Внеклассное мероприятие «Я — ученик. Наша школа и наш класс»

10
0
Материал опубликован 22 March 2023 в группе

Всероссийский конкурс профессионального мастерства на лучшую разработку внеклассного мероприятия по социальной адаптации учащихся

Внеклассное мероприятие «Я – ученик. Наша школа и наш класс»

(открытое занятие для родителей)

Пояснительная записка

Автор: Захаренкова Елена Владимировна, воспитатель.

Место работы: ГОУ РК СКШИ №4 г. Сыктывкара (Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат №4 г. Сыктывкара»).

Название работы: Внеклассное мероприятие «Я – ученик. Наша школа и наш класс».

Аннотация. Дополнительный класс в школе-интернате организован для успешного принятия обучающимися социальной роли ученика. Данное занятие духовно-нравственной направленности направлено на создание условий для формирования внутренней позиции школьника, овладения начальных навыков адаптации к школьному обучению. Предлагаемые задания ориентируют обучающихся к соблюдению норм школьного поведения.

Цель: создание условий для социальной адаптации к школьному обучению детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).

Задачи:

- Образовательные: применять навыки чтения при знакомстве с этапами занятия; классифицировать животное с местом обитания; производить анализ при создании смысловых пар («Найди пару»); узнавать (или подбирать по рифме) вежливые слова.

- Коррекционно-развивающие: активизировать устную речь в процессе выполнения заданий «Блиц-опрос», «Правильные советы», «Доскажи словечко»; пользоваться речью при построении собственных высказываний («Ошибки в поведении»); способствовать принятию обучающимися цели заданий; соотносить способ действия и результат (при складывании пазлов).

- Воспитывающие: формировать навыки общения и сотрудничества при работе в малых группах и классе; создавать условия принятия социальной роли ученика.

Предмет: внеурочная деятельность.

Класс: 1 Бд (дополнительный).

Оборудование: конверт с разноцветными кружками желтого, красного и зеленого цветов для распределения на три команды; ноутбук; экран; презентация; конверты с пазлами «Ученик», «Школа», «Класс»; наглядный материал для 6 этапов занятия для оформления на доске: номер этапа, его название; дидактические игры «Кто где живет», «Найди пару»; строительный конструктор; вопросы для воспитателя к этапам «Блиц-опрос», «Правильные советы», «Доскажи словечко».

Ожидаемый результат:  В результате усвоения предложенного материала учащиеся:

- будут читать, говорить, использовать жестовую речь как альтернативную; научатся

самостоятельно договариваться при выполнении заданий в малых группах;

- научатся анализировать, сопоставлять, справляясь с дидактическими заданиями;

- сформируют у себя навыки рефлексии.

Формирование УУД:

Познавательные: умение строить речевое высказывание; чтение как озвучивание этапа занятия; поиск способа классификации и соотнесения; умение собирать пазл; узнавание вежливого слова.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу задания; умение удерживать на протяжении занятия главных задач квеста:

  • Выполнить шесть заданий,
  • Открыть буквы,
  • Собрать из них слово, которое укажет на основу построения взаимодействий в классе («ДРУЖБА»).

Коммуникативные: участие в работе малыми группами, умение договариваться, приходить к общему решению; владение монологической и диалогической формами речи; умение отвечать на вопросы воспитателя, видеть ошибки одноклассников.

Личностные: воспитание положительной мотивации к учению.

Заимствованные картинки: Слайд 2. Картинки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Для пазла «Ученик» эта картинка.

В комплект разработки внеклассного мероприятия «Я – ученик. Наша школа и наш класс» входит: технологическая карта внеклассного мероприятия; Приложение 1. Демонстрационный материал; Приложение 2. Раздаточный материал; Приложение 3. Материал для педагога; Приложение 4. Презентация «Ошибки в поведении».

 

Технологическая  карта внеклассного мероприятия

Содержание педагогического взаимодействия

Личностный

результат

 

Деятельность педагога (вопросы и

задания детям)

 

Деятельность обучающихся (что говорят, что делают)

 

Познавательная

 

Коммуникативная

Регулятивная

 

 

До внеклассного мероприятия воспитатель предлагает обучающимся вытащить из конверта кружки желтого, красного и зеленого цветов для последующего распределения на три команды

Этап мотивации

На доске закрыта тема занятия «Я – УЧЕНИК. НАША ШКОЛА И НАШ КЛАСС».

Обозначено количество заданий (этапов) занятия.

image-20230322152540-1.jpeg

– Сегодня родители посмотрят, как вы умеете жить в нашем классе, как умеете договариваться и выполнять задания.

– Чтобы узнать тему занятия, вам надо сложить пазлы. Подойдите к столу того же цвета, который вы выбрали до занятия.

1 группа сложила картинку ученика, 2 группа – картинку нашей школы, 3 группа – картинку нашего класса.

Воспитатель подчеркивает правильность сбора пазлов, называния картинок, просит Максима прочитать тему занятия.

image-20230322152540-2.jpeg

– Правильно, тема нашего занятия - «Я – УЧЕНИК. НАША ШКОЛА И НАШ КЛАСС».

Спрашивает: «Кто такой ученик?»

Подытоживает: «Да, это ребенок, который учится в школе и выполняет учебные (школьные) задания».

– Мы покажем родителям, какие вы ученики.

Всего 6 заданий. Одно вы выполнили. Первое задание Юля, прочитай: «ПАЗЛЫ». За правильное выполнение получаете первую букву.

– Какая эта буква? image-20230322152540-3.png

 Всего 6 заданий и 6 букв. Из них вам надо будет сложить слово.

Садитесь на стулья. Девочки садятся вперед, мальчики назад. Рома, останься здесь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают пазлы, называют то, что собрали: «Ученик», «Наш класс», «Наша школа».

 

 

image-20230322152540-4.jpeg

 

 

 

 

 

 

image-20230322152540-5.jpeg

 

Соотносят прочитанное одноклассником с табличками на доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сличают написание буквы, произносят ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают воспитателя.

 

Договариваются в процессе сбора пазлов.

 

 

image-20230322152540-6.jpeg

 

 

 

 

Максим зачитывает тему занятия.

 

 

 

 

 

 

Высказывают свое понимание слова «Ученик».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределяются на три команды в соответствии с цветом.

Помогают друг другу.

 

image-20230322152540-7.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся слушать одноклассника, дополняя его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознают себя школьниками

Этап открытия нового знания и закрепления полученных знаний

Рома, открой второе задание и дай прочитать Вике. Вика, прочитай.

 Рома, садись.

Блиц-опрос – это быстрый вопрос и быстрый ответ. Готовы?

Вопросы блиц-опроса находятся в Приложении 3.

 

 

 

image-20230322152540-8.jpeg

Воспитатель обращается с конкретным вопросом к конкретному ребенку. В случае ошибок просит одноклассников дать правильный ответ

 

 

 

 

 

 

В конце блиц-опроса подытоживает: «Молодцы, справились с заданием и получаете вторую букву» image-20230322152540-9.png.

– Дима, открой третье задание и дай прочитать Артему. Артем, прочитай: «Правильные советы».

Просит Диму и Аню К. быть помощниками и распределять советы: под словом «можно» - правильные, под словом «нельзя» - неправильные.

Сейчас мы будем рассуждать и распределять советы. Если совет правильный, то будем класть в карман «МОЖНО». Если совет не правильный, то в карман «НЕЛЬЗЯ». Моими помощниками будут Аня К. И Рома. Готовы? (Приложение 3)

Воспитатель обращается к личному опыту: «Встречаются ли у вас такое поведение?»

Молодцы, справились с заданием и получаете третью букву image-20230322152540-10.png.

– Ангелина, открой четвертое задание и дай прочитать Матвею. Матвей, прочитай: «Ошибки в поведении».

– Внимание на экран. Будете слушать стихотворение Б. Заходера «Перемена».

– Что такое перемена?

Слушайте и смотрите, как ведет себя мальчик Вова на перемене (работа на основе интерактивного приема «лента» с разбором каждой отдельной картинки).

Молодцы, справились с заданием. Вот и четвертая буква открылась. Это буква… image-20230322152540-11.png.

– А сейчас игровая минутка (открываю пятое задание).

– Встаньте. Подойдите к своим столам. Вот конверты с заданиями. Вам надо будет найти пары и объяснить, почему вы так сделали. Вы определите, кто где живет.

– Третья группа: вам надо сложить башню или дом из кирпичиков.

 

 

 

 

Родители, согласны, что ваши дети хорошо поработали и заслуживают пятую букву?

(открывается буква image-20230322152540-12.png).

 

– Аня Л., открой последнее шестое задание и дай прочитать Данилу. Данил, прочитай: «Доскажи словечко». Максим, правильно он прочитал?

Стихотворения находятся в Приложении 3.

– Слушайте. Родители могут помогать. И сейчас вы справились с заданием, вот вам последняя шестая буква.

image-20230322152540-13.jpegНазывают класс, в котором учатся; называют инициалы учителя, воспитателя, логопеда класса и директора школы;

Вспоминают, сколько этажей в нашей школе; сколько кроватей  наших девочек в спальне для девочек и сколько кроватей  наших мальчиков в спальне для мальчиков?

Произносят, сколько учеников в нашем классе?

Припоминают, на каком этаже находится столовая, наш класс

Считают, сколько окон в классе

 

 

Слушают советы и решают, нужно (можно) ли их применять в своем поведении.

image-20230322152540-14.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят картинки с содержанием стихотворения

 

Обосновывают, какие ошибки в поведении Вовы на перемене

image-20230322152540-15.jpeg

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся первой подгруппы классифицируют предметы; второй подгруппы – определяют и называют, кто где живет; третьей подгруппы -  строят дом или башню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают вежливые слова

image-20230322152540-16.jpeg

Вика читает содержимое таблички: «Блиц-опрос».

 

 

 

Отвечают на вопросы блиц-опроса

 

 

 

 

image-20230322152540-17.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для неговорящего ребенка вопросы и ответы сопровождаются жестовой речью.

Дети произносят вторую букву.

 

 

Артем читает табличку с этапом:

«Правильные советы».

Аня как читающая перечитывает про себя:

image-20230322152540-18.jpeg

 

 

 

 

Дают ответы, что такое «перемена».

Воспринимают на слух строки стихотворения.

 

Произносят четвертую букву «Р»

 

Договариваются друг с другом

image-20230322152540-19.jpeg

image-20230322152540-20.jpeg

image-20230322152540-21.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют словесные указания воспитателя, взаимодействуя между собой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся слушать одноклассника, проверяя правильность ответов и исправляя при необходимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжают давать ответы, предварительно подняв руку («как школьники»).

Аня и Дима распределяют советы:

image-20230322152540-22.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стараются соотносить свое поведение с поведением героя стихотворения

 

 

 

 

 

 

Сотрудничают в малых подгруппах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стараются произносить вежливые слова в соответствии с рифмой

 

 

 

Актуализируют свой опыт проживания в классе и школе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image-20230322152540-23.jpeg

 

 

Понимают, что правильное распределение позволяет открыть следующую букву.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют выводы касательно своего поведения на переменах и на уроках

 

image-20230322152540-24.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся понимают, что открыты все буквы. Все этапы пройдены. Надо собрать слово всем классом

image-20230322152540-25.jpeg

Этап рефлексии

–  Итак, все буквы открыты. Осталось собрать слово. Получается ДРУЖБА

–  Давайте будем стараться, чтобы дружба и в дальнейшем помогала нам жить в нашем классе.

 

Пытаются сложить слово из букв

Зачитывают собранное слово

Сотрудничают всем классом

Собирают слово «ДРУЖБА»

image-20230322152540-26.jpeg

 

 

 

 

 

Приложение 1. Демонстрационный материал

Номера этапов

image-20230322152540-27.png

 

 

 

Названия этапов

ПРАВИЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

ПАЗЛЫ

БЛИЦ-ОПРОС

ОШИБКИ В ПОВЕДЕНИИ

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

ИГРОВАЯ МИНУТКА

 

Таблички к этапу «Правильные советы»

image-20230322152540-28.png

image-20230322152540-29.png

 

 

 

 

Таблички для названия занятия

 

 

Я –  УЧЕНИК.

НАША ШКОЛА

И НАШ КЛАСС

 

Приложение 2. Раздаточный материал (пазлы)

 

image-20230322152540-30.png

image-20230322152540-31.png

image-20230322152540-32.png

 

Материал для педагога

К этапу «Блиц-опрос»

Назовите класс, в котором учитесь (Аня)

Как зовут учителя? (Ангелина)

Как зовут воспитателя? (Аня Л.)

Как зовут логопеда? (Дима)

Как зовут директора? (Матвей)

Сколько этажей в нашей школе? (Тимур)

Сколько кроватей  наших девочек в спальне для девочек? (Юля)

Сколько кроватей  наших мальчиков в спальне для мальчиков? (Артем)

Сколько учеников в нашем классе? (Данил)

На каком этаже находится столовая? (Вика)

В нашем классе сколько окон? (Рома)

На каком этаже находится наш класс? (Максим)

 

К этапу «Доскажи словечко»

 

Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)

Друг другу на прощание
Мы скажем…(До свидания)

Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить).

До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо).

В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(не перебивай).

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(Спасибо).

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(Добрый день).

Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)

И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания).

 

Слова коротенькие эти повсюду слышатся с утра

Они живут на белом свете запомнить их давно пора

Таблички к этапу «Правильные советы»

Если хочешь ответить на вопрос учителя (воспитателя), подними руку.

Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.

Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»

На перемене нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по кори­дору

Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых

Бегать и шумно играть надо  на спортивной или иг­ровой площадке

Помогать друг другу нужно всегда и всюду

Надо ябедничать (жаловаться друг на друга)

В школе помогать друг дру­гу не нужно

В классе можно драться и кричать на переменах

В классе на переменах можно разговаривать и играть СПОКОЙНО

 

 

 

 


Я - ученик. Наша школа и наш классDOCX / 3.07 Мб

 


Приложение 4. Ошибки в поведенииPPTX / 2.07 Мб

Комментарии
Комментариев пока нет.