут читать, говорить, использовать жестовую речь как альтернативную; научатся
самостоятельно договариваться при выполнении заданий в малых группах;
- научатся анализировать, сопоставлять, справляясь с дидактическими заданиями;
- сформируют у себя навыки рефлексии.
Формирование УУД:
Познавательные: умение строить речевое высказывание; чтение как озвучивание этапа занятия; поиск способа классификации и соотнесения; умение собирать пазл; узнавание вежливого слова.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу задания; умение удерживать на протяжении занятия главных задач квеста:
- Выполнить шесть заданий,
- Открыть буквы,
- Собрать из них слово, которое укажет на основу построения взаимодействий в классе («ДРУЖБА»).
Коммуникативные: участие в работе малыми группами, умение договариваться, приходить к общему решению; владение монологической и диалогической формами речи; умение отвечать на вопросы воспитателя, видеть ошибки одноклассников.
Личностные: воспитание положительной мотивации к учению.
Заимствованные картинки: Слайд 2. Картинки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Для пазла «Ученик» эта картинка.
В комплект разработки внеклассного мероприятия «Я – ученик. Наша школа и наш класс» входит: технологическая карта внеклассного мероприятия; Приложение 1. Демонстрационный материал; Приложение 2. Раздаточный материал; Приложение 3. Материал для педагога; Приложение 4. Презентация «Ошибки в поведении».
Технологическая карта внеклассного мероприятия
Содержание педагогического взаимодействия |
Личностный результат
|
|||
Деятельность педагога (вопросы и задания детям)
|
Деятельность обучающихся (что говорят, что делают) |
|
||
Познавательная
|
Коммуникативная |
Регулятивная
|
|
|
До внеклассного мероприятия воспитатель предлагает обучающимся вытащить из конверта кружки желтого, красного и зеленого цветов для последующего распределения на три команды |
||||
Этап мотивации |
||||
На доске закрыта тема занятия «Я – УЧЕНИК. НАША ШКОЛА И НАШ КЛАСС». Обозначено количество заданий (этапов) занятия. – Сегодня родители посмотрят, как вы умеете жить в нашем классе, как умеете договариваться и выполнять задания. – Чтобы узнать тему занятия, вам надо сложить пазлы. Подойдите к столу того же цвета, который вы выбрали до занятия. 1 группа сложила картинку ученика, 2 группа – картинку нашей школы, 3 группа – картинку нашего класса. Воспитатель подчеркивает правильность сбора пазлов, называния картинок, просит Максима прочитать тему занятия. – Правильно, тема нашего занятия - «Я – УЧЕНИК. НАША ШКОЛА И НАШ КЛАСС». Спрашивает: «Кто такой ученик?» Подытоживает: «Да, это ребенок, который учится в школе и выполняет учебные (школьные) задания». – Мы покажем родителям, какие вы ученики. Всего 6 заданий. Одно вы выполнили. Первое задание Юля, прочитай: «ПАЗЛЫ». За правильное выполнение получаете первую букву. – Какая эта буква? Всего 6 заданий и 6 букв. Из них вам надо будет сложить слово. Садитесь на стулья. Девочки садятся вперед, мальчики назад. Рома, останься здесь. |
Собирают пазлы, называют то, что собрали: «Ученик», «Наш класс», «Наша школа».
Соотносят прочитанное одноклассником с табличками на доске
Сличают написание буквы, произносят ее.
|
Слушают воспитателя.
Договариваются в процессе сбора пазлов.
Максим зачитывает тему занятия.
Высказывают свое понимание слова «Ученик».
|
Распределяются на три команды в соответствии с цветом. Помогают друг другу.
Учатся слушать одноклассника, дополняя его.
|
Осознают себя школьниками |
Этап открытия нового знания и закрепления полученных знаний |
||||
Рома, открой второе задание и дай прочитать Вике. Вика, прочитай. Рома, садись. Блиц-опрос – это быстрый вопрос и быстрый ответ. Готовы? Вопросы блиц-опроса находятся в Приложении 3.
Воспитатель обращается с конкретным вопросом к конкретному ребенку. В случае ошибок просит одноклассников дать правильный ответ
В конце блиц-опроса подытоживает: «Молодцы, справились с заданием и получаете вторую букву» . – Дима, открой третье задание и дай прочитать Артему. Артем, прочитай: «Правильные советы». Просит Диму и Аню К. быть помощниками и распределять советы: под словом «можно» - правильные, под словом «нельзя» - неправильные. Сейчас мы будем рассуждать и распределять советы. Если совет правильный, то будем класть в карман «МОЖНО». Если совет не правильный, то в карман «НЕЛЬЗЯ». Моими помощниками будут Аня К. И Рома. Готовы? (Приложение 3) Воспитатель обращается к личному опыту: «Встречаются ли у вас такое поведение?» Молодцы, справились с заданием и получаете третью букву . – Ангелина, открой четвертое задание и дай прочитать Матвею. Матвей, прочитай: «Ошибки в поведении». – Внимание на экран. Будете слушать стихотворение Б. Заходера «Перемена». – Что такое перемена? Слушайте и смотрите, как ведет себя мальчик Вова на перемене (работа на основе интерактивного приема «лента» с разбором каждой отдельной картинки). Молодцы, справились с заданием. Вот и четвертая буква открылась. Это буква… . – А сейчас игровая минутка (открываю пятое задание). – Встаньте. Подойдите к своим столам. Вот конверты с заданиями. Вам надо будет найти пары и объяснить, почему вы так сделали. Вы определите, кто где живет. – Третья группа: вам надо сложить башню или дом из кирпичиков.
Родители, согласны, что ваши дети хорошо поработали и заслуживают пятую букву? (открывается буква ).
– Аня Л., открой последнее шестое задание и дай прочитать Данилу. Данил, прочитай: «Доскажи словечко». Максим, правильно он прочитал? Стихотворения находятся в Приложении 3. – Слушайте. Родители могут помогать. И сейчас вы справились с заданием, вот вам последняя шестая буква. |
Называют класс, в котором учатся; называют инициалы учителя, воспитателя, логопеда класса и директора школы; Вспоминают, сколько этажей в нашей школе; сколько кроватей наших девочек в спальне для девочек и сколько кроватей наших мальчиков в спальне для мальчиков? Произносят, сколько учеников в нашем классе? Припоминают, на каком этаже находится столовая, наш класс Считают, сколько окон в классе
Слушают советы и решают, нужно (можно) ли их применять в своем поведении.
Соотносят картинки с содержанием стихотворения
Обосновывают, какие ошибки в поведении Вовы на перемене
Обучающиеся первой подгруппы классифицируют предметы; второй подгруппы – определяют и называют, кто где живет; третьей подгруппы - строят дом или башню
Вспоминают вежливые слова |
Вика читает содержимое таблички: «Блиц-опрос».
Отвечают на вопросы блиц-опроса
Для неговорящего ребенка вопросы и ответы сопровождаются жестовой речью. Дети произносят вторую букву.
Артем читает табличку с этапом: «Правильные советы». Аня как читающая перечитывает про себя:
Дают ответы, что такое «перемена». Воспринимают на слух строки стихотворения.
Произносят четвертую букву «Р»
Договариваются друг с другом
|
Выполняют словесные указания воспитателя, взаимодействуя между собой
Учатся слушать одноклассника, проверяя правильность ответов и исправляя при необходимости.
Продолжают давать ответы, предварительно подняв руку («как школьники»). Аня и Дима распределяют советы:
Стараются соотносить свое поведение с поведением героя стихотворения
Сотрудничают в малых подгруппах
Стараются произносить вежливые слова в соответствии с рифмой
|
Актуализируют свой опыт проживания в классе и школе
Понимают, что правильное распределение позволяет открыть следующую букву.
Формулируют выводы касательно своего поведения на переменах и на уроках
Обучающиеся понимают, что открыты все буквы. Все этапы пройдены. Надо собрать слово всем классом |
Этап рефлексии |
||||
– Итак, все буквы открыты. Осталось собрать слово. Получается ДРУЖБА – Давайте будем стараться, чтобы дружба и в дальнейшем помогала нам жить в нашем классе.
|
Пытаются сложить слово из букв |
Зачитывают собранное слово |
Сотрудничают всем классом |
Собирают слово «ДРУЖБА»
|
Приложение 1. Демонстрационный материал
Номера этапов
Названия этапов
ПРАВИЛЬНЫЕ СОВЕТЫ |
ПАЗЛЫ |
БЛИЦ-ОПРОС |
ОШИБКИ В ПОВЕДЕНИИ |
ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО |
ИГРОВАЯ МИНУТКА |
Таблички к этапу «Правильные советы»
Таблички для названия занятия
Я – УЧЕНИК. |
НАША ШКОЛА |
И НАШ КЛАСС |
Приложение 2. Раздаточный материал (пазлы)
Материал для педагога
К этапу «Блиц-опрос»
Назовите класс, в котором учитесь (Аня)
Как зовут учителя? (Ангелина)
Как зовут воспитателя? (Аня Л.)
Как зовут логопеда? (Дима)
Как зовут директора? (Матвей)
Сколько этажей в нашей школе? (Тимур)
Сколько кроватей наших девочек в спальне для девочек? (Юля)
Сколько кроватей наших мальчиков в спальне для мальчиков? (Артем)
Сколько учеников в нашем классе? (Данил)
На каком этаже находится столовая? (Вика)
В нашем классе сколько окон? (Рома)
На каком этаже находится наш класс? (Максим)
К этапу «Доскажи словечко»
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…(До свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить).
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо).
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(Добрый день).
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания).
Слова коротенькие эти повсюду слышатся с утра
Они живут на белом свете запомнить их давно пора
Таблички к этапу «Правильные советы»
Если хочешь ответить на вопрос учителя (воспитателя), подними руку. |
Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места. |
Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!» |
На перемене нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору |
Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых |
Бегать и шумно играть надо на спортивной или игровой площадке |
Помогать друг другу нужно всегда и всюду |
Надо ябедничать (жаловаться друг на друга) |
В школе помогать друг другу не нужно |
В классе можно драться и кричать на переменах |
В классе на переменах можно разговаривать и играть СПОКОЙНО |
Я - ученик. Наша школа и наш классDOCX / 3.07 Мб